Сферы и разумы человеческого сообщества явно или тайно, но сошли с ума.
В качестве поведенческих образцов молодежью и взрослыми почти постоянно избираются совсем не героические личности, а эталонами для подражания становятся совершенно негодные дела, идеи и люди.
У великолепного православного поэта - иеромонаха Романа (Матюшина) есть следующие строки:
«Герой страны - подумайте, - игрок!
Выходит, и от ног бывает прок?
(В том случае, когда народ во тьме,
А правящие не в своем уме)».
И, действительно, только блужданием в духовной тьме, можно объяснить преклонение наших современников перед модными певцами, писателями-постмодернистами, бесталанными актерами и гламурными спортсменами. Именно от них, как от неких гуру, ожидают наставлений, рассуждений и поведенческих примеров.
США, Канада, Европа, да и Россия в том числе, отказавшиеся от христианства, с неизбежностью нашли множество липовых и лживых кумиров и идолов.
Но сквозь тьму все же пробиваются яркие огоньки путеводных маяков, дарованные нам Богом… Православные святые всегда с нами. Они не позволяют, по воле Божией, тьме окончательно сгустится, разлиться в сердцах и поглотить остатки человеческого рассудка. Они - наши современники, хотя и ходили по этой грешной земли годы, столетия и тысячелетия тому назад.
Собственно история - это история произрастания и цветения святости, а все походы, битвы, экономические процессы и открытия являются лишь приложением к ней.
Кронштадтский пастырь и русские святые
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский прожил долгую жизнь. Он родился через несколько лет после подавления путча «декабристов», стремившегося погрузить страну в эпоху распада и развала, а ушел ко Господу, не узрев ужасов революции 1917 года и Гражданской войны. Весь неспокойный XIX и начало XX века прошли перед глазами праведного Иоанна.
В эту эпоху мы знаем не мало святых, которые могли бы стать примерами для ищущих правды. Преп. Серафим Саровский, свят. Филарет (Дроздов), свят. Игнатий (Брянчанинов), свят. Феофан Затворник, оптинские старцы и другие святые являлись источниками чистой родниковой воды в обществе, истомленном жаждой правды и праведности. Но оно, это общество, предпочло не заметить их. Тяга к материальному, отказ от своего ради западных блесток, желание построить на земле эфемерное государство всеобщего благоденствия, увлечение оккультизмом и откровенной бесовщиной, неизбежно приближали все те горести и несчастья, свалившиеся на Русь после череды революций.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был наверное, если и не последним, то самым теплым светочем, освещавшим мрак, окутавший Россию, накануне колоссальных и яростных потрясений. Господь наш Иисус Христос соединил в одном святом несколько добродетелей, присущих иным великим святым.
Батюшка Серафим отличался прозорливостью и способностью даровать радость и любовь душе человеческой.
Но этим Бог наделил и отца Иоанна. Вчитаемся в слова его: «Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых - до того, что оно ограничивается любовью только к себе, и то ложною: любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в сребре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном». Широта сердца зависит от имеющейся любви. Этому учит нас Иоанн Кронштадтский.
Преподобного Сергия Радонежского и учеников его, отличавшихся не только святостью, но и деятельностью по обустройству монастырей и помощью бедным, повторил праведный Иоанн. Но насельникам России XIX-XX вв. сего было мало. Организация рабочих мест, постоянные пожертвования, забота об обучении детей и взрослых привели лишь к тому, что в леворадикальных изданиях того времени усилились сплетни и выпады против священника. А в столичном театре была поставлена мерзкая пьеса с откровенно клеветническим содержанием.
Проклятая интеллигенция
Истоки басен «о жирных попах на мерседесах», коими ныне столь любит потчевать расхристанную российскую публику Интернет, лежат в том походе против Иоанна Кронштадтского, что объявила либеральная печать, жаждавшая падения самодержавия, выборов и прочего, прочего, прочего.
Ну, не могла же она стерпеть правдивых речей святого: «Интеллигенция наша - просто глупа. Несмысленные, поглупевшие люди! Россия, в лице интеллигенции и части народа, сделалась неверною Господу, забыла все Его благодеяния, отпала от него, сделалась хуже всякой иноплеменной, даже языческой народности. Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки необузданного, дикого произвола. Христиане, которые не веруют в Бога, …которым все равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, - те не христиане, и погибнут, если не раскаются…»
Злясь и досадуя на батюшку Иоанна революционная и антиреволюционная «образованщина» не заметила, что его «Моя жизнь во Христе» ничуть не уступает по своим литературным достоинствам «Исповеди» Аврелия Августина (духовное же значение сего творения Иоанна Кронштадтского атеистической интеллигенции и вовсе было недоступно!).
