14.04.2022
Открытое письмо Патриарху Кириллу и
священноначалию в связи с выступлением
владыки Илариона (Алфеева)
Ваше Святейшество!
Ваше Блаженство!
Ваши Высокопреосвященства!
Досточтимые Владыки!
Обращаемся к Вам в связи с рядом заявлений митрополита Илариона (Алфеева), сделанных им 19 марта в телепередаче «Церковь и мир» на канале «Россия 24». Митрополит Иларион и в этой передаче, и ранее неоднократно высказывал позицию, расходящуюся с позицией Русской Православной Церкви, позицией Вашего Святейшества. В том числе, осенью прошлого года он неоднократно ратовал за введение QR-кодов и всеобщей обязательной вакцинации, что Вы, Ваше Святейшество, справедливо отвергли в своем выступлении на Епархиальном собрании Московской епархии в декабре 2021 г.
В упомянутой выше передаче митрополит Иларион (Алфеев) заявил, как бы от имени всей Церкви, восхитив полномочия и Патриарха, и Синода, что рассматривается вариант проведения Архиерейского собора путем дистанционного участия то ли всех архиереев, то ли их части. Из его выступления можно понять, что введение такого явно обновленческого, модернистского новшества связано с важнейшим вопросом, который должен быть рассмотрен на Архиерейском соборе, вопросом о екатеринбургских останках. Данное заявление вызвало серьезное смущение у многих православных людей.
На протяжении двух тысячелетий Апостольский, Поместные, Вселенские и Архиерейские соборы собирались исключительно при личном участии архипастырей. Часть из них, конечно, могла высказать свою позицию в письменной форме, в связи с невозможностью прибытия из-за военных действий или других непреодолимых обстоятельств.
Как учат нас Святые Отцы, Архиерейский собор - это не просто собрание людей, а собрание наследников Апостолов Христа, водимое Духом Святым по общей формуле Апостольского собора: Изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15: 28). Каждый день Собора начинается с Божественной Литургии, и участники Собора совместно призывают благодать Духа Святого, дабы Он руководил ими при принятии тех или иных решений на Соборе. Сделать подобное дистанционно невозможно. Никакой совместной Литургии, единого Причастия от единого Агнца, из одной Чаши и общего дела дистанционное участие обеспечить не может, хотя бы с учетом совершения Божественных Литургий в разное время, в 9 часовых поясах России, не говоря уже о епископах Русской и Русской Зарубежной Церкви, осуществляющих свое служение в Западной Европе, Австралии и на Американском континенте.
Важнейшими вопросами, которые должен рассмотреть Архиерейский собор, являются вопросы о расколе мирового Православия, связанном с признанием раскольнической организации Православной Церкви на Украине Константинопольским Патриархом Варфоломеем и целым рядом других его действий, прямо нарушающих и Каноны Церкви. Неканоническим действиям Патриарха Варфоломея несомненно должен дать оценку Архиерейский собор Русской Православной Церкви, а возможно, и Поместный собор, а также соборы других Православных Церквей. Именно раскол мирового Православия, который провоцируют нецерковные силы Запада, является важнейшим для жизни нашей Церкви. Тем удивительней то, что митрополит Иларион (Алфеев), который по своему служению возглавляет Отдел Внешних Церковных связей, не понимает важности этого вопроса и, как мы полагаем, несет серьезную ответственность за развитие этого раскола в недавние годы, за то, что не смог его предотвратить подобающей переговорной деятельностью.
Владыка Лука Запорожский и Мелитопольский недавно отметил, что бесконечные требования архиереев о немедленном созыве Собора лишь подливают масло в огонь.
«Вот как они представляют, как мне из Запорожья доехать на Собор? Видеоформат - это не ответ на вопрос. Мы не сможем пообщаться. Это как мыть руки в перчатках. <…> Мы можем публично высказаться, можем писать письма, но все равно окончательное решение вопроса - это обязанность только Собора», - заявил иерарх УПЦ.
