Как отвечать священникам на вопрос
аттестационной комиссии об экуменизме?
06.11.2019
С 2017 года на страницах «ПК» не раз освещалась проблема реформации высшего духовного образования - перевода на западную болонскую систему наших православных семинарий и академий.
Главным инициатором реформ является председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) и ректор новоучрежденной Общественной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
В конце 2016 года через Священный Синод реформаторам удалось утвердить обязательное прохождение каждые семь лет всеми священнослужителями курсов «повышения квалификации».
При этом в случае несдачи итоговой аттестации может последовать отстранение от богослужебно-пастырских обязанностей, почисление за штат и даже запрет в священнослужении.
Предполагается поголовная и постоянная «переподготовка» всех священнослужителей до 65 лет, в результате которой могут быть «отсеяны» опытные духовники, преждевременная замена которых на молодых «специалистов» прервет духовное преемство и нанесет ощутимый удар по Православной Церкви.
А с недавнего времени стало известно, что вопрос «что такое в Вашем понимании экуменизм и каково Ваше к нему отношение» вынесен отдельным пунктом во время прохождения аттестации данных курсов.
Так ли это, и как рассудить, какой ответ здесь может дать православный пастырь, мы поинтересовались у благочинного протоиерея Романа.
- Процесс аттестации включает в себя две недели лекций, потом написание письменной работы и после этого еще неделя на ее защиту. Т.е. аттестация проходит не в форме тестов, как ЕГЭ, а предполагает творческий подход.
Про вопрос об отношении к экуменизму пока не слышал.
Но, в конце концов, что плохого в этом вопросе?
Зависит от ответа каждого.
Основное правило опытного духовника - не выражать резкое личное отношение к проблеме.
Наши духовные отцы и старцы, отвечая на вопросы, всегда говорили не от себя, а ссылались на то, как нас учит Церковь - на Священное Писание, церковные каноны, святоотеческое предание, церковную историю.
Так и с вопросом об отношении к экуменизму.
Можно привести на основании документов по экуменическому диалогу XX века позицию Святых Отцов.
Вспомнить Апостольские правила и соборные постановления относительно совместных молитв с еретиками. Раскрыть историческое определение ереси. Привести исторические свидетельства. И на этом основании дать оценку явления, спокойно ответить.
Так делают многие пастыри - о важнейших вещах говорят спокойно, без эмоций и личных оценок, разносторонне рассказывают, подводят, что называется, к мысли. А выводы уже - кто имеет уши, тот слышит. Это как, знаете, в старых добрых фильмах: лица сближаются, и кадр обрывается - о продолжении взрослые догадаются, а дети не поймут. Люди, которые созрели, поймут, а которые нет - просто услышат доводы, на которых Вы основываетесь.
А давать повода ищущим повода - разумно ли?
От своих собратьев я много раз слышал, что они попадаются на многоглаголании и эмоциях. По сути мы можем говорить правильные вещи, а по форме - недопустимые. Важно не количество слов, а качество, их вес. Еще лучше - собственный пример применения их в жизни. Когда все это соответствует друг другу, тогда и ответы получаются убедительные.
Источник:
Газета «Православный Крест» № 21 (237) от 1 ноября 2019 годаhttp://www.pkrest.ru/237/237-1.html___________________
См. по теме:
Успел ли старец Кирилл (Павлов) пройти аттестацию, или О нововведениях митрополита Илариона (Алфеева) в духовном образованииВажнейший фронт противостояния верных и модернистов: О состоянии духовного образования в РПЦИ.М. Друзь о введении научной специальности «теолог»: Это ультралиберальный, экуменический и антицерковный курсОльга Четверикова: Перестройка богословского образования - это война против святоотеческого наследия http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=19546