Глава 10. первая часть. Аукцион.

Feb 11, 2013 22:28


Глава 10


Аукцион

Публика, собравшаяся в торговом доме, была самой разнообразной. На аукцион пришло довольно большое число посетителей. Здесь можно было встретить и мелких служащих,  и лавочников, и видных сановников в расшитых золотом кафтанах. В просторном зале находились ряды низеньких диванов, стены были украшены синими и темно-фиолетовыми изразцами, в орнаменте которых можно было различить  очертания тюльпана, гиацинта, лотоса, иногда рисунок складывался из целой гирлянды мелких цветов. У входа стояли несколько стражников.

Рядом с Асланом присел статный молодой осман.  На нем были коричневые шаровары, жилет, бархатная куртка с серебряными пуговицами и и яркий пояс, украшенный разноцветной вышивкой. В ожидании, когда вынесут очередной лот, они разговорились.

- Первый раз посещаю аукцион, - признался незнакомец. - Специально приехал из Коньи. А вы, наверно, не в первый раз здесь бываете?

- Ошибаетесь, - возразил Аслан, - я тоже не частый гость на таких мероприятиях.

- Значит, мы с Вами оба новички, - радушно улыбнулся тот. - Я подыскиваю подарок для своего брата, хотелось бы  найти что-нибудь старинное.

- Что ж, для Вас здесь богатый выбор.

- Верно,  - подтвердил тот, - Однако пока все мои попытки торговаться терпят поражение, непривычен для меня такой вид покупки. А Вас заинтересовал какой-либо из лотов?

- Здесь много замечательных вещиц, которые заслуживают внимания, - отозвался Аслан, оглядывая ряды выставленных у противоположной стены лотов. - Вон тот ятаган с серебряными ножнами просто великолепен.

Их беседа была прервана стуком молоточка. Слуга вынес на подносе изящную табакерку, обрамленную мелкими изумрудами.

- О, вот подходящий подарок, - оценил приезжий. -  Стоит того, чтоб побороться за него, если опять кто-нибудь не перехватит в последнюю секунду. Да, забыл представиться, меня зовут Дженгиз, - добавил он.

Аслан назвал свое имя в ответ, и продолжил наблюдать за тем, как идут торги, не принимая участия. До заветного перстня очередь еще не дошла, и приходилось ждать..

Во время объявленного перерыва Дженгиз зашел в расположенную по соседству кофейню, устроенную в дупле громадного платана. За столиком его уже ожидал Рифат.

- Он здесь? - осведомился Рифат.

- Да, он в зале, - хмуро подтвердил тот. - Но нужно ли всё так усложнять? Зачем разыгрывать этот спектакль? Мы только впустую теряем время. Почему бы не схватить его прямо сейчас, ведь он у нас в руках?

- Дорогой Дженгиз, иногда бывает полезно дождаться нужного момента, - твердо проговорил Рифат. -  Эта добыча, без сомнений, хороша, но меня устроит только двойной улов. Мне нужно знать, один он здесь или нет. И этот второй человек меня интересует гораздо больше.

Помедлив, он добавил:

- Выяснишь, где он остановился. Постарайся разузнать у него как можно больше. Потом дашь мне знать, пришлешь гонца в мой дом. - С этими словами Рифат покинул кофейню..

Перстень Адиля-паши был выставлен на торги последним. На круглый столик, стоящий в центре зала, вынесли  серебряный поднос, на котором сиял тот самый перстень с могучим и непокорным золотым львом.

Объявили первоначальную цену, после чего была зажжена очередная дюймовая восковая свеча. В распоряжении участников оставалось не более 3-4 минут на торги - именно столько времени (по наблюдениям Аслана) отплясывал свой лихой стремительный танец огонек свечи, извивавшийся яркими ослепительными лентами. Когда он затихнет, торг будет остановлен.

Поначалу набралось достаточно желающих приобрести перстень, но вскоре в борьбе за лот остались только Аслан и его новый знакомый Дженгиз. Цена уже была повышена втрое от первоначальной.

