Богиня феминисток Армении

Mar 08, 2019 10:34





Шушаник Кургинян (1876-1927) в городе Новый Нахиджеван (Ростов-на-Дону), 1908 год. Фото со страницы в ФБ, посвященной поэтессе

Ее называли революционеркой, но память о ней тихо затирали. С гордостью указывали, что мол вот, была и у нас своя поэтесса до революции, и не издавали отдельных  сборников, а если издавали то не часто и на плохой бумаге.  В школе стихи Шушаник Кургинян,конечно же, не проходили. И биографических фильмов о ней не снимали - то ли дело про Камо. Впрочем, однажды она появилась на экране. В фильме «Рождение» о Мясникяне была пара эпизодов с Шушаник. Сценарист очень хотел сказать о ней как можно больше, в фильме упомянуто, что ее стихи перевел на русский сам Валерий Брюсов. На этом все. В этом эпизоде жена Егише Чаренц является в дом к Шушаник и произносит пламенную речь с завуалированным укором властям. Жена его Арпеник поет песню на стихи Шушаник Кургинян.



У Шушаник не было даже памятника в Советской Армении, если не считать надгробного бюста. В чем же причина, что женщина, которая идеально подходила на роль советского идола, оказалась в забытии? Порой складывалось впечатление, что память о ней не выжгли до конца только потому, что она была слишком известна при жизни, и ее переводил сам Валерий Брюсов. Ответ прост: в юности она возглавляла девичью ячейку партии социал-демократической Гнчакян в своем родном Александрополе. Партию в СССР запретили, всех активистов предали забвению как только могли. А сегодня исследованием ее биографии занимаются представительницы армянского феминистического движения. Именно они выискивают ее фотографии в коллекциях других музеев, разыскивают сведения, устраивают акции, открыли страницу, посвященную Шушаник в ФБ. На данный момент это самый богатый сведениями о ней ресурс.



Шушаник (сидит) с сыном Шаваршем и неизвестной, 1901, фото из Дома-музея Егише Чаренца, фото со страницы Шушаник в ФБ

Ее биография разбивает стереотипы о женщине-поэте: Шушаник Кургинян вышла замуж по любви и родила двоих детей. Аршак Кургинян был человеком просвещенным, прекрасно разбирался в литературе и дружил с Аветиком Исаакяном. Семью кормил его магазин, который он открыл уже в Нахиджевани-на-Дону (Ростов). Во фрагменте из фильма Чаренц называет ее дочь Анушик, между тем это не полное имя дочери. По традиции армянских королей ее назвали Аршакануш - производное от имени отца. Чем на самом деле занимался Аршак, видимо, еще предстоит узнать.

Аветик Исаакян в своих мемуарах отмечал, что любящая мать Шушаник очень тяготилась домашним хозяйством и вела его крайне плохо. Но все ли обедневшие образованные дамы, утратившие прислугу и средства ведут его хорошо?

Кстати, вот еще одна причина не вспоминать слишком много о таких, как Шушаник Кургинян: армянок в те годы выставляли освобожденными азиатками, и про обилие женских гимназий и их социально активных выпускниц предпочитали лишний раз не вспоминать. Вот почему так неполны наши представления о ней - во всех скупых энциклопедических статьях упоминается ее революционная риторика. Шушаник училась в гимназии Аргутян - но что мы вообще знаем об этом? Между тем, это учебное заведение, было значимым в Александрополе центром событий. Между тем, главная причина борьбы СССР с партией, которой она принадлежала была в том, что партия работала на возвращение Западной Армении, и об этом стороне деятельности Шушаник мы не знаем ничего.

В 2014-2015 гг в Армении прошла акция ее памяти - улицы городов были украшены граффити с ее портретами и цитатами, а стартовала акция у того самого, теперь уже разрушенного дома, где начиналась ее супружеская жизнь.



Тот самый дом в Гюмри. Эти ставни помнят ее руки.

Символом нынешнего  движения армянские феминистки выбрали Шушаник из-за ее стихов, посвященных положению женщин в обществе. Она высмеивала женский мир патриархального мира с его непременными интригами, кознями, конкурентной борьбой и обреченностью.

Фото со страницы Шушаник Кургинян.



Дизайнер Арпи Адамян







"Не люби меня, как любят цветок - я хочу достойной жизни"

Она умерла в 1927, в 51 год. Кто знает, пощадила бы через десять лет ее, шестидесятилетнюю, советская власть? Ее друзьям досталась страшная участь: Чаренц замучен, Мясникян убит, Исаакяна оставили в живых, но изводили преследованиями. От наследия самой Шушаник долгое время упоминались лишь ее революционные призывы  к борьбе: любовная лирика, описание современных ей реалий, реакции на действительность, в которой она жила просто не упоминались. И сегодня спустя сто лет после смерти, ее имя снова ассоциируется с революцией, с переменами, с новой жизнью. Надеюсь, возвращение Шушаник будет нам во благо, и мы скоро узнаем больше о ее жизни: об общественной деятельности, о ее забытых мыслях, о судьбе ее детей.

Шушаник Кургинян, армянская литература, Гюмри, армянская история

Previous post Next post
Up