«Смерть всё время стояла рядом»:

Dec 17, 2019 22:39


Урок спасения во времена гонений по житию
старца Алексия Кибардина

17.12.2019


В конце 80-х - начале 90-х годов минувшего столетия после долгих лет открытого богоборчества и гонений на Церковь, Россия, милостью Божией, стала возвращаться к Православной вере.

С огромной жаждой люди обратились тогда к появившейся духовной литературе - Евангелие, Псалтырь и Апостол, творения святых отцов, жития святых стали доступными для народа. Стали издаваться и книги о близких нам по времени святых угодниках Божиих, подвижниках  Православия.

Ведь прошлая эпоха - это героическая эпоха стояния за веру, явившая великий сонм Русских исповедников и новомучеников, засвидетельствовавших свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти.

С каким трепетом и благодарностью читали мы тогда ставшую широко известной книгу «Отец Арсений». Отец Арсений - собирательный образ Русского священника, прошедшего тюрьмы и лагеря за веру. Какие сила духа и свет торжества Православия исходили от этого образа!

А сколько верных чад Русской Православной Церкви - священнослужителей, монашествующих и мирян явили в те нелёгкие годы свой личный подвиг стояния за веру Христову...

Одним из первых повествований об исповедниках Православной веры Санкт-Петербургской епархии, прошедших сквозь огнь жестоких богоборческих гонений явилось жизнеописание нашего петербургского пастыря - протоиерея отца Алексия Кибардина (1882-1964).



Жизнь и подвиги этого адаманта веры впервые изучил и представил Русской Православной Церкви и православным читателям писатель-агиограф Валерий Павлович Филимонов. В его книге «Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», вышедшей в начале 1999 года и послужившей материалом для канонизации старца иеросхимонаха Серафима (Муравьёва) Вырицкого в лике преподобных для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, помещено лаконичное, но ёмкое и подробное жизнеописание последнего духовника преподобного - протоиерея Алексия Кибардина.

Это жизнеописание автор основал на архивных и других достоверных документах, свидетельствах узников ГУЛАГа, письмах исповедника родным из мест заточения, воспоминаниях и свидетельствах людей, знавших отца Алексия. Житие составлено исторически точно, богословски выверено и художественно выразительно. Удивительный пример веры, мужества и благочестия, явленный протоиереем Алексием Кибардиным, представлен автором живо, искренне, глубоко-духовно и поучительно.

Безстрашный воин Христов и добрый пастырь Его малого стада, отец Алексий отстаивал истины святой Православной веры от нападок безбожников и обновленцев в послереволюционные годы, проповедовал на оккупированных фашистскими захватчиками территориях и много сделал для возрождения Православия в послевоенные годы.

В священном сане отец Алексий пребывал в течение 61 года. Значительное время он отдал служению в Феодоровском Государевом соборе, куда был назначен по ходатайству Государыни Императрицы Александры Феодоровны. С 1913 по 1917 год протоиерей Алексий Кибардин исполнял пастырские обязанности по Собственному Его Императорского Величества Конвою. С 1918 по 1922 год был вторым священником собора, а с 1922 по 1930 год служил его настоятелем.

Отец Алексий был в тёплых отношениях с членами Царской Семьи и стал свидетелем начала Крестного мученического пути Августейших Страдальцев во время их пребывания в Царском Селе после ареста. До конца дней своих хранил он благоговейные воспоминания о святых Царственных Мучениках и постоянно служил по ним панихиды.

В декабре 1930 года приговор «тройки» отмерил ему пять лет лагеря строгого режима, которые он отбывал в Сиблаге и на строительстве Беломоро-Балтийского канала. После лагеря батюшка ещё почти семь лет отбывал ссылку на Крайнем Севере. Затем отец Алексий служил в глубине Лениградской области на погосте Козья Гора. А в 1945 году ему довелось стать настоятелем вырицкого Казанского храма и последним духовником святого преподобного Серафима Вырицкого чудотворца.

