На днях съездила в отпуск в Большой Город, куда собираюсь переехать изучать китайскую медицину (ТКМ). Заранее списалась с парой школ, чтобы их посетить, пообщаться с преподавателями, посмотреть клинику и аптечку, посидеть на уроках. Результаты визитов оказались для меня очень неожиданными. Параллельным процессом я наблюдала, на основе чего я планирую и принимаю решения. Никакой рациональности, одни эмоции...
Итак, школа номер 1. Изначально она была в моём списке первой. У них была интересная программа на 4 года, качественный вебсайт, онлайн-запись в клинику, в программе присутствовало изучение цигуна (отсутствующее в других школах), постоянно проходят курсы и семинары для широкой публики, и, что добавляет шарма, она расположена в Чайна-тауне.
Школа номер 2. Я её сначала вообще не принимала во внимание. Её мне посоветовала подруга из шаманской группы, которая когда-то туда ходила на акупунктуру, и ей понравилось, как с ней обошлись студенты, и как со студентами обошёлся надзирающий врач. Эта школа даже не выходит в первых результатах гугля, у неё старый сайт, который давно не обновлялся, и расположены они где-то среди спальных районов в офисных помещениях торгового центра среднего пошиба рядом с шоссе.
Но с момента записи на визит в школы событийность выстроила всё иным образом. У меня появилось чувство, что нечто меня разворачивает и направляет в нужную этому нечту сторону всеми его, нечта, мускулами. Я приезжала во вторник вечером, и уже в среду хотела сходить в первую школу, и этим и ограничиться, т.к. она мне виртуально понравилась. Но по емейлу они 3 раза откладывали время, потому что они там как бы такие занятые, а я всё время предлагала время, когда их директор приёмной комиссии был якобы занят. Записали меня на четверг ближе к вечеру. Среда у меня оставалась свободной, и я решила дать шанс второй школе, и написала им за сутки до приезда. Они сказали - а приезжай!
****
Так что сначала я расскажу о второй школе, в которую я попала в первую очередь. Она была расположена в месте, которое оказалось не таким страшным, как я опасалась. Да, слегка паршивый ТЦ, шоссе и несколько уныло вокруг, но метро в 2 минутах пешком, в ТЦ есть продуктовый и спорт-зал. Офисные коридоры чистые, тихие и пустые, а среди соседей по офисам - какие-то тихие небольшие конторы, типа агентств по трудоустройству и тренингам.
Принял меня старый китаец, которого я понимала с большим трудом. Он построил беседу таким образом, чтобы в основном что-то узнать обо мне и типа решить, достаточно ли я для них хороша. Рекламу своей школе, конечно, тоже делал, но она как