16.02.2021
Заявление митрополита Илариона (Алфеева)
вызвало бурную реакцию среди православных
Недавнее заявление председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) о том, что протоиерей Александр Мень может быть канонизирован Русской Православной Церковью при условии, если будет доказано, что его смерть была мученической, вызвало бурную реакцию среди православных.
Тема допустимости канонизации убиенного священника известного своими, мягко говоря, неоднозначными взглядами, активно обсуждается в социальных сетях и месенджерах.
Как известно, протоиерей Александр Мень был убит неподалеку от своего дома в поселке Семхоз Московской области по дороге на церковную службу 9 сентября 1990 года. Убийство осталось нераскрытым.
Напомним, что митрополит Иларион заявил в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «
Россия-24»:
«Отец Александр Мень был выдающимся проповедником, катехизатором и миссионером своего времени. <...> Его кончина была трагической, и я думаю, что если будет доказано, что она была мученической, он может быть канонизирован как мученик».
В качестве заслуг о.Александра митрополит Иларион назвал его проповедническую активность в трудных условиях, когда Церковь была лишена возможности проповедовать за пределами храмов. «Он проповедовал и в своем храме, где до конца дней он служил священником. Он проповедовал через книги, а в последние годы, когда открылись новые возможности, он проповедовал и в светских аудиториях», - сказал председатель ОВЦС.
При этом, сам митрополит Иларион отметил неоднозначность богословских взглядов священника: «Например, он в некоторых своих книгах проводил параллели между христианством и другими религиями, и эти параллели создавали впечатление, что между христианством и другими религиями гораздо больше общего, чем это есть в действительности. Подобная широта взглядов отца Александра Меня и тогда смущала его читателей, и сейчас продолжает их смущать».
Но это, по мысли главы внешнецерковного ведомства никак не препятствует канонизации священника, поскольку, мол, отец Александр Мень «был православным священнослужителем, который исповедовал православный символ веры».
Предположение постоянного члена Священного Синода РПЦ о том, что Церковь может канонизировать человека проповедовавшего спорные, как мягко выразился митрополит Иларион, богословские идеи вызвало сложную гамму чувств в среде православных.
Церковные либералы, для которых протоиерей Александр Мень не меньше, чем «апостол интеллигенции», с радостью. Мысль о его канонизации и, таким образом, оправдании и легализации филокатолических и модернистских взглядов, осторожненько вбрасывается в церковное информационное пространство уже давно. Для последователей Меня «широта богословских взглядов» является достоинством.
Однако церковное консервативное большинство восприняло сомнительную идею митрополита Илариона с недоумением, а то и с негодованием.
Так редакция известного в православных консервативных кругах журнала «Благодатный огонь» в своём
комментарии пишет: «Книги покойного протоиерея Александра Меня в свое время на самом деле издавались огромными тиражами. Однако тем, кто их читает, следует знать, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры.
Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия - католического и протестантского. Напомним, что главным критерием, которым руководствуется Русская Церковь при канонизации святого, является, среди прочего, безупречное исповедание им православной веры».
Действительно, вопрос безупречности исповедания православной веры как-то затушёвывается в обсуждении этого вопроса. Митрополит Иларион отделывается фразой о том, что о.Александр «исповедовал православный символ веры», будто всё остальное неважно и несущественно.
«Благодатный огонь» предлагает своё объяснение подоплёки неожиданной инициативы председателя ОВЦС. Мол, инициатива митрополита Илариона канонизировать филокатолика, экумениста и модерниста протоиерея Александра Меня призвана как бы «уравновесить» недавнюю инициативу
митрополита Тихона (Шевкунова) по подготовке к канонизации исповедника Церкви Русской архимандрита Иоанна (Крестьянкина), прошедшего узы, пытки и мучения за веру Христову, великого духовника и старца.
Трудно сказать, чем руководствовался митрополит Иларион, делая такое заявление. Очевидно одно: церковное прославление почитавшихся уже при жизни в народе подвижников веры и благочестия, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), протоиерей Николай Гурьянов, схимонахиня Феодосия (Косоротихина), не внесут нестроений в церковный организм.
А вот канонизация протоиерея Александра Меня гарантирует как минимум смущение, а то и серьёзные нестроения в Церкви.
Неужели этого хочет митрополит Иларион (Алфеев)?
Редакция Русской народной линии