Пастыри взаимно духовно окормляли друг друга в течение трех с половиной лет. Отец Алексий сподобился причастить вырицкого подвижника Святых Таин перед его блаженной кончиной. Он же служил первую панихиду и провожал великого старца в последний путь на земле.

После этого отец Алексий прослужил в Вырице еще один год. А в 1950 году, по ложному доносу, 68-летний пастырь был вновь арестован и приговорен военным трибуналом к 25 годам пребывания в сибирском концлагере. После 1953 года стали пересматривать дела. Новый состав трибунала не нашел вины в деле протоиерея Алексия Кибардина и в 1955 году постановил: немедленно освободить, снять судимость и возвратить права.

«Смерть всё время стояла рядом с тобой, сопровождаемая побоями, унижением, голодом, осквернением и унижением человеческой души... Лучшие люди Русской Православной Церкви погибли в это трудное время: иереи и епископы, старцы, монахи и просто глубоко верующие люди, в которых горел неугасимый огонь веры, по силе своей равный, а иногда и превосходящий силу веры древних христиан мучеников», - говорится в книге о новомучениках Церкви Русской «Отец Арсений».

«Я попал в самые строгорежимные лагеря - Озерлаг около Иркутска. Переписка разрешалась там один раз в году. Режим был каторжный; мы не считались людьми; каждый имел нашитый на спине и на колене номер и назывался не по фамилии, а номер такой-то», - вспоминал отец Алексий Кибардин.

«Через все эти страшные испытания с честью прошел протоиерей Алексий Кибардин. Чудом ему удалось выжить... Он был чист перед Господом и людьми», - читаем мы в книге В.П. Филимонова.

Пережив после освобождения по дороге в Ленинград инсульт и паралич, батюшка, прошедший семнадцать лет горнила лагерей и ссылок, выздоровел и служил в Казанской вырицкой церкви приписным священником. 5 апреля 1964 года верный служитель Божий отошел к Небесным обителям, точно в срок, предсказанный ему когда-то вырицким старцем.

Судьба  протоиерея Алексия Кибардина - судьба того героического поколения священников, чьим подвигом стояли и стоят доныне и Церковь Русская, и Русская Земля. Недаром же мы поем в тропаре исповедникам и новомученикам: «...да утверждается же Церковь Русская кровьми и страдании вашими во спасение душ наших».

После прославления вырицкого старца книга В.П. Филимонова неоднократно издавалась уже с названием «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» и периодически дополнялась новыми, собранными писателем сведениями.

Пополнялся и архив автора о сомолитвенниках и единомышленниках преподобного. В 2009 году в издательстве «Сатисъ» вышла отдельная книга об отце Алексие Кибардине - «Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого. Жизнеописание протоиерея Алексия Кибардина. Письма из заточения».

В ней впервые были полностью опубликованы письма отца Алексия из сибирских концлагерей. Научная база книги содержит 55 источников. Автору довелось работать в архивах СПбДА, Санкт-Петербургской митрополии, Российском государственном историческом архиве, архиве Феодоровского Государева собора и других.

В.П. Филимонову удалось найти и людей, которым Господь судил пройти лагеря Озерлага, являвшегося сетью лагерей, расположенных в самом отдаленном районе Иркутской области на границе с Красноярским краем. Истинная правда об Озерлаге стала приоткрываться только после 1992 года. Педагог, директор школы, Евгений Александрович Рудаковский провел десять лет «в объятиях» Озерлага.

А профессор Юрий Константинович Герасимов, в течение многих лет бывший ведущим научным специалистом Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук в одно и то же время с отцом Алексием Кибардиным находился в лагере с точно таким же режимом содержания. Их рассказы, произнесенные со слезами на глазах, живо передают атмосферу Озерлага - «адской машины по измолачиванию душ человеческих с безконечными степенями унижения и издевательства».