Смущение у православных вызывают и постоянные, на протяжении последнего года, заявления митрополита Илариона (Алфеева) о том, что екатеринбургские останки очевидно принадлежат Царской Семье. Данный вопрос исследуется и Церковью, и научным сообществом на протяжении более 30 лет. Видные православные историки: академик Вениамин Алексеев, доктор исторических наук Юрий Буранов, кандидат исторических наук Петр Мультатули, кандидат исторических наук Инна Симонова, Сергей Фомин, Леонид Болотин, Олег Платонов, и многие другие исследователи эпохи царствования Николая II и обстоятельств убийства Царской Семьи в своих многочисленных научных работах, монографиях (список которых прилагается к данному обращению) однозначно доказали, что екатеринбургские останки не могут быть Царскими. Недавно изданный трехтомник Следственного комитета РФ «Преступление века: материалы следствия» не смог опровергнуть данные, собранные этими историками. Среди их оппонентов из профессиональных историков, занимающихся Царской темой, можно назвать лишь доктора исторических наук Людмилу Лыкову и кандидата исторических наук Евгения Пчелова.
Следствие на сегодняшний день не опубликовало ни одной из сорока экспертиз, проведенных за последние шесть лет. В том числе не опубликована историко-архивная экспертиза, к которой апеллирует следствие, утверждая, что екатеринбургские останки являются Царскими. Ни само следствие, ни его эксперты до сего дня не ответили более чем на 50 вопросов, заданных научным сообществом, в том числе на конференции, прошедшей 28 ноября 2021 года в гостинице «Космос». Трехтомник следствия, изданный в сентябре-октябре 2021 года, документальный фильм «Дело Романовых», показанный в январе по Первому телевизионному каналу, выводы Церковной комиссии, опубликованные 2 февраля 2022 г. на сайте Патриархия.ру, не дают ответа на целый ряд важнейших вопросов, поставленных независимыми исследователями Царского дела, видными учеными и специалистами - и вышеназванными историками, и кандидатом медицинских наук Юрием Григорьевым, кандидатом медицинских наук Константином Тепловым, известным стоматологом и историком стоматологии в России Эмилем Агаджаняном и другими.
Один из главных вопросов - это полное несовпадение стоматологического статуса Царской Семьи, подтвержденное недавно найденными и опубликованными записками Царского стоматолога Сергея Кострицкого, дневниковыми записями членов Царской Семьи и данными придворной медицинской части, со стоматологическим статусом черепов № 3, 5, 6, 4, 7, найденных в Поросенковом Логу в 1991 году, несовпадение характеристик скелета № 4 с физически развитым и спортивным телосложением Императора Николая II и многие другие несовпадения и противоречия.
Нет ответов на вопросы, какое отношение имеют екатеринбургские останки, найденные в 2007 году, к версии следствия (так называемой версии Покровского-Юровского), когда эти 150 грамм косточек не имеют следов огненного воздействия. А самое главное, что вышеуказанные материалы следствия никак не опровергают вещественные доказательств, а также показания свидетелей, собранные следователями по горячим следам преступления в июле-декабре 1918 года, и следствием Н.А. Соколова с 1919-го по 1924 год. Поэтому заявление об очевидности доказательств, сделанное митрополитом Иларионом (Алфеевым) как бы от имени всей Церкви, является неправомерным давлением на православных и фактическим игнорированием Постановления Синода Русской Православной Церкви, принятого в 1998 году, где указывалось, что пока остаются сомнения - Церковь не может признать екатеринбургские останки Царскими.
На сегодняшний день до сих пор не исполнены Постановления Архиерейских соборов 2016 года - п.10, и 2017 года - п.3, где указывалось на необходимость публикации комплексной экспертизы следствия и ее широкого обсуждения. На официальных православных ресурсах, таких как Православие.ру, телеканал «Спас», с недавнего времени публикуются и оглашаются лишь доводы в пользу одной версии - версии убийцы Я.М. Юровского и фальсификатора русской истории, радикального марксиста М.Н. Покровского, а научные материалы независимых исследований - исторические, медицинские, полностью игнорируются. Например, в разделе сайта Православие.ру «Церковная комиссия» опубликованы вышеуказанные материалы следствия, однако ни одна из направленных научных экспертиз независимых экспертов, исследований историков, медиков, стоматологов до сих пор не опубликована. Такой однобокий подход, противоречащий Вашей позиции, Ваше Святейшество, и позиции Архиерейского Собора 2016 и 2017 гг., вызывает удивление и смущение у православного сообщества.
