Напрасно думает иной:
"Раз согрешу - и больше не стану".
Ты по себе-то, пожалуй, и не стал бы повторять греха, да грех-то потребует от тебя послушания себе.
Верно слово Господа: «творяй грех - раб есть греха» (Ин. 8; 24).
«Раб» - слышите, что говорит Господь! Пока не грешишь - ты свободный человек, и грех не имеет власти над тобою, а как согрешил, так стал рабом греха.
Но вот где опасность великая: пока не грешишь, грех кажется таким пустым делом, игрушкой, забавой, и человеку думается: "раз согрешить - не велика беда".
- Но это только пока: поддайся лишь этому лукавому обольстителю, согреши раз, и ты попал уже к нему на удочку: грех потянет тебя к себе еще сильнее, и ты сам не заметишь, как, повторяя грех, ты попадешь к нему в тяжкую неволю, в жестокое рабство...
О, какое это мучительное рабство!
Теперь грех манит тебя своею приятностью, а тогда будет повелевать тобою как властелин; теперь льстит - тогда будет тянуть насильно, и ты не в силах будешь противиться ему! - А мы, грешные, иногда думаем: "Вот стоит только захотеть, и - перестанем грешить, и святыми сделаемся!"
О, если б это была правда!
Но "посмотрите, -говорит святитель Тихон, -на несчастных пьяниц: как они, протрезвившись, плачут, рыдают, окаевают себя, видя свою беду и души пагубу, но представился случай - и они снова хватаются за чарку, и как часто многие из них кончают свою жизнь в этом бедственном, воистинну плача достойном состоянии!
Мы видим, что воров и лихоимцев ни стыд, ни страх человеческий, ни страх Божий не могут удержать от злодеяний: они скорее соглашаются все терпеть и погибать, нежели расстаться со своею гибельною привычкой" (т. II, стр. 125).
А сколько раз жалкий развратник, изнуривший сам себя в отвратительном пороке, проклинал свою страсть, заклинал себя не грешить - и снова грешил, и снова мучился...
А обман? А божба? А сквернословие и пересуды?..
Справедливо говорит Святой Иоанн Златоуст, что "привычка имеет великую, очень великую силу: она обращается даже в необходимость природы" (на 2 Кор. беседа, 7). "
Иной согрешает немного, - говорит преподобный Дорофей, - а сколько времени он проводит потом, проливая кровь свою, пока исправит себя!" Именно - проливая кровь: ибо для того, чтобы вырвать из сердца греховную привычку, должно понуждать себя до пота кровавого, не жалея самой жизни своей...
Как тяжела борьба с греховною привычкой, показывает следующий рассказ преподобного Дорофея: "Однажды, - говорит он, - пришел ко мне некто из братии и сказал мне: "Прости меня, отче, и помолись о мне, я краду и ем".
Я спросил его: "Зачем же? Разве ты голоден?"
Он отвечал: "Да, я не насыщаюсь за братской трапезой, и не могу просить".
Я сказал ему: "Отчего же ты не пойдешь и не скажешь игумену?"
Он отвечал мне: "Стыжусь".
Говорю ему: "Хочешь ли, чтоб я пошел и сказал ему?"
Он говорит: "Как тебе угодно, господине".
Итак, я пошел и объявил о сем игумену.
Он сказал мне: "Окажи любовь и позаботься о нем, как знаешь".
Тогда я взял его и сказал келарю при нем: "Окажи любовь, и когда придет к тебе сей брат, давай ему, сколько он хочет, и ни в чем не отказывай ему".
Услышав это, келарь отвечал мне: "Как ты приказал, так и исполню".
Проведя таким образом несколько дней, брат этот опять приходит и говорит мне: "Прости меня, отче, я снова начал красть".
Говорю ему: "Зачем же? Разве келарь не давал тебе, чего ты хочешь?"
Он отвечал мне: "Да, прости меня, он дает мне, чего я желаю, но я стыжусь его".
Говорю ему: "Что же, ты и меня стыдишься?"
Он отвечал: "Нет".
Тогда я сказал ему: "Итак, когда хочешь приходи и бери у меня, но не кради"; и он приходил и брал, что хотел.
Но чрез несколько дней он опять начал красть, и пришел со скорбию и сказал мне: "Вот, я опять краду".
Я спросил его: "Зачем, брат мой? Разве я не даю тебе, чего ты хочешь?"
Он отвечал: "Нет, даешь". Говорю ему: "Что же, ты стыдишься брать у меня?"
Он говорит: "Нет".
Я сказал ему: "Так зачем же ты крадешь?"
Он отвечал мне: "Прости меня, сам не знаю зачем; но так просто краду".
Тогда я сказал ему: "Скажи мне по крайней мере по правде, что ты делаешь с тем, что крадешь?"
Он отвечал: "Я отдаю это ослу".
И действительно, оказалось, что этот брат крал куски хлеба, финики, смоквы, лук, и вообще все, что он ни находил, и прятал это; одно под свою постель, другое на ином месте, и наконец не зная, куда это употребить, и видя, что оно портится, он выносил это вон и выбрасывал или отдавал безсловесным животным.
Вот видите ли, что значит обратить страсть в навык? - заключает преподобный Дорофей свой рассказ: - видите ли, какого это достойно сожаления, какое это страдание?
Он знал, что сие есть зло, он знал, что худо делает, и скорбел и плакал; однако увлекался, несчастный, дурным навыком".
И хорошо сказал Авва Несторий: "Если кто увлекается страстью, то он будет рабом страсти". - Скажут: что же делать, чтобы избежать этого страшного рабства? - Ведь мы - люди, а не ангелы, мы слабы и немощны; кто чист от скверны греховной, аще и един день жития его будет на земли?
- В ответ на это выслушайте еще рассказ преподобного Дорофея.
"Один великий старец прохаживался с учениками своими на месте, где были различные кипарисы, большие и малые.
Старец сказал одному из учеников своих: "Вырви этот кипарис".
Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его.
Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: "Вырви и этот". Брат раскачал его обеими руками и выдернул.
Опять показал ему старец другой, еще больший: он с великим трудом вырвал и тот.
Потом указал ему на иной, еще больший; брат же с величайшим трудом, сперва много раскачивал его, трудился и потел, и наконец вырвал и сей.
Потом показал ему старец и еще больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать.
Тогда старец велел другому брату встать и помочь ему, и так они оба вместе едва успели вырвать его.
И сказал старец братьям:
"Вот так и страсти, или греховные влечения: пока они малы, то, если мы пожелаем, легко можем исторгнуть их из сердца; если же вознерадим о них, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге".
-"Убивай врагов, -поучает святитель Тихон, - пока они малы, чтоб когда подрастут и укрепятся, не убили тебя самого. Пусть они умирают, да живет душа твоя. Горе душе, которою завладеют сии супостаты - злые страсти и греховные привычки!" (т. IV, 186) Они и за гробом не дадут ей покоя.
"Поверьте, братия, - увещевает преподобный Дорофей: если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке.
Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; ибо разве не может ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратить себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти".
Но как бороться со грехом, когда он стал уже привычкою?
- А вот как учит о сем святитель Христов Тихон: "Во-первых, - говорит он, - неотменно нужно познать свою греховную привычку, ибо она ослепляет человека так, что он не видит своего погибельного состояния.
Для сего читай или слушай Священное Писание, смотри, как живут добрые люди, и сличай с их жизнью - свою жизнь, и усердно моли Господа Иисуса Христа, просветителя слепых, дабы Сам Он просветил твои духовные очи; ибо пока Он не коснется слепых наших очес, мы будем блуждать во тьме греховной.
Когда познаешь свои греховные привычки, спеши скорее бросить их: трудно будет - что и говорить? Но призывай на помощь Господа и борись.
Страсть подобна псу: кто поддается ей, того она гонит, а кто не уступает ей, от того она сама бежит. Доброе желание, старание и труд с помощью Божиею все преодолевают.
Разве мало было разбойников, блудниц и других грешников, которые из рабов греха - соделались рабами Христовыми?
В сем подвиге много помогает и укрепляет частое размышление о смерти, о страшном суде, о Царстве Небесном и муке бесконечной. Наконец, когда, с помощью Божией, одолеешь худую привычку, то бойся как огня возвращаться к ней.
«Вспоминайте, - говорит Спаситель, жену Лотову» (Лк. 17; 32), которая оглянулась на Содом, откуда вышла, и обратилась в столп слан..."
Троицкие листки.
http://www.rusfront.ru/17732-grehovnye-privychki.html