О тавтологии в истории

May 18, 2012 17:30

Немного занудный пост про современность, как я это понимаю.
Собственно, в рассуждениях об актуальных события само рассуждение строится вокруг двух моментов:

1. Карнавализация протеста. Сюда работает и неопределенная группа протестующих и то, что протест исходит из обычно непротестующего класса, и само язвительное определение креативного класса, и вопросы - чем же рассержены эти "рассерженные горожане"? Причем Недоумение по поводу форм протеста исходит и от "серьезных оппозиционеров" (условное обозначение) и от консерваторов.

2. Второй момент - поиск параллелей в истории - 1917 год, 1905, Мартин Лютер Кинг (кстати, редкая и неплохая идея), революции в Латинской Америке и пр. Ну, оранжевые и арабские революции. Между тем, ни одна из параллелей не подходит, и отсюда вполне закономерно стремление показать всю смехотворность нынешней "движухи".

Я не буду говорить ни за, ни против движухи, просто дальше попытаюсь предложить свою версию о повторяемости истории. Под катом

Кажется, что все эти параллели чрезвычайно далеки от сегодняшнего дня. Либо хронологически, либо согласно обстоятельствам. В Латинских Америках стреляли, на арабскую страну мы не похожи, в оранжевых странах все это было либо эхом серьезной политической борьбы, либо подковерной возни. У нас серьезной политической борьбы нет (ну не считать же борцами-тяжеловесами Прохорова и Навального). Про подковерную возню пусть кто-то другой пишет, кто знает.
Другой приметой нашего сегодняшнего протеста стало вовлечение большого количества молодежи, причем до этого бывшей социально инертной, а в потенциале могущей стать преуспевающими бизнесменами и чиновниками.
Потому для меня "рабочей" парлелью стало сравнение с американским молодежным движением и борьбой разгорвешейся вокруг войны во Вьетнаме.
Одним из лидеров этой борьбы стала партия (или движение) Йиппи(англ. Yippies от аббревиатуры YIP - англ. Youth International Party - международная молодёжная партия), созданное Джерри Рубином и Эбби Хоффманом.
Почему я вижу здесь сходство? Ну во-первых само движение началось с разгона сидячей студенческой забастовки. Джерри Рубин описывал свою "слабость" так - не могу не присоединиться к сидячей забастовке. Акции этого движения, вообще, не сильно отличались по духу от "оккупайабай". В каком-то месте жители просыпались и видели у себя под окнами целую колонию йиппи. Слово не случайно похоже на хиппи - йиппи были теми же хиппи, только зараженными левыми идеями.
Кульминационной акцией движения стало выдвижение свиньи на пост президента США и поход на Пентагон. В ходе этого похода участники декларировали желание поднять(!) Пентагон на воздух с помощью магии и заклинаний (!!!). Найдите отличия от "Богородица, Путина прогони". Я нашел два. Первое - массовость (пока что). второе - у нас подобные движения направлены на десакрализацию и церкви и власти, у них же только власти и ее.
Сама идея протеста через абсурдные и. возможно, приятные действия вообще характерна для йпппи.
Хоффман про акции йиппи: "Ясность - не наша цель. Наша цель - сбить всех с толку. Нас не понимают - и это замечательно: понимая нас, они нашли бы способ нас контролировать".
Дальше я посчитал нужным привести несколько цитат из книги Рубина "Действуй", благо она переведена, которые иллюстрирует сходство "тогда" и "сегодня".

Эпизод с сидячей забастовкой:
"Присутствие Карен Вальд, еще одной нестудентки, сидевшей непосредственно в середине группы, было проигнорировано. Она в ярости закричала:
- Вы, ебаные шовинисты, арестуйте и меня!
Нас шестерых отвели в сторону и предъявили обвинение в незаконном вторжении и нарушении общественного порядка".
Во-первых, по описаниям очень похоже. Во-вторых, тут я видел предложение, что, если "гуляющих" арестуют, то каждый должен придти и написать явку с повинной.
О "теоретической базе" движения:
"Это революция молодых. Это международная революция. Люди пытаются добиться какого-то смысла, повеселиться, познать экстаз - в общем, основать партию тех, кто любит хорошие пати".

"На планете завелся кислотный марксист, психоделический большевик. Он не чувствовал себя комфортно среди Студентов за Демократическое Общество, он не был интеллектуалом с кампуса или хиппи, проповедующим власть цветов. Обдолбанный политикан. Гибрид нового левого и хиппи вылился в нечто совершенно новое".

О способах и стратегиях революции:
"Миф всегда крупнее человека. Например, миф о Че Геваре намного могущественнее, чем он сам. Миф о Студентах за Демократическое Общество сильнее этих студентов. Миф о йиппи свернет шею правительству. Миф совершает революцию. Маркс - это миф. Мао - тоже миф. И Дилан - миф. Не говоря уже о “Черных Пантерах”.

О "креативных слоганах" "Для йиппи не действуют никакие идеологические требования. Напиши свой собственный слоган".

и "креативных действиях": "Йиппи говорят:- Если это не весело - не делай".

И о позитивном элементе в программе йиппи (обратите внимание на сходство вопросов):
"Все продолжали спрашивать:- Мы знаем, против чего вы протестуете. Но что вы предлагаете? В конце концов, мы нашли ответ - мы за свинью в президенты!По крайней мере, позитивная программа".

Наконец, видение "нового революционера" как фигуры порожденной городской (причем, город, непременно, мегаполис) средой: "Йиппи - это городские сумасшедшие. Нам комфортно в дорожной пробке".

Ну, и наконец забавное совпадение, которое меня просто убило:
"Репортер:
- Откуда у йиппи деньги?
Йиппи:
- А откуда у Папы Римского кольцо?"

Черт, это же история с часами, подумал я и на этом кажется, окончательно поверил в сходство происходящего.

Следовательно, чего бы хотелось выяснить
1. К чему же привело движение йиппи. И было ли от этого какая-то польза
2. Возможно, ли появление в России харизматичных лидеров типа Хоффмана-Рубина, окончательно трансформирующих протест в его ...контркультурынй вариант.
3. Ну, и если история - дама склонная к тавтологии, то появятся ли у нас свои "синоптики"?

будущее, события

Previous post Next post
Up