Когда «огненным часам» осталось отмерить еще около минуты, к слуге, который с успехом  справлялся с обязанностями аукциониста, подошел владелец торгового дома и что-то шепнул. После чего тот внезапно потушил свечу и объявил, что лот снимается с торгов. В зале поднялся шум, но вскоре он утих. Аукцион был закончен, и все постепенно потянулись к выходу. Пробившись к хозяину торгового дома, Аслан приостановил его.

-  Вы обещали, что познакомите меня с этим человеком, который дал Вам этот перстень, - напомнил он.

- К сожалению, в последний момент он передумал продавать это украшение.

- Он находился здесь? Скажите, кто это, возможно, я еще успею застать его.

- Мне очень жаль, но он не пожелал встретиться с Вами, - развел руками хозяин.

Аслану ничего не оставалось кроме как уйти, так ничего толком и не разузнав.

Солнце клонилось к закату, облака сменили белый наряд на разноцветный, сочетавший тончайшие оттенки розового, сиреневого и фиалкового. Аслан не успел отойти далеко от торгового дома, как его догнал  новый знакомый.

- Жаль, в последний момент всё сорвалось, и никому из нас не посчастливилось стать обладателями перстня, - проговорил он. - Придется уходить отсюда с пустыми руками. Вы ведь, как я погляжу, тоже ничего не приобрели? Хотели  заполучить именно того редчайшего льва?

-  Я не выбирал заранее, что приобрести, - ответил Аслан. - А перстень, как Вы точно подметили, действительно, уникальной работы, лев - символ власти и могущества - нечасто встречается в украшениях. Если Вы ищете старинные изделия, загляните в лавку Ибрагима, она расположена рядом с бедестаном, где, помимо шелка и вытканной золотом одежды, можно найти ценные предметы.

- Благодарю за сведения, - Дженгиз воодушевился. - Прошу простить за беспокойство, но был бы очень признателен, если б Вы показали мне дорогу к этому лавочнику. Для того, кто первый раз в Константинополе, трудно найти путь среди сплетений торговых рядов.

Аслан согласился. Дженгиз оказался превосходным рассказчиком, по дороге к бедестану он успел поведать истории о своей работе в Конье, о том, как добирался до столицы.

- Когда я приехал, я и не подозревал, что с гостиницами здесь - настоящая беда! -  отметил Дженгиз, пробираясь среди скоплений лавок и палаток. -  Подумать только,  скромная комната обходится в 25 франков в день!

- Так дорого? -Аслан был искренне удивлен. Они добрались до нужной лавки, где их приветливо встретил торговец.

-  Лучше срочно съезжать оттуда, - посоветовал Аслан. - Вас там попросту грабят! Я, к примеру, плачу в разы меньше.

- А где Вы остановились? - с интересом спросил Дженгиз.

- Надпись на вывеске не запомнил, но она находится в другой части города, - ответил Аслан.

Дженгиз некоторое время колебался, но затем вновь обратился с просьбой:

- Если Вы сейчас направляетесь обратно в гостиницу, разрешите составить вам компанию. Запомню путь, и, возможно, переберусь в тот район…

Подходя к трехэтажному зданию гостиницы, Дженгиз поблагодарил Аслана за помощь.

- Без Вас мне не удалось бы сэкономить  время на поиски, - заявил он, - Вы, вероятно, часто сюда приезжаете?

- Приходится  время от времени ездить по делам, - отозвался Аслан. - Здесь неподалеку есть еще одна подходящая, рядом с посольством.

- «Hotel d'Anglererre»? - подсказал Дженгиз,

- Именно, - Аслан с некоторым удивлением взглянул на собеседника. -Странно, что Вы слышали про нее, если не бывали здесь. Всего Вам доброго, - добавил он.

- И Вам удачи, - произнес Дженгиз вслед, но что-то в его голосе заставило Аслана насторожиться. В какой-то миг ему почудилось, что за этими словами промелькнула скрытая издевка, но впрочем это ощущение тут же исчезло.

После ухода Аслана Дженгиз, войдя в зал, черкнул коротенькую записку и, подозвав одного из слуг, ему записку вместе с парой монет.

