О руководстве в духовной жизни епископ Рашско-Призренский Артемий
Как найти духовного отца?
Кто может им стать?
Имеет ли право духовник отказать кому-либо в просьбе стать его духовным отцом?
…Прежде всего, позвольте сказать два-три слова о самом понятии «духовный отец» или «духовник». К сожалению, многие
люди давно забыли, кто такой духовник и что такое духовная жизнь. В лучшем случае, сохранилось понятие «исповедника». Под ним подразумевается приходской священник, которому определенные люди время от времени исповедают свои грехи, чаще всего - перед Святым Причастием. Во многих областях Сербии, к сожалению, и этого уже нет.
Между тем, понятие духовника гораздо шире понятия исповедника. Исповедником может стать всякий человек, облеченный в священнический сан, который выслушивает исповедь и затем прочитывает разрешительную молитву. На этом его обязанности заканчиваются.
Духовник - совсем другое дело. Он часто в муках «рождает» своих духовных чад (см.: Гал.4:19), заботится о них и воспитывает, ведет их и руководит ими до тех пор, пока они не приобретут лик Христов.
В православной духовной литературе разных народов это понятие часто имеет различные наименования: «геронда» (греческий), «старец» (русский), «авва» (староарабский), «духовный отец» и т.д. Между тем, все эти названия в большей или меньшей степени выражают сущность слова «духовник».
Духовник - личность, пребывающая, как правило, в монашеском чине (чаще всего это священномонах). Духовно сильный, ставящий в основание своей жизни Господа Иисуса Христа, Святых Отцов и традиции православной духовности, он способен духовно преображать другие личности или рождать их заново. Поэтому он и есть «духовный отец», а все те, кем он руководит на пути ко спасению, есть его духовные чада. Т.е. духовник не только «рождает» своих духовных детей, но и руководит ими на пути духовной жизни и возрастания.
Духовник не выбирает духовных детей, но своей личностью, своей духовной силой излучает невещественный свет, который привлекает к себе жаждущие Бога души, стремящиеся к возвышенной духовной жизни. Он подобен светильнику, горящему в ночи и привлекающему к себе мотыльков. Духовник, как правило, живет на одном месте, часто уединенно, в «пустыне», как, например, Антоний Великий или многие святогорские духовники. Он живет в келлии, пребывая в подвиге молитвы и поста, находится в созерцании, проникая в Божественные глубины. Но, несмотря на уединенность, он не может оставаться незамеченным для мирских людей, подобно городу, стоящему на горе, о котором повествует Священное Писание.
Такой человек, даже если и захотел, не смог бы сокрыться от людских глаз. Божий Промысл приводит к нему тех, кто желает преуспеть в духовной жизни и достигнуть истинной цели своего земного существования. Кроме того, духовник никому себя не навязывает. Он подобен прозрачному горному источнику. Он открыт и доступен для любого, и всякий желающий может прийти к нему и утолить свою духовную жажду.
Духовник, прежде всего, человек молитвы и трезвого рассуждения. Поэтому он никогда не настаивает на насильном проникновении в тайники вверенных ему душ. Он терпеливо ожидает, пока душа духовного чада сама не раскроется во всей своей искренности, в исповедании и доверии, ведь только тогда духовник сможет оказать необходимую помощь. Точно также учил и на деле исполнял это наш современный великий духовник преподобный отец Иустин Челийский (Попович), который особо ценил и почитал всякую личность, каждого человека, говоря, что «ко всякой душе человеческой надо приближаться нежно, как будто на голубиных ножках», чтобы никому не навредить.
Насильно нельзя никому помочь, помогать следует настолько, насколько требует сама душа. Поэтому духовник не гоняется по мiру за духовными детьми, не стремится спасти весь мiр, как это многие сегодня делают. Духовник живет своей духовной жизнью, ждет, когда его найдут те, кому он необходим, и кого Бог к нему направит. Для них он и становится духовным отцом.
А теперь постараюсь рассказать, как и где можно найти себе такого духовного отца.
В этом состоит тайна спасения, и невозможно указать пальцем на какого-то определенного духовника. Бог, ведающий о всяком душевном помысле, обо всех тайнах сердца человеческого, направляет каждого человека ко спасению. Если мы имеем искреннее желание и осознаем потребность предать себя в руки искусного водителя, если мы будем искренно молиться об этом Господу, то Он не оставит нас без утешения. Он, Единый Сердцеведец, направит нас к духовнику, который отвечает благим склонностям нашей души.
Но все-таки не следует сидеть сложа руки в ожидании чуда Божиего. Нужно потрудиться, по слову Христову: Ищите, и обрящете (Мф.7,7).
Начнем со своего приходского священника. Положим начало духовной жизни через покаяние и исповедание своих грехов. Пусть любовь к Богу и духовной жизни разгорится в нашем сердце, и Господь тогда позаботится о потребном для нас.
Так же, как человек, разболевшись, сначала обращается к обычному врачу-терапевту. Далее развитие болезни и ее особенности приводят к специалисту, который способен ему помочь. Он расспрашивает приятелей и знакомых, слушает советы терапевта и направляется куда следует. И непрестанно ищет лучшего врача, иногда и за границей, только бы избавиться от недуга и сохранить свою жизнь…
Из вышесказанного видим, что настоящий духовник не имеет причин отказать кому-либо, кто искренне обращается за духовным советом или руководством на пути спасения. Бывает, что духовник, если у него много духовных чад, часто занят и не может принять всех, но в таком случае он всегда в силе посоветовать обратиться к другому духовному лицу, способному оказать помощь.
Самое главное - во всем полагаться на Бога, и Он направит вас к нужному человеку, ведь Спаситель хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4)
Мир вам и спасение от Господа!
По книге «Практический Закон Божий»
www.rusfront.ru