Мы понимаем и благодарны Вам, что Вы прошли весь 25-километровый крестный ход от храма на Крови в Екатеринбурге до Ганиной Ямы в 2018 году и на Поросенков Лог не свернули.
Просим Ваше Святейшество также обратить внимание на недопустимую клевету на Царя-мученика Николая II, содержащуюся в выступлении митрополита Илариона (Алфеева) 19 марта, которая проводит определенные параллели с недавними действиями Президента РФ Владимира Путина по проведению военной спецоперации на Украине.
Митрополит Иларион (Алфеев), выходя за пределы своей научной компетенции, - не являясь профессиональным историком, решил дать историческую оценку деятельности Царского друга Григория Распутина, клеветнически заявив, что имеются якобы доказательства участия Царского друга в пьянках и разгульном образе жизни. За последние десятилетия трудами православных историков - доктора исторических наук А.Н. Боханова, доктора экономических наук, историка О.А. Платонова, кандидата исторических наук П.В. Мультатули, историков С.В. Фомина (автора фундаментального восьмитомного исследования и собрания документальных источников о жизни Г.Е. Распутина-Нового), Л.Е. Болотина в 2000-х гг. - доказано, что распространявшиеся в 1910-х гг., перед революцией, газетные публикации о якобы участии Григория Распутина в пьянках и гулянках в ресторанах и домах его поклонников являются «черным PR’ом» против Царской Семьи и не имеют под собой никаких оснований. По поручению Царя Охранное отделение каждый раз проводило специальное расследование, действительно ли Григорий Распутин участвовал в этих неподобающих действиях, и каждый раз Царю представлялся доклад о том, что данные являются выдумкой корреспондентов, либо специально построенным спектаклем врагов монархии. В этих постановочных спектаклях оказался замешанным полицмейстер Москвы, масон генерал В.Ф. Джунковский, после революции служивший в большевицком ЧК. Профессиональным историкам это все давно известно. Однако митрополит Иларион (Алфеев) счел возможным повторить эту клевету на Царского друга, тем самым косвенным образом оклеветав и Царственных Страстотерпцев.
Митрополит Иларион заявил, что якобы Царь вступил в Первую Мировую войну, не послушавшись совета своего друга, крестьянина Григория Ефимовича Распутина-Нового. Однако общеизвестно, что Первую Мировую войну развязали Германия и Австро-Венгрия. Именно Австро-Венгрия первая напала на союзную России Сербию, имевшую взаимный договор с Российской Империей о совместной обороне. Император Николай II ввиду такого международного обстоятельства объявил мобилизацию военнообязанных запаса первой очереди. Но именно Германия первая объявила войну России. И вместе с Австро-Венгрией развязала Первую Мировую войну, несмотря на все усилия Государя Николая Александровича решить все вопросы мирным путем.
Неужели митрополит Иларион (Алфеев) полагает, что Императору Николаю II нужно было выкинуть белый флаг и сдать Россию Германии, а Австро-Венгрии Сербию, а не следовать заветам Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, Священномученика Патриарха Ермогена и других русских Святых, призывавших защищать родную землю от захватчиков?
Создается впечатление, что такое изначально ложное обвинение Святого Царя-Мученика в защите Российского Государства и союзной нам страны, он делает сегодня не случайно, а косвенным образом дает понять, что сегодняшние действия Президента РФ Владимира Путина в защиту Русского мира на Украине, в защиту жителей Донбасса и всех русских людей на Украине являются необоснованными и приведут к гибели России.
Третьим пунктом, который вызвал серьезные смущения у православных людей от названной передачи, является ответ на постановочное письмо неизвестного человека, который спрашивает совет митрополита Илариона (Алфеева), как ему быть со священником, который молится о даровании России православного Царя. Митрополит Иларион ничтоже сумняшеся заявляет, что данная позиция не соответствует позиции РПЦ, позиции Синода и позиции Вашего Святейшества.
