На встрече кришнаитов

May 08, 2020 17:14

Не знаю, какими ветрами пронесло у меня в ФБ-ленте анонс онлайн-встречи в Зуме некоего российского гуру ведической мысли, Пшонко. В анонсе обещали дружеское общение, чтение ведических гимнов, обсуждение и мудрость от гуру. Время для меня удобное, от занятий свободное, и я решила заглянуть, не подозревая, что это кришнаитская тусовка (ну, тёмная я совсем, у меня до сих пор Веды с кришнаитами не ассоциируются). И даже выдержала в компании гуру 40 минут.

Я сейчас навострилась на любые подобные тусовки накладывать образ нашего шаманского кружка, которому я весьма благодарна за то, кем я стала. Это позволяет узнавать схожие практики, ритуалы, внутреннюю динамику группы, роль лидера и вИдение лидером членов группы, потребности участников. С шаманским кружком мне повезло невероятно - в нём практикуется максимум инклюзивности религий, культур и практик, и участников постепенно учат слушать себя и быть самостоятельными на своём пути. Имея перед глазами такой либеральный и лично-гнозис-френдли пример духовной группы, особо остро замечаешь в других группах тенденции к узости, границам и всасыванию в себя нового "мяса". Наверное, это следующий уровень нахождения таких границ внутри себя для последующей проработки.

Так вот гуру. Не могу удержаться, чтобы не покритиковать. Давненько я этого не делала. С его первого слова я поняла, что это щупальце той же самой сущности, что вскормила моего давнего знакомого Васю. У людей, прошедших через такой тип коммьюнити, что-то происходит с голосом. Там одни и те же интонации появляются, гурушные, покровительственные, со странным цветом гласных. Это как очень яркий акцент, который узнаётся сходу.

У них после приветствия в начале "проповеди" идёт стандартно комментарий о том, как он накануне сделал какой-нибудь физический подвиг: сел в трудную асану, пробежал в 2 раза больше, чем в юности, разгрузил вагон картошки, закончил 2-недельное голодание. Это помню и у Васи, и у нескольких гуру, что мне Вася показывал на видео, и у этого Пшонко. Среди присутствующих были и несколько дам с психотическим блестящим взглядом, близко ему знакомые. Как я поняла, это были наместницы этого гуру в разных городах мира, где они ему устраивали "гастроли". Одни говорили, что у них ещё всё закрыто, так что они сидят ровно. Другие радовались, что у них понемногу всё открывается, и они уже начали "служение".

Потом он пропел на санскрите какой-то гимн, и на видео было видно, что многие участницы встречи ему активно подпевали. Ну ладно, думаю, мы на шаманских встречах тоже поём песню об орле, который нас уносит. И я даже отрывочно помню одну песню на индейском языке о благословении Воды с одного из семинаров. Думаю, сейчас допоёт, переведёт и всё станет ясно. И он-таки действительно стал переводить и комментировать. И мне стало ясно гораздо больше, чем я изначально надеялась.

Даже на русском языке из-за обилия индийских имён и понятий было порой не ясно, кто кого зачем и где в гимне, так что я так и не поняла всего смысла. Перевод гимна перемежался комментариями переводчика, комментариями самого Пшонко, неизвестно откуда взятыми легендами, наставлениями о том, как надо себя вести по отношению к отцу-Кришне на примере главного героя, и разъяснениями для непосвящённой публики того, что такое религия-кришнаизм. Только тут я поняла, что я попала к кришнаитам, и поскольку это совсем не моя чашка чая, я уж было собралась тихо уйти, но решила ещё немного задержаться, ведь гадать можно даже по плохим книгам. Вдруг бы в этом потоке что-то прошло для меня полезное.

В общем, проповедь звучала примерно так (с сокращениями).

