Последние 78 дней. 16, 17 и 18 мая 1918 года
В продолжение публикации:
Царская Голгофа: 78 дней до Екатеринбургского злодеяния 16 мая (3 мая по старому стилю) 1918 год
С утра Царская Чета не могла понять, какая погода на улице. Императрица Александра Феодоровна писала в дневнике: «Они замазали термометр так, что ничего невозможно разглядеть. Кажется, стоит хорошая погода».
Выяснить это удалось только днём, во время часовой прогулки. Император Николай II отметил в дневнике в конце дня: «День простоял серый, но тёплый. В комнатах, особенно наших двух, ощущалась сырость; воздух, входивший через форточку, был теплее комнатного».
Государыня написала 21-е письмо детям.
16 мая в Ипатьевском доме испортилась проводка. Поэтому Царская Семья ужинала при свечах. Государыня пишет в дневнике: «Ужин 3 свечи в стакане».
Государь: «Электричество в столовой погасло, ужинали при двух свечках, вставленных в банки».
И. Д. Седневу стало немного лучше, но он пролежал весь день.
Ипатьевский дом
Государь вечером принял ванну.
16 мая в дневниках Государя и Государыни появляются практически одинаковые записи, что они «днём получили от Эллы из Перми кофе, пасхальные яйца и шоколад». Элла - Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, сестра Государыни, высланная большевиками в Пермь.
О том, что она в Перми, Царь и Царица узнали из газет. Но вот чего они никогда не узнали, так это того, что Великая Княгиня несколько дней находилась совсем рядом с ними в Екатеринбурге.
Большевики, когда 24 апреля (7 мая) производили арест Великой Княгини, зная любовь к ней москвичей, боялись открыто заявить, что они увозят её в глухую ссылку. Они объявили, что Елизавету Феодоровну отправляют в Екатеринбург, чтобы воссоединить с Семьёй Государя.
Елизавета Феодоровна действительно пробыла в Екатеринбурге несколько дней. Об этих днях толком ничего не известно. Разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес - перекрёсток улиц Ленина и Вайнера (!)). А затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск, где она 19 июля 1918 года была зверски убита большевиками вместе с другими членами Дома Романовых.
Судя по воспоминаниям, условия содержания Великой Княгини Елизаветы Федоровны были очень суровыми, питание очень скудным. Непонятно, как она при этом смогла достать для Царской Семьи такие продукты. Вполне возможно, что продукты были посланы в Ипатьевский дом большевиками с целью убедить Царскую Семью, что сестра Императрицы находится в Перми.
До убийства оставался 61 день.
17 мая (4 мая по старому стилю) 1918 год
В этот день Государь записал в свой дневник: «Целый день шёл дождь. Узнали, что дети выехали из Тобольска, но когда, Авдеев не сказал. Он же днём открыл дверь в запертую комнату, предназначенную нами для Алексея. Она оказалась большою и светлее, чем мы полагали, т. к. имеет два окна; наша печка хорошо её отапливает. Гуляли полчаса из-за дождя. Еда была обильная, как всё это время, и поспевала в своё время. Комендант, его помощ., кар. нач. и электротехники бегали по всем помещениям, исправляя провода, но тем не менее ужинали в темноте».
Следует отметить, что Авдеев, говоря о том, что Дети выехали из Тобольска, говорил неправду. Отъезд был назначен только на 7 (20) мая.
Как раз 4 (17) мая П. Жильяр писал в дневнике: «У нас с генералом Татищевым чувство, что мы должны задержать наш отъезд; но Великие Княжны так торопятся увидать своих Родителей, что у нас нет нравственного права противодействовать Их пламенному желанию».
Таким образом, Государь был дезинформирован комендантом. Эта дезинформация совпала с полной заменой Отряда особого назначения под формальным командованием полковника Е. С. Кобылинского и председателя солдатского комитета П. С. Матвеева уральским отрядом Хохрякова.
17 мая в Москву Ленину и Свердлову из Тобольска ушла следующая телеграмма: «17 мая оставшиеся члены семьи Романова переданы уполномоченному Хохрякову. Наш отряд заменён уральцами. Кобылинский, Матвеев».
Государыня, видимо, после большого перерыва пила утром кофе, доставленный в посылке Великой Княгини Елизаветы Феодоровны. По этому поводу Императрица записала в дневнике: «Огромное наслаждение, чашечка кофе».