- Отнеси послание в дом Рифат-паши и передай лично в руки паше, - приказал он. - Я подожду его здесь…

… Рассказав Мириам, что участие в аукционе не дало результатов, Аслан стал в задумчивости прохаживаться по номеру. Возникшее в душе тревожное чувство не отпускало, как будто где-то рядом поджидала опасность, которую нельзя разглядеть, но можно лишь ощутить ее постепенное приближение. Мириам попыталась заговорить с ним, но он, пропустив ее вопрос, неожиданно предложил этим же вечером вернуться в Смирну. Мириам отнеслась к его словам с недоумением, но затем согласилась.

Собрав вещи, они спустились вниз. К удивлению Аслана, когда они вышли из гостиницы, недалеко от входа всё еще находился Дженгиз.

- Вы уже уезжаете? - воскликнул он, приблизившись.

-Аслан, кто это? - шепнула Мириам

- Позже, - отмахнулся Аслан и, не обратив внимания на Дженгиза, направился к дороге. Но тот не отставал.

- Оказывается, Вы путешествуете не в одиночку, а в таком приятном сопровождении, - произнес он с усмешкой. -  Не нужно спешить. Боюсь, Вам придется задержаться в столице.

- Кто нас задержит, неужели Вы? - вызывающе бросил Аслан. - Никто не может запретить нам выехать из города.

- Вы ведь желали встретиться с владельцем перстня, - с готовностью отозвался Дженгиз. - Он перед Вами.

Аслан замер. После этих слов сегодняшние события предстали перед ним в ином свете, образуя довольно мрачную картину.

- Как же перстень к Вам попал? - раздался голос Мириам.

- Здесь не лучшее место для моего рассказа, - отозвался Дженгиз, глядя на Аслана. - Пройдемте вместе со мной, теперь я буду Вашим проводником.

- Мы не нуждаемся в беседе с Вами, -  отрезал Аслан. Мириам хотела возразить, но, взглянув на выражение лица мужа, промолчала.

Однако Аслану не пришлось пройти и трех шагов, как ему загородили путь.

-  Вы меня не совсем правильно поняли, - вкрадчиво сказал Дженгиз. - Я ни о чем не прошу, я приказываю. Придется подчиниться.

- Как Вы смеете угрожать? - возмутилась Мириам. -  Если мы позовем на помощь,  и сюда вмешаются полицейские..

- Полиция уже здесь, - перебил Дженгиз. - и  я, как представитель закона, повторяю, что вам придется пройти со мной, - отчеканил он, не сводя хищнический взгляд с Аслана, уже не пряча за маской радушия глубокую ненависть.

«Мы выберемся из этой ловушки.. должен быть способ.. », - Мириам пыталась собраться с мыслями, но сковавший сердце страх мешал сосредоточиться. Она еще не успела опомниться, когда Аслан сделал попытку ударить преграждавшего дорогу Дженгиза, но тот стремительно увернулся и схватил противника рукой за горло. Он слегка сжал пальцы, но для Аслана это едва заметное движение обернулось обжигающей болью. Мириам охватила волна ужаса. Первые секунды, которые показались ей бесконечно долгими, она пыталась умолять отпустить, звать на помощь,  но все было бесполезно. Мучительней всего было ощущать собственное бессилие повлиять на события. Внезапная идея подтолкнула ее к новым действиям. Пока всё внимание Дженгиза было приковано к Аслану. Мириам достала кинжал и приблизилась сзади к Дженгизу. Первой мыслью было ударить, но она прекрасно сознавала, что на это у нее не хватит духу. Можно было лишь попробовать выиграть немного времени.

- Немедленно отпусти Аслана! - Дженгиз внезапно ощутил, как холодное лезвие уперлось в горло. Он повернул голову и с удивлением воззрился  на Мириам.

- Женщина смеет мне угрожать? Чудно! - Он отпустил Аслана, который, задыхаясь, повалился на землю, и в следующую секунду одним молниеносным ударом кинжал был выбит из руки Мириам и отлетел на несколько метров  вглубь сада, окружавшего здание.

