Аналитический обзор индуистского храма

Nov 04, 2018 20:16

Когда я недавно была в Большом Городе, я с шоссе заметила красивый белый храм. Погуглила - оказалось, индусский. Или кришнаистский... В общем, индийский. Автобусы туда ходят только по выходным, чтобы привозить безлошадных индусов на мессы, так что я уговорила подругу поехать туда вместе со мной. Внутри оказалось, что нужно снимать обувь и оставлять её в специальных незапираемых шкафчиках в раздевалке. Подруге это не понравилось, и она мне сказала идти гулять одной, пока она в коридоре посидит в интернете. Она когда не держится за руль, то уткнута в свой телефон с многочисленными соцсетями, которые уведомляют её о новостях в жизни друзей примерно каждые 2 минуты, да и за рулём иногда на светофоре умудряется проверять соцсети несмотря на запрет. Штраф в 400$ её ничему не научил.

Ну, я и пошла одна. Всё по-быстрому обошла, очень красиво, но на мраморном полу очень холодно в одних носках. Возвращаюсь, вижу - подруга стоит разутая в холле, ведущем в основное помещение храма, в сопровождении молодой индианки, которая ей что-то рассказывает. Оказалось, индианка там работает волонтёром-экскурсоводом, приметила мою подругу в одиночестве у туалетов и предложила экскурсию, а подруге всегда очень неудобно отказываться. Ну, я и пошла с ними по второму заходу, только уже с пониманием того, что там за статуи и что это вообще за храм. Через 10 минут моих вопросов индианка спросила меня, не являюсь ли я религиоведом. Я скромно сказала, что это моё хобби.

Слушать было так интересно, что я почти забыла, что у меня задубели ноги. Индианка, которая там ходила вообще с голыми ногами, сказала, что с детства привыкла, холода уже не чувствует даже зимой. Когда я спросила, можно ли приносить с собой тапочки, она возразила, что это священное место, и, снимая обувь, ты открываешься священному. Всё, что происходит в храме во время твоего визита, священно просто по факту места. Я поняла, что принцип тот же, что и в освящённой проруби в России в крещенские морозы. Действительно, если ты заболеешь после такого, то это типа очищения. Старая вредная карма отрабатывается. Если б не было плохой кармы, то не заболел бы. Что удивительно, я понимаю логику и механизм этого и абсолютно с этим согласна. Но мои демоны сейчас не хотят, чтобы я отрабатывала свою плохую карму циститом, поэтому если я туда когда-нибудь вернусь, то с двумя парами шерстяных носков.

Храм этот посвящён какому-то индусскому аскету 18 века. который играет такую же роль, как и Иисус в христианстве. Он в 11 лет ушёл искать бога, много путешествовал по Индии, учился магии у разных учителей, проходил через аскезы, брал на себя боль всвоего народа и т.д. Я рассматривала историю его жития на картинках в коридоре и практически видела целенаправленный путь человека к магии, к тому, чтобы выйти из зависимости от физического, эмоционального, ментального и духовного тел, и переместить большую часть своего сознания в тело божественное. На этих размышлениях у меня выросла медитация на тему становления богом вообще, которую опубликую в другом постинге.

Помимо индусского иисуса в этом храме поклоняются нескольким индийским святым, имеющим непосредственное отношение к этому индусу или храму, а также традиционным индийским богам. Боги стояли в нишах и были оформлены в своеобразные "тройцы": бог, "идеальный последователь" (ideal devotee) и перед ними животное. Перед Рамой сидел Хануман, а рядом с ним стояла Сита, которая представляла из себя "идеальную последовательницу". Перед Шивой сидел Ганеша, а рядом с ним стояла Парвати, играющая ту же роль, что и Сита. Хануман и Ганеша были не самостоятельными богами, а сервиторами Рамы и Шивы. Экскурсовод представила мне Шиву как бога разрушения без каких бы то ни было объяснений. Если бы я в магии-мифологии не разбиралась совсем, но была наделена критическим мышлением, то у меня бы возникли вопросы, почему первым в списке их богов стоит бог разрушения. Но я уже имела представление о мистическом разрушительном аспекте энергии Ян, поэтому симпатичный Шива вопросов не вызвал. Даже странно, что экскурсовод не дала никаких пояснений даже при отсутствии вопросов. Неужели никто из посетителей не задаёт таких вопросов? И неужели она сама никогда не задавалась этим вопросом?