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна
17 мая Великая Княжна Мария Николаевна от имени Родителей написала письмо Великой Княгине Елизавете Феодоровне: «Воистину Воскресе! Трижды тебя, дорогую, целуем. Спасибо большое за яйца, шоколад и кофе. Мама с удовольствием выпила первую чашку кофе, очень вкусный. Ей это очень хорошо от головных болей, у нас как раз не было взято с собой. Узнали из газет, что тебя выслали из твоей обители, очень грустили за тебя. Странно, что мы оказались в одной губернии с тобой и моими крёстными. Надеемся, что ты можешь провести лето где-нибудь за городом, в Верхотурье или в каком-нибудь монастыре. Очень грустили без церкви. Мой адрес: Екатеринбург. Областной Исполнительный Комитет. Председателю для передачи мне. Храни тебя Бог. Любящая тебя Крестница».
Это письмо не было доставлено Елизавете Феодоровне, что лишний раз говорит в пользу того, что посылка в Ипатьевский дом была послана не ею. Вызывают также большие сомнения сведения том, что сопровождающие Великую Княгиню монахини, содержащиеся, как она, в строгой изоляции, смогли в щели забора Ипатьевского дома «увидеть Государя».
Мария Николаевна написала также 22-е письмо в Тобольск. Полчаса Царская Семья гуляла под дождём в саду. Электропроводку в Ипатьевском доме восстановить полностью не удалось, и Царская Семья опять ужинала при свечах.
До убийства оставалось 60 дней.
18 мая (5 мая по старому стилю) 1918 год
Целый день шёл дождь: «Погода стояла сырая и дождливая. Свет в комнатах тусклый и скука невероятная!»
Обстановка давила на Узников, и Государь продолжал читать вслух духовное чтение или художественную литературу. Но помимо этого он читал много книг по истории и военному делу.
По той литературе, которую Император Николай II прочёл в Тобольской и Екатеринбургской ссылках, можно оценить круг и уровень его интересов: Л. А. Кассо «История Византийской империи»; Ф. И. Успенский «Россия на Дунае»; генерал А. Н. Куропаткин «Задачи Русской армии»; Е. Н. Квашнин-Самарин «Морская идея в русской земле»; О. Иегер «Всеобщая история»; К. М. Голодников «Тобольск и его окрестности»; С. А. Нилус «Близ есть при дверях»; Дж. Р. Грен «История Великобритании»; Н. К. Шильдер «Император Павел I».
18 мая арестованный князь В. А. Долгоруков вновь обратился к А. Г. Белобородову с просьбой перевести его в Ипатьевский дом: «В Областной совет. Ввиду моего болезненного состояния покорно прошу перевести меня из тюрьмы №2 в дом Ипатьева, что на Вознесенском проспекте, дабы я мог пользоваться лечением у доктора Боткина наравне с другими».
Никакого ответа на своё послание князь так и не дождался.
Электричество чинили в Ипатьевском доме медленно. Причины этого не очень понятны. Возможно, таким образом шла подготовка к установлению спецтелефонной и телеграфной связи, которая потом превратит Дом особого назначения фактически в укреплённый штаб. По причине дождливой погоды гуляли недолго, но все, включая Государыню. Ужин подали поздно, с опозданием на один час. Государь с Великой Княжной Марией Николаевной играли в старинную французскую игру XV века «триктрак», которая сегодня в России более известна под названием «нарды».
Ипатьевский дом
В подконтрольной большевикам прессе в отношении Царской Семьи продолжалась кампания по дезинформации.
Газета «Новое Слово» сообщала ложные сведения о перевозе Царской Семьи из Тобольска в Екатеринбург: «Инициатива перевоза семьи Романовых из Тобольска принадлежит Омскому совету, который неоднократно указывал центральной власти, что с открытием навигации Романовым легко может быть устроен побег в Англию по реке Оби и потом на английском катере по Северному морскому пути. Опасаясь возможного побега Романовых в пути, советская власть приняла все меры. По всем направлениям уральского ж/д узла были расставлены эшелоны с красногвардейцами. По направлению к Тоболу по пермской дороге двигались четыре эшелона, каждый численностью в 200 человек, вооружённых до зубов».
Вполне возможно, что этой дезинформацией большевики стремились убедить немцев, что Царская Семья находится в полной безопасности и под надёжной охраной.
До убийства оставалось 59 дней.
Российский публицист и историк Петр Мультатули
Продолжение следует
Источник: Общество «Двуглавый Орёл»
https://rusorel.info/ ___________________
См.также:
Нельзя забыть: Воспоминания морского офицера о духовном облике Царской Семьи Духовный мир Царской Семьи: Доклад о. Сергия Чечаничева на круглом столе «Столетие Царской Голгофы» (+ВИДЕО) Только Царь может быть Отцом народа: Беседа с известным прот. Артемием Владимировым о нашей трагедии и надежде Мы имеем вечный состав ритуального преступления: О свержении Царя богоборцами и непрекращающейся фальсификации истории и современности inform-relig.ru/news/detail.php?ID=16124