Эти драгоценные секунды  не были зря потеряны Асланом. Их хватило на то, чтобы подобрать камень и сделать точный бросок в цель. Дженгиз упал без сознания. Мириам помогла Аслану подняться.

- Всё в порядке, я нормально себя чувствую, - успокаивал он ее, хотя дышать всё еще было трудно.

Из гостиницы выбежали двое слуг.

- Что тут произошло? Мы слышали крики….

- Этот человек  напал и хотел ограбить! Почему Вы не подоспели раньше, ведь он мог убить нас! - с возмущением обратилась к ним Мириам.

- Мы спешили, как могли, - пробормотал один из слуг. Затем сказал другому, указывая на Дженгиза, - Внеси этого внутрь и перевяжи ему голову. Я позову полицейского. И Вас, эфенди, - обратился он к Аслану, -очень прошу, оставайтесь до прихода полиции.

- Мы не можем ждать, - Аслан подобрал вещи с земли и добавил, обратившись к жене: - Нужно как можно скорее уходить.

- Дай мне пару минут, мне нужно найти кинжал, - попросила она. - Он где-то здесь.

- Мириам, у нас нет времени! - торопил Аслан. - Промедление слишком опасно.

Мириам уступила его просьбе, и вскоре они, выйдя на одну из центральных дорог, затерялись в пестрой толпе пешеходов…

… Очнувшийся Дженгиз обнаружил, что находится в небольшой комнате, а рядом находятся  Рифат, лекарь и подоспевший по просьбе слуг полицейский. Рифат неподвижно стоял возле столика. Заметив, что Дженгиз пришел в себя, он равнодушным тоном спросил о случившемся. Выслушав рассказ, тем же ровным тоном произнес:

- Я ведь, кажется, просил не предпринимать никаких шагов без моего ведома. В частности, просил никого не трогать до поры до времени. Было слишком трудно придерживаться этих советов?

Дженгиз хотел ответить, но Рифат не пожелал его выслушивать.

- Оставь объяснения при себе, мне до них нет дела,  - раздражение прорезалось в его голосе. -  Куда они направлялись?

-  Он упомянул, что они собираются уезжать из города.

- Как звали женщину?

- Я не знаю ее имени. Но она должна быть записана среди постояльцев.

Рифат позвал слугу и потребовал предоставить записи. Тот вернулся через пять минут и доложил:

- Паша, в числе уехавших вечером значатся Махмуд и его жена Шахрият. С именем Аслан никого нет.

- Понятно, - разочарованно протянул Рифат. Помедлив, он обернулся к Дженгизу: - Говоришь, у нее был кинжал. Как он выглядел?

- Я не успел его разглядеть.  Кто она? Почему она тебе так необходима?

- Не уверен, та ли это, о ком я думаю, - уклонился Рифат от ответа. Затем взял бумагу и перо и вручил Дженгизу:

- Объяви по всем участкам, чтоб искали преступника, напавшего и избившего полицейского. Мои люди уже предупреждены, пусть достанут этих двоих хоть из-под земли.

Послание вручили полицейскому, который тут же отправился с приказом в участок. Дженгиз хотел и сам пойти в управление, но Рифат его удержал.

- Тебя отвезут домой, рану сейчас лучше не тревожить, - гораздо мягче произнес он. - Ты мне нужен здоровым и невредимым. Поправляйся, брат.

Рифат вышел в сад. Пройдясь пару раз возле окрестностей гостиницы, он наконец заметил, как что-то блеснуло около корней стройного кедра, окруженного зарослями олеандра. Приблизившись, он поднял с земли кинжал с выгравированными на рукояти лепестками роз, лотоса и тюльпана.  «Мириам... Она тоже здесь, теперь я в этом не сомневаюсь». Рифат продолжал задумчиво разглядывать находку, в его памяти ожили события, произошедшие, казалось бы, не так уж давно, но навсегда перевернувшие его жизнь..

Фанфик по сериалу ИБД

Previous post Next post
Up