Интересно и то, что супруги Рамы и Шивы были представлены не как шакти, вдохновительницы или самостоятельные богини, а как "идеальные последователи". Ideal devotee в контексте христианства я бы поняла как набожный человек, живущий богоугодно, во всём подчиняющийся божественной воле и усмиряющий собственные желания. В индийском же мистицизме, - по крайней мере, в том изводе с которым весьма поверхностно знакома я, - шакти - это самостоятельная и равноценная богу сила, как Инь по отношению к Ян, материя по отношению к духу.

В центральной нише стоит статуя в виде 10-летнего ребёнка как репрезентация того индуса, которому они поклоняются. Когда я спросила, почему в виде ребёнка она сказала, это чтобы быть ближе к народу. Как-то странно... Должно быть другое объяснение. Эта статуя-мурти (т.е. материальное воплощение божества) примечательна тем, что её каждый день одевают в разную (!) одежду. Одежда очень красивая, богатая, разукрашенная вышивкой и драгоценностями. Сей феномен называется "мурти даршан" (дословно "созерцание статуи божества"). Чувствую, это должно иметь какое-то магическое значение, но не улавливаю, какое. Я у них на сайте нашла подборку ежедневных фоток статуи в разных костюмах. Просмотрела фотки за 3 последних месяца, не нашла ни одного повторяющегося костюма. Интересно, кто это всё шьёт с такой скоростью, чтобы в одном локальном храме можно было статую одевать в разную одежду каждый день. Это же реально служение больших групп людей и немалых денег! Кроме того, это и магическая работа служителей храма. Статую-мурти ежедневно наполняют энергией не только за счёт одежды, но и за счёт свежих цветов и даров еды. Когда мы завершили обход зала, он как раз закрывался на полчаса для того, чтобы, как нам сказала девушка-экскурсовод, покормить бога.

В центре зала с колоннами есть пара круглых секторов с изящной росписью на потолке. Самый большой круг показывает различных локальных богов и духов значимых для индусов мест (дух Ганга, духи местностей). Малый круг показывает человека во всех его ипостасях на протяжении дня - вот только что проснувшийся, вот умывающийся, чистящий зубы палочкой, одевающийся, завтракающий и т.д. Я задавала наводящие вопросы девушке на тему использования этих круглых секторов, т.к. видела в них поднятые на потолок алтари, под которыми можно магичить всякое или кружиться, как дервиш, чтобы преодолеть границу миров, но она не смогла мне рассказать ничего путного. Видно, она знает только официальную мифологию - то, что приходящим в "воскресную школу" храма детям рассказывают с самого детства под видом фольклора.

Также, когда она нам рассказала историю строительства храма, она не смогла просветить меня в деталях на тему его символики. На макете было написано, что он строился по древним чертежам с реализацией сакральных символов в его архитектуре. Даже был дан намёк, мол, вот эта часть - голова божества, вот эта - его уши. Но остальные части храма не выстраивались в логичную анатомию. Я пыталась наложить на макет и систему чакр, и даже дерево сфирот в разных вариациях (ну а вдруг?), но ничего не подходило. Ну почему в древних чертежах никто не заложил какой-нибудь интересный сакральный феншуй? Даже вход в главную залу у них проходит "через ребро", если судить по тому, где голова. Хотя... Говорят, во сне матери Будды, предшествовавшем его зачатию, волшебный слон вошёл в её правый бок. И если посетители входят в этот храм через "правый бок", то тут кое-что есть... Но это же не буддийский храм... В общем, экскурсовод у них однозначно не из "внутреннего круга".

