Если вернуться к троичным уровням Ян-Инь как уровням проникновения патогена в тело и превращения его в болезнь, то мне кажется, после Конечного (Неполного) Иня должен существовать какой-то ещё уровень для, например, рака, ВИЧ, бешенства, генетических болезней, но пока я теории на эту тему не видела. Только время от времени упоминаются какие-то отрывочные данные, что если болезнь проникла на уровень мембран, между мышцами и внутренними органами, то её уже невозможно вылечить, но вот есть такая точка у лопатки, которая якобы позволяет дотуда добраться. Или вот ещё - если патоген жара засел на уровне диафрагмы, то всё, дальше он попадёт в кровь, и пиши пропало, но вот этот травяной сбор позволяет его оттуда вычистить.
Мне кажется, эти анатомически несколько странные заявления являются руинами не доживших до наших дней теорий проникновения болезней в тело.
В ТКМ Ян и Инь - это относительные понятия, поэтому они назначаются индивидуально в каждом отдельном случае. Например, можно сказать, что выше пояса - Ян, а ниже - Инь. Но в то же время, голова - Ян, а всё, что ниже - Инь. Та же шкала, если идти вовнутрь. То есть кожа - это Ян, а внутренние органы - Инь. Но мышцы по отношению к почкам, например, - тоже Ян.
Таким образом, если заявляется, что болезнь забралась между внутренними оболочками, что делает её практически неизлечимой, то тут явно речь идёт не о конкретных анатомических оболочках, а о той шкале между Яном и Инем, начальным и фатальным уровнем болезни, - которую использовал автор данной теории.
То же самое относится к заявлению о засевшем жаре в диафрагме. Возможно, где-то это и может проявиться в виде конкретных симптомов жара между верхним и средним "котлами", но мне кажется, здесь тоже используется шкала Ян > Инь, символически наложенная на фигурку человека от головы до ног. В такой модели диафрагма будет не конкретной мышцей в теле, которую можно пощупать и измерить в ней температуру, а либо серединой шкалы, где до жара ещё можно добраться и охладить его, либо концом шкалы, после перехода которого пойдут необратимые изменения. До этого конца добраться хоть и трудно, но не невозможно, и вот такие-то лекарственные травы в таком-то уникальном наборе и в таких-то тщательно подобранных дозировках, - как космический спецотряд, - и могут реализовать миссию.
Ещё есть одна точка на ноге, которая якобы лечит бешенство. То самое, которое в современной науке является неизлечимой фатальной болезнью. И наши учителя вопреки здравому смыслу передают нам информацию об этой точке "как есть". Правда, потом добавляют, что в современных условиях мы обязаны отправлять всех покусанных в западную больницу. Точка эта ничем не примечательна. Находится на ноге где-то ниже колена. Если мне не изменяет память, на меридиане Желудка, меридиане ноги Яркого Яна. Если к большинству других дистальных (удалённых от больного места) точек я могу притянуть хоть какую-то логику, то к этой не могу.
Когда имеющаяся в моём распоряжении логика не позволяет подобрать рациональное объяснение каким-то теориям, я начинаю подозревать магию. Вот и в этих трёх случаях, когда попадаются разбросанные тут и там обломки чего-то странного и не вписывающегося в общую картину, я подозреваю, что авторы данного знания не эмпирически выявили функции этих точек, а подошли к ним с позиции "мудреца, что сел лицом на юг". То есть эти функции не будут работать у всех остальных докторов, которые не вошли в нужное состояние. Это как магическое заклинание.
И сколько ещё таких обломков древней магии разбросано по китайским медицинским манускриптам, которые используются для написания современных учебников, неизвестно.
Но в любом случае, отзвуки древних практик, дошедшие до наших дней в потерявшем свой корень виде, подсказывают, что, в конечном итоге, дело не в точке, а в докторе. "Когда душа научилась читать, весь мир становится священным писанием." Когда доктор "сел лицом на юг", то любая точка на теле пациента может вылечить любую болезнь.
Это, конечно, не означает, что мне сейчас не надо учить эти 360 точек и сотни страниц сухой теории вокруг них. Возможно, сам процесс изучения всего этого является моим медленным поворотом по направлению к югу.