Этот вопрос не дает мне покоя уже длинное время, и я все больше увязаю в нем. Господь ставит уже другие задачи, дает размышлять над другими вопросами, а я не могу себе ответить на этот. Иконы - это поклонение Богу? Или идолопоклонство? Или посвяшенные Богу предметы? Иконы безобидны? Они помогают нам двигаться к Богу? Или мешают? Или препятствуют? Или отвергают нас от обшения с Богом? наводят на нас гнев Господень? Или без них поклонение Богу невозможно?
Сегодня открыла Слово Божие на главе 20-21 Иезекииля. И там об идолопоклонстве и о Судах Божиих.
Старейшины пришли к Иезекиилю просить совета у Бога, а Он им говорит, что никакого совета не даст потому, что они оскверняют себя всякими мерзостями, служат идолам, поклоняются дереву и камню, Субботы и законы Господни не выполняют, и Бога не слушают. Так пусть они идут в свои дубравы и спрашивают у своих идолов. А Он им совета не даст.
И подумалось, а не про нас ли это? Когда мы обкладываем себя иконами и статуэтками вместо того, чтобы говорить напрямую к Богу Живому? Когда вместо живых отношений с Богом идем в церковь ставить свечи и помолиться перед иконой. Ищем статую, чтобы вспомнить о Боге? Ищем храм, вместо того, чтобы создавать храм Божий у себя, в своем теле? Ищем Бога через видимое. а не стараемся проникнуть через невидимое. А потом удивляемся, а почему это Господь не отвечает на наши молитвы или не дает совета?
Так даже если бы только это! Но как говорит Господь через Иезекииля, уже меч заточен и вознесен над народами, над праведным и нечестивым, за идолопоклонство и мерзости, которые мы совершаем. За то, чтобы познали народы Земли Имя Господа!
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Иерусалиму и произнеси слово на святилища, и изреки пророчество на землю Израилеву, и скажи земле Израилевой: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, и извлеку меч Мой из ножен его и истреблю у тебя праведного и нечестивого. А для того, чтобы истребить у тебя праведного и нечестивого, меч Мой из ножен своих пойдет на всякую плоть от юга до севера. И узнает всякая плоть, что Я, Господь, извлек меч Мой из ножен его, и он уже не возвратится. Ты же, сын человеческий, стенай, сокрушая бедра твои, и в горести стенай перед глазами их. И когда скажут тебе: "отчего ты стенаешь?", скажи: "от слуха, что идет" - и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат, как вода. Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог.»
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: скажи:
меч, меч наострен
и вычищен; наострен для того, чтобы больше заколать;
вычищен, чтобы сверкал, как молния.
Радоваться ли нам, что жезл сына Моего презирает всякое дерево?»
И опять, жезл сына Моего презирает всякое дерево. Т.е. идолопоклонство, когда люди кланяются изделию из камня и дерева, вместо Творца.
Вторая заповедь гласит очень определенно:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.»
При разьяснении этой заповеди люди разделились на 2 категории. Одна категория уверяют, что идолопоклонство - это про кумиров, это про то, что мы ставим что то выше Бога Живого: семью, деньги, комфорт, творчество, ЧТО ТО, короче. Но не иконы. Другие уверяют , что как раз это про иконы. Так как в Законе четко указано, что НЕ ДЕЛАЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ И НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ЕМУ.
Как же быть с тем фактом, что изображения на христианскую тему появились с первыми христианами? Первые найденные фрески датируются 2 веком. Но поклонялись ли они этим изображениям?
Догмат о поклонение иконам был введен на 7 Никейском Соборе в 787 году и гласит:
«Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:
подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.«
Догмат утверждает, что надо поклоняться иконе, как Образу нашего Господа. И тот, кто поклоняется иконе, поклоняется ипостаси изображенного на ней.
Т.е. другими словами, тот, кто поклоняется иконе, поклоняется Богу .
Но разве этот догмат не входит в прямое противоречие со Второй Заповедью - не делай никакого изображения и не поклоняйся им?