В одном из помещений храма был оборудован мини-музей на тему того, что Индия дала миру. Запомнился список из 70 синонимов слова "вода" на санскрите, несколько плакатов на тему религиозной веры (=пути к магической силе), а также вот такой очень удививший меня плакат. Нижняя металлическая вставка в его середине показалась мне до боли знакомой. Кто тоже узнал её персонажа? Подсказка. Верхнюю я пока не нагуглила. Если кто знает оригинал, поделитесь информацией.



Экскурсовод была крайне удивлена, когда я ей рассказала, кто, по версии европейских историков, изображён на этой вставке. Она, - как, наверное, и дизайнер, сверставший этот плакат, - была уверена, что раз кто-то сидит в позе лотоса, то он однозначно индус, даже сомнений быть не может.

Ещё она рассказала нам о социальной работе всех прихожан храма. Мол, у них есть благотворительный фонд, который они пополняют во время ежегодного забега и акции посадки деревьев. Плюс у них есть бесплатные врачи для нуждающихся (правда, не аюрведические, а обычные), воскресные школы, детсады и много чего ещё. Пока я слушала, мне прямо захотелось влиться в их дружную семью, участвовать в их акциях, волонтёрить, бежать с ними символические 10 километров, чтобы собрать денег на посадку деревьев, а потом идти их сажать, а в перерывах есть самосу и морковную халву и пить сладкий йогурт ласси. Вокруг таких религиозных центров со временем складывается целая община, чтобы создать пул потенциальных "идеальных почитателей", клеток тела бога. Тогда я думала, что временно примкнуть к такой общине и участвовать в её социальной жизни - это неплохой старт в новом городе, где пока никого не знаешь.

Когда мы уже подходили к выходу, девушка с серьёзным видом сказала, что их храм придаёт огромное значение ценности семьи. И тут я поняла, какой социальной услуги они не будут предлагать никогда. Даже не имело смысла задавать ей вопрос, есть ли у них гостиница-приют для женщин с детьми, нашедших в себе силы уйти от жестоких избивающих и насилующих их мужей. Я на 100% уверена, что этого у них нет. В любом крупном городе есть такие приюты вне всякой связи с религией, как часть социальной программы. В них работают психологи, соцработники, юристы, которые помогают начать таким женщинам новую жизнь, снять квартиру, найти мебель и одежду, получить образование, найти работу, устроить ребёнка в детсад, оформить пособие и получать бесплатную еду. Всё, чтобы поддержать робкий огонёк собственной воли, что увела женщину из-под власти мужа-тирана. Но прежде всего - получить психологическую поддержку, чтобы укрепиться в желании не возвращаться к тирану. К сожалению, в большинстве случаев, когда проходит ураган, женщина возвращается к мужу из-за страха или виктимного образа мышления. В восточных семьях такие ситуации встречаются значительно чаще, чем в западных. Но восточные женщины часто просто не находят в себе смелости противостоять жестокому мужу, т.к. просто не знают, что защита себя, нормальное отношение к женщине, уважение - это нормально.

Только теперь я поняла, почему детям в воскресной школе этого храма преподают, что шакти богов являются не полноценными богинями, но "идеальными последовательницами". Потому что семья у хранителей этого храма - это высшая ценность. Не индивидуальное развитие, не равноправное участие в создании двумя божествами сакрального третьего, нового мира, но традиционная модель семьи, в которой муж - это бог (Шива или Рама), жена - идеальная последовательница мужа (Сита или Пракрити), а создаваемый ими сакральный третий - потомство в виде животного, прислуживающего богу (Ганеша или Хануман) до конца времён, поддерживающего и выручающего его в трудные минуты.

о боги!, религия

Previous post Next post
Up