Мы верим в то, что установлено Семью Вселенскими Соборами, Поместными Соборами Церкви, постановлениями органов церковного управления, в то, что единомысленно считали Святые Отцы нашей Церкви. Мы прекрасно помним слова преподобного Антония Оптинского: «Судьба Царя - судьба России!» Именно так учили нас и другие Оптинские старцы, и Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, и Преподобный Аристоклий (Амвросиев) Афонский, и Преподобный Лаврентий (Проскура) Черниговский, и Святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский, благочестивые старцы: протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Кирилл (Павлов), и многие другие Святые и подвижники благочестия нашей Церкви.
Восстановление Православной монархии России является чаянием православного русского народа и возможно только через покаяние и моление к Богу о восстановлении Православной монархии, как «Удерживающей» силы от пришествия в мир антихриста, по словам Апостола Павла (2 Сол. 7:2).
После отказа 3 марта 1917 года Великого Князя Михаила Александровича вступить на Российский Престол власть возвратилась к Императору Николаю II, и передать её Временному правительству Великий Князь ни по Божеским, ни по человеческим законам не мог. Поэтому мы прекрасно понимаем, что богоборческое Временное правительство, никем не избранное, никем не назначенное, а воровским образом захватившее власть в России, действовало незаконно. Через восемь месяцев, так же незаконно была захвачена власть в России большевиками.
Сегодня мы благодарны за труды по управлению нашим государством Президенту Владимиру Путину и другим достойным правителям, но мы молим щедрого Бога о том, чтобы Он вселил в сердца нашего народа покаяние за грехи наши, наших предков, нарушивших клятву, которую давал каждый гражданин Российской Империи на верность Царю Помазаннику Божьему.
Мы надеемся, что правление Владимира Путина приведет со временем к появлению местоблюстителя, доныне существующего под спудом, Российского Царского Престола и к восстановлению Самодержавной Монархии, которая может быть возрождена только Волею Божией, а не волей человеческой.
Царский род Романовых пресекся, в соответствии с законами Российской Империи наследников Царского Престола из рода Романовых не осталось. И если будет на то Воля Божия, нового Царя обретет Земский Собор, ведомый Духом Святым.
Мы знаем многих архиереев, великое множество священников и целый сонм мирян, которые по всей Вселенной молятся о восстановлении Православной монархии. Митрополит же Иларион заявляет, что их духовное делание не совпадает с мнением священноначалия.
Во всех греческих Церквях, в том числе Иерусалимской, Антиохийской, возглашается в храмах тропарь Кресту, в котором поется: «…победы православному Василевсу на варвары даруй!». Тропарь этот звучит так со времен Равноапостольного Царя Константина, победившего символом Креста и Верой Христовой нечестивого Максентия, приносившего человеческие жертвы, как ныне приносят человеческие жертвы укронацисты на территории Украины.
Опираясь на Священное Писание, Священное Предание и собственный многолетний опыт пребывания в Русской Православной Церкви, связанный с общением со многими подвижниками православного благочестия России, Украины и Святого Афона, как уже почившими в Царствии Небесном, так ныне живущими, мы имеем духовное дерзновение свидетельствовать, что самомнение митрополита Илариона (Алфеева), отождествляющего свои частные взгляды с позицией Русской Православной Церкви, губительно для его безсмертной души и душевредно для миллионов отечественных телезрителей.
Смиренно просим Вас, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, достопочтимые Владыки, дать каноническую оценку действиям митрополита Илариона (Алфеева), оскорбившего своими словами святую память Святого Царя-Страстотерпца Николая, Царского друга Григория Распутина-Нового, презревшего тропарь Кресту, провозглашаемый во многих Поместных Православных Церквях, и снять с него благословление на ведение передачи «Церковь и мир», поручив ее ведение другому архиерею или священнику.
Просим Ваших святых молитв.
Директор Международного фонда Славянской письменности и культуры Александр Бочкарев
Начальник штаба Войсковой Православной Миссии Борис Галенин
Руководитель просветительского общества «Царский венец» Евгений Матвечук
Председатель Совета Сообщества многодетных семей России «МНОГО ДЕТОК - ХОРОШО!» Татьяна Боровикова
Историк и журналист Леонид Болотин
Источник