Патриотическая позиция Иоанна тоже вызывала раздражение. Его членство в черносотенной организации Союз Русского Народа заставляла доморощенных интеллигентов кривиться как от уксуса.
Иоанн имел обыкновение молиться так:
«Господи, всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди Русское царство с Русскою православною церковию на непоколебимом камне, каковой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Покори, Господи, все народы, составляющие Россию, одной воле Императора и наипаче Тебе, верховному и единственному главе церкви Своей. Да не поколеблют державы Российской инородцы и иноверные и инославные! Сохрани целость державы и церкви».
А чего только стоит речь его последователя отца Михаила Алабовского (между прочим, председателя Киевского губернского отдела Союза Русского Народа) против законопроекта имперского правительства об учреждении земства в западных губерниях: «…Принципиально ни поляки, ни инородцы не должны быть допускаемы в земство. Хотя такое требование может быть признано нетактичным и неприемлемым, но нам ни в коем случае нельзя считаться с "тактикой”. В дело государственное поляков и инородцев пускать нельзя. Пусть они себе занимаются вопросами чисто экономическими. Мы должны высказаться решительно, что представительство в будущем земстве должно быть только русским».
Фразы эти полностью согласуются с идеями Иоанна Кронштадтского. Если вам не нравятся сии слова, то гляньте одним глазком, что ныне творится на Украине XXI века, одним махом превратившейся в Руину…
Два Иоанна
В годы учебы своей Иоанн, на первые деньги, полученные за переписывание текста одного из профессоров академии, купил книгу Иоанна Златоуста. И это не случайно. Всегда отец Иоанн почитал святителя и изумлялся мудрости сего православного святого, стоявшего у колыбели Ромейской империи, заместившей Древний Рим. Перекличка эонов звенит в паре Иоанн Златоуст - Иоанн Кронштадтский.
И неспроста. Грехи и добродетели отнюдь не зависят от уровня технического прогресса и комфортабельности быта. И, если сечас человечество рвется в космос, а когда то с трудом могло плавать у берегов Средиземного моря, то это не свидетельствует о том, что в XXI столетии человек стал чище и светлее, чем в четвертом или пятом веке. И воспитание детей не улучшилось. Иоанн Златоуст обличал: «Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботиться. Это и расстраивает всю вселенную».
А Иоанн Кронштадский писал (прошло около полторы тысячи лет лет!):
«Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз - зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».
Борьбой ради спасения человека была жизнь Иоанна Златоуста, но на таком же поле сражения подвизался и праведный Иоанн.
Диагноз нашей эпохи
В XXI веке люди ощущают какую-то скомканность бытия, неустойчивость существования, возрастание злобы и страшную разобщенность людей, при полной неудовлетворенности желаний. Диагноз сему Иоанн Кронштадтский поставил точно: «Чрево стало идолом: постов многие совсем не держат, считая их тягостными, пирования и пьянство сделались явлениями постоянными.
Деньги стали положительно современным кумиром, и для легкого приобретения их люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестивы; все помыслы, заботы, забавы, в том числе и игра, словом, удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учение направлены к земле; о небе, о небесном звании, о небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах!»
Иоанн - наш современник. Актуальны его обращения и проповеди: «Чем гордиться человеку, этой земле и пеплу?
Зачем ты, мнимый и либеральный, забывший Бога мудрец века сего, высоко поднимаешь свою бровь и гордишься своим умом, своим писательским талантом, свободою слова и поносишь все святое и досточтимое?
К чему послужило и служит все это?
К тому ли, от чего ужасно бедствует ныне наше Отечество?
К безверию, богохульству, к безначалию или анархии, к разрушению всех устоев христианской и государственной жизни, к общему неповиновению властям, к своеволию, к междоусобной войне, к убийствам бесчисленным, к поджогам домов, к расхищению имущества, нажитого трудом и энергией, к общей безнравственности? Вот плоды и дела твоей гордости, твоего безбожия.
Ты способен только разрушать, а не созидать, мертвить все кругом…»
Все эти навальные, касьяновы, васильевы, порошенки, саакашвили и прочие, в реальности есть дохляки в саване и иссохшие умертвия-мумии, которые хотят живую Русь схватить из своих гробов (при мнимом существовании, как у вампира!) за ногу и утянуть в белемуть безвременья.
Да не будет сего! Праведный Иоанн Кронштадтский молит на небесах Господа за Русский мiр!
Источник: "Сегодня.ру"
Александр Гончаров
rusfront.ru/9438-ogon-putevodnogo-mayaka.html