Сегодня невозможно представить те жесточайшие испытания и скорби, которые выпали на долю отца Алексия. Какой же несокрушимой верой надо было обладать, чтобы писать в его положении из ада преисподнего: «Живу надеждой на милость Божию...», «Всецело уповаю на милосердие Божие...», «Все в воле Божией - в этом я твердо убежден», «Буди Его святая воля!»

С удивительной покорностью и благоговением перед Промыслом Божиим переносил всё, выпавшее на его долю, убеленный сединами пастырь.

«Уникальным документом-памятником являются письма отца Алексия Кибардина к родным из мест заточения. По ним несложно изучить географию Озерлага: Тайшет, Чуна, Шиткино, Чукша, Алзамай, Ново-Чонка, Невельская - вот названия, которые значатся на обратных адресах на конвертах... Письма отца Алексия - это отражение его светлой души. В них - сочетание безконечных любви и смирения - с несгибаемым мужеством; искренней детской веры - с редкой рассудительностью. В каждом из них - всецелое упование на волю Божию и надежда на Небесную милость», - пишет автор жития подвижника В.П. Филимонов.

Действительно, это не просто литературный памятник, но живое духовное пособие для тех, кто хочет обрести евангельские терпение, смирение, кротость и истинное христианское мужество в самых тяжёлых условиях.

Какое трепетное чувство вызывают эти письма, написанные порою простым карандашом на уже пожелтевшей, чудом раздобытой бумаге! Всего 27 писем. За первые четыре года удалось отправить всего лишь пять писем. Многие из них писем заканчиваются словами: «Я опять на новом месте... » или «Обратите внимание на мой новый адрес... » И не столько удивляет, что пастырь преклонного возраста находящийся на тяжёлых работах в 55-градусные морозы пишет: «Из вещей мне ничего не надо», сколько: «Здоров и бодр духом...»; «Буди воля Господня!» и - всегда слова утешения  и ободрения находящимся на воле родным!

В 2014 году книга В.П. Филимонова «Последний духовник преподобного Серафима Вырицкого» вышла дополненная «Воспоминаниями родных» и разоблачением «Мифа о праздновании Пасхи в ГУЛАГе».

Теплые, духовные и живые воспоминания предоставил автору внук отца Алексия Кибардина - Алексей Сергеевич Кибардин, о котором в письмах отца Алексия мы читаем:

«Поцелуйте за меня внучоночка Алешеньку и передайте ему привет и благословение от Дедушки».

Алексей Сергеевич рассказывает:

«В детстве я очень любил жития святых и исторические романы, связанные со Святой Русью. И когда я входил в ту половину дома, которую занимал дед, у меня возникало то ощущение Святой Руси, которое сложилось по детским моим представлениям. Это была особая духовная атмосфера. Благообразный вид деда, его большая совершенно белоснежная, серебристая борода, его манера общения… До сих пор, когда я приезжаю в Вырицу, я смотрю на этот дом и вспоминаю духовное тепло, которое дарил мне тот особый мир...».

В Вырице и обрёл свое земное упокоение духоносный отец, благочестивый пастырь и мужественный исповедник Православия - протоиерей Алексий Кибардин.

Ну, а сегодня читателей ждет новое, расширенное издание замечательной книги об отце Алексии, вышедшее в свет в начале декабря 2019 года.

Два новых издания книги - 2014 и 2019 годов дополнены разделом «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115: 6). В ней В.П. Филимонов рассказывает о знаменательном церковном событии - перенесении с вырицкого поселкового кладбища честных останков первого настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери поселка Вырица протоиерея Порфирия Десницкого и духовника преподобного Серафима Вырицкого протоиерея Алексия Кибардина для дальнейшего перезахоронения у алтарной части храма. Повествование прекрасно иллюстрировано целым рядом уникальных фотографий.

«Примечательно, - указывает автор жития последнего духовника преподобного, - что от самого входа на кладбище путь к могиле батюшки Алексия Кибардина был отмечен аккуратными указателями со стрелками и надписью “Святой жизни старец о. Алексий”, что говорит о его несомненном народном почитании, которое началось ещё при его земной жизни и продолжается после его блаженной кончины в 1964 году».

У мест земного упокоения священнослужителей благочинным Гатчинского округа Санкт-Петербургской епархии протоиереем Владимиром Феером были отслужены литии. Затем, в присутствии родственников этих двух замечательных пастырей, бережно были вскрыты могилы и останки перенесены в вырицкий Казанский храм, где их приуготовили к перезахоронению.

Отец Владимир Феер всегда с большим благоговением относился к памяти исповедников и новомучеников Церкви Русской. Задолго до канонизации преподобного Серафима Вырицкого он постоянно приезжал в Вырицу и служил панихиды и литии у места земного упокоения великого старца. Протоиерей Владимир также был инициатором прославления в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской.



А 2 октября 2011 года при большом стечении народа отцы-настоятели Порфирий и Алексий были упокоены за алтарем храма, неподалеку от часовни преподобного Серафима Вырицкого и могил своих верных спутниц в земной жизни - матушек Александры и Фаины.

Божественную литургию и торжественную церемонию по захоронению при большом стечении народа возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Петергофский Маркелл (Ветров) (+ 2019) в сослужении протоиерея Владимира Феера, настоятеля вырицкого Казанского храма протоиерея Георгия Преображенского и многочисленного духовенства. По окончании Божественной литургии была отслужена панихида, а затем под пение «Святый Боже…» священнослужители пронесли вокруг храма честные останки своих предшественников. Путь процессии устилали лепестками роз ученицы вырицкой воскресной школы.

Сегодня в Комиссии по канонизации святых Гатчинской епархии Русской Православной Церкви рассматривается вопрос о подготовке материалов к канонизации исповедника протоиерея Алексия Кибардина.

Остается надеяться, что придет время, когда все, кто почитает этого духоносного пастыря и мужественного исповедника веры, смогут молитвенно произнести: «Святый отче Алексие, моли Бога о нас!»

+ + +

Снова лагерь, снова лагерь...
Боже Правый, дай же сил!
Попустил Господь ГУЛАГи
За безверье на Руси.

Холод, боль, решетки, стражи -
Тяжко стало на Руси.
За Христа во узах страждет
Пастырь Божий Алексий.

А на сердце, словно пластырь -
Царь, Царица и собор.
Поднимает добрый пастырь
К небу северному взор.

Шлет родным благословенье,
Утешенье шлет туда,
Где, представьте на мгновенье,
Есть свобода, хлеб, вода.

«Дети, я молюсь и верю, -
По щеке ползет слеза, -
Вы войдете тою Дверью,
Что Господь нам показал».

И на воле тоже битвы,
Свой Таймыр и свой Тайшет.
От дедулиной молитвы
Близким легче на душе.

А сегодня - возрожденье,
Путь открыт к вратам Отца,
Но какое охлажденье
В человеческих сердцах!

Под угрозой все святыни,
Что остались на Руси.
Помолись о нас и ныне,
Добрый пастырь Алексий.

Лариса Пахомьевна Кудряшова,
Русский православный поэт и публицист

Источник: http://not-inn.ru/

Движение «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов»

___________________

См. по теме:
Созвездие преподобного Серафима: Новая книга В.П. Филимонова - уроки спасения среди мира, лежащего во зле

Преподобный и Великая Победа: В.П. Филимонов о подвиге прп. Серафима Вырицкого в годы Великой Отечественной войны

Во славу Божию и на благо народа: О жизни и деятельности В.П. Филимонова в день его 70-летия

http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19802

ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ, ПАСТЫРИ СТАРЦЫ

Previous post Next post
Up