В гимне был какой-то мужик, который говорил, мол, вокруг столько святых, но у них локус внутри, поэтому они сидят по пещерам и только о собственном спасении и заботятся, а я не такой, я знаю, как лучше будет для всех. Я знаю, что Кришна - единственно правильный бог, и положу жизнь на то, чтобы привести к нему всех неразумных. Харе-Харе-Кришна-Рама-Рама. Кришнаизм - самая мирная религия, которая никому ничего не навязывает, не требует служения, практикует свободу. Кришна - единственный Бог, наш Отец, защитник и покровитель, и почитать его следует с полным самозабвением. Тот мужик, что принял Кришну как своего Отца, молился Ему даже за своего непутёвого земного отца, ратуя за его спасение, и лучше других зная, в чём состоит духовная миссия отца. Ведь только у Кришны можно найти блаженство. Когда он принял Кришну в сердце своё, он сказал Ему - проси что хочешь, люблю Тебя так, что сделаю что угодно! Именно это нам и следует делать в служении Кришне, отдавать безоговорочно всего себя служению. Счастливым можно стать, только обратившись к Кришне.

Как-то незаметно Пшонко перешёл на грядущее 9 мая, патриотизм, поминовение предков и семейные ценности, постоянно возвращаясь к этому мужику из гимна как образцу служения и мимоходом упомянув "австрийского" психоаналитика Карла Юнга. Несколько раз подчеркнул то, что смысл спасения - в обретении блаженства, что кришнаизм - мирная религия, ничего от последователей не требующая. Потом рассказал легенду о каком-то очень богатом российском бизнесмене 19 века, который всё норовил начать служение, но ему говорили - твой путь - карма-йога, иди работай и зарабатывай деньги. И него было много денег, очень много денег. Однажды он встретил ограбленного старика, который ничего не просил, но только служил Богу, купил ему коня и дал много денег. Потому что стать счастливым можно, только обретя спасение у Кришны. Потом была революция, и он вместо того, чтобы бежать в Европу, отдал все деньги монастырям и стал сам служителем. И жена полностью его поддержала, т.к. разделяла его служение. Вот это, - тут глаза Пшонко затуманились от слёз восторга, - мой идеал служения, когда жена во всём поддерживает мужа, а муж всего себя отдаёт богу. Харе-Харе-Кришна-Рама-Рама.

В общем, в этой встрече для "своих", которая ненавязчиво пропиарилась по духовно ориентированным русскоязычным коммьюнити, на мой взгляд, прошла не только проповедь гуры для верных последовательниц, но и попытка рекрутинга новой армии. Нынешнее неровное время, если оно растянется слишком надолго, породит волну заинтересованности в духовных учениях в поисках счастья и защиты, и кришнаиты, видимо, сейчас отрабатывают методики завлечения аудитории.

В проповеди, которая на вид была хаотическим нагромождением не связанных друг с другом мыслей гуры, тем не менее, прошли ключевые темы завлечения потерявших опору:
- фигура отца, обрамлённая не связанной с ней легендой о православном служителе
- тема беззаветного служения, обрамлённая не связанным с ней комментарием о необязательности служения
- тема прозелитизма, подкреплённая установками о том, что смысл спасения - блаженство, только (!) их бог несёт это блаженство, и только (!) через него можно стать счастливым, но обёрнутая в уверение в том, что кришнаизм - мирная и всепринимающая религия
- намёки на особые "способности" в вводной речи гуры о его физическом подвиге
- эксплуатация темы семьи и поддержки. Жена всегда за мужа, куда бы он ни. Одиночек в пещерах осуждаем! Общество держится на том, что все знают, что лучше друг для друга.
- в историях о персонажах, посвятивших себя служению, они всегда были богатыми и успешными. И вот так легко - рррраз! - и в служение. По идее это должно ослабить тормоза у тех, у кого богатств значительно меньше.
- также проходит тема получения материальных благ или "блаженства" самыми обездоленными.

Блин, как так можно было испоганить нормальную религию?



P.S.: Сразу после этого постинга мир отзывается шуткой. Сажусь смотреть очередную серию 2-го сезона Westworld, где вдруг понимаю, что он построен на том, что его главные героини, женщины, служат Богу внутри себя, своему собственному бытию, и этим они меня очень восхищают и вдохновляют. А мужчины там преданно идут за ними и служат их целям.

Но такая картина также не является гармоничной. Посмотрим, что будет в третьем сезоне.

гуру, религия

Previous post Next post
Up