06.05.2022
Зверь под названием
«экономическая рецессия»
готов наброситься на Америку
Главная финансовая новость 4 мая - решение Федеральной резервной системы США повысить ключевую ставку. Ключевая ставка - это величина процента, под который Центробанк дает деньги коммерческим банкам.
Чем она выше, тем выше ставки по депозитам, но тем дороже кредиты. При понижении ставки - наоборот. Ключевая ставка определяет «погоду» на финансовых, а отчасти и товарных рынках.
Итак, ключевая ставка ФРС США была повышена до значения 0,75-1,0 %. Примечательно, что Федеральный резерв обычно меняет ставку, повышая или понижая ее на одну «ступеньку», равную 25 базисным пунктам (0,25%). А сейчас ключевая ставка поднята сразу на две «ступеньки», т.е. на 50 базисных пунктов. До этого она находилась на уровне 0,25-0,5 %.
Такой двуступенчатый скачок последний раз имел место 22 года назад. Это явный признак того, что в экономике США происходит что-то чрезвычайное. Также примечательно, что это уже второе подряд повышение ключевой ставки. На предыдущем заседании FOMC 16 марта было первое повышение ставки на 0,25% (до этого с начала объявления в США «пандемии» ключевая ставка держалась на нулевой отметке). В последний раз американский ЦБ увеличивал ставку по итогам двух заседаний подряд в 2006 году.
Свое решение Федеральный резерв связал со сложной экономической ситуацией в США, увязав ее со спецоперацией России на Украине и эпидемиологической ситуацией в Китае. В пресс-релизе американского Центробанка сказано: «Вторжение вызывает огромные человеческие и экономические трудности. Последствия для экономики США крайне неопределенны. Вторжение и связанные с ним события создают дополнительное повышательное давление на инфляцию и, вероятно, окажут давление на экономическую активность. Кроме того, локдауны, связанные с COVID в Китае, вероятно, усугубят сбои в цепочке поставок. Комитет очень внимательно относится к инфляционным рискам».
После мартовского заседания, поднявшего ключевую ставку на одну «ступеньку», председатель ФРС Джером Пауэлл стал психологически готовить участников рынков к последующим возможным радикальным шагам Федерального резерва. Он неоднократно говорил, что Америке в сфере экономики угрожают две большие неприятности: инфляция и рецессия. Инфляция уже налицо (по итогам марта - 8,5%), а рецессия (экономический спад) пока существует как вероятность.
Для борьбы с рецессией надо проводить сверхмягкую денежно-кредитную политику, а для борьбы с инфляцией эту политику надо ужесточать. Во втором случае надо повышать ключевую ставку и сжимать денежную массу. Федеральный Резерв понимает, что воевать с двумя «зверями» одновременно нельзя, и выбирает борьбу с инфляцией. В марте годовая инфляция в США превысила планку 8% впервые за 40 лет (с января 1982-го).
21 марта глава ФРС заявил, что регулятор готов к более жесткому повышению ключевой ставки для снижения инфляции, если это потребуется. «Мы предпримем необходимые шаги для обеспечения возврата к стабильности цен. В частности, если мы придем к выводу, что уместно действовать более агрессивно, подняв ставку более чем на 25 базовых пунктов на заседании или заседаниях [Комитета по операциям на открытом рынке], мы это сделаем», - отметил Пауэлл.
Напомню, что в ходе финансового кризиса 2007-2009 гг. ФРС начала стремительно смягчать денежно-кредитную политику. Во-первых, снижала ключевую ставку (доведя ее до нулевого значения). Во-вторых, стремительно наращивала денежную массу (вбрасывая в экономику деньги путем покупки казначейских и ипотечных бумаг); такое наращивание получило название «количественного смягчения» (quantitative easing - QE). Подобная либеральная политика продолжалась до четвертого квартала 2014 года. К этому моменту активы ФРС США превысили 4,2 трлн. долл. (для сравнения: накануне финансового кризиса в 2007 году они равнялись 0,8 трлн. долл.).
После этого Федеральный резерв пытался потихоньку закрутить гайки, но получалось плохо. Боялись рецессии. Наибольших успехов удалось достичь в 2017-2019 гг., когда активы ФРС были снижены на 10-15% по сравнению с рекордными значениями 2014 года, а ключевая ставка немного превысила отметку в 2% (максимальное значение в 2,5% держалось с декабря 2018 по август 2019 г.). Еще до начала «пандемии» во второй половине 2019 года «количественное ужесточение» было остановлено, а ключевая ставка была понижена до 1,75%. А уже в ходе «пандемии» ее опустили до 0-0,25%.
По прошествии примерно двух с половиной лет мы видим новую попытку «количественного ужесточения». ФРС обнародовала планы по сокращению активов баланса. Сегодня их величина вплотную приблизилась к 9 трлн. долл. (что более чем на порядок превышает величину активов ФРС накануне финансового кризиса 2007-2009 гг.). С 1 июня Федрезерв будет продавать казначейские облигации на сумму 30 млрд. долл. и ипотечные бумаги - на 17,5 млрд. долл. ежемесячно. С 1 сентября объем продаж будет удвоен, т. е. ежемесячные продажи казначейских бумаг составят 60 млрд., а ипотечных бумаг - 35 млрд. долл. Это даже более «круто», чем в период 2017-2019 гг.
На пресс-конференции после принятия решения о повышении ключевой ставки Джером Пауэлл заявил, что американский Центробанк будет делать все возможное, чтобы сбить инфляцию до значения 2% годовых. Многих достаточно напрягли его слова, что ФРС США пока не рассматривает повышение ключевой ставки на 75 базовых пунктов (в обозримой истории такого вообще не было). А вот обсуждение о возможном последующем повышении ставки на 50 базовых пунктов на следующих заседаниях FOMC он назвал вполне уместным.
Среди высших чиновников ФРС принято проводить опросы их ожиданий по ключевой ставке в будущем. Согласно последним опросам, среднее ожидаемое значение ставки на конец сего года - 1,9%; на конец следующего - 2,8%.
Каковы возможные последствия повышения ключевой ставки ФРС 4 мая? Конечно, ожидается некоторое снижение инфляции. Может быть, до 6 или даже 5 процентов. Взбодрились фондовые рынки США. После новости индекс Dow Jones вырос на 1,10%, индекс S&P 500 - на 0,96%, индекс NASDAQ Composite - на 0,67%.
В старые добрые (для Америки) времена повышение ключевой ставки означало бы укрепление доллара. Однако сейчас мы видим обратную картину. Индекс доллара USDX (индекс, показывающий отношение доллара США к корзине из шести других основных валют: евро, иена, фунт стерлингов, канадский доллар, шведская крона и швейцарский франк) заметно снизился по итогам заседания ФРС. Также подорожали к доллару 15 из 23 валют развивающихся рынков (Emerging Markets), и среди них - российский рубль. Зафиксирован рост цен на золото (ожидается, что в самое ближайшее время они преодолеют психологическую планку в 2000 долларов за унцию).
Все более зримой становится надвигающаяся грозовая туча экономической рецессии. А следовательно, растет недоверие к доллару США и финансовым инструментам американского происхождения. В Goldman Sachs после решения по ключевой ставке оценили вероятность рецессии в США в ближайшие два года примерно в 35%, в ближайшие 12 месяцев - приблизительно в 15%. Впрочем, Goldman Sachs закладывает в свои оценки элемент оптимизма.
Есть смысл прислушаться к более независимым экспертам. Например, Лоуренс Саммерс (Lawrence Summers), бывший глава Минфина США, в апреле назвал рецессию самым вероятным сценарием для американской экономики. «Шансы на жесткую посадку в ближайшие два года сейчас явно превышают 50%, а возможно, составляют две трети или даже выше», - отметил Саммерс 14 апреля в интервью агентству Bloomberg. Апрельский опрос The Wall Street Journal среди американских экономистов и предпринимателей показал, что они оценивают вероятность наступления рецессии в США в ближайшие 12 месяцев в 28% против 13% годом ранее.
Думаю, что после решения ФРС 4 мая по ключевой ставке упомянутые эксперты внесли бы коррективы в свои оценки, повысив вероятность экономического спада.
А из двух «зверей», которых Федеральный резерв опасается больше всего, экономическая рецессия, конечно же, страшнее инфляции. И «зверь» под названием «экономическая рецессия» готов наброситься на Америку.
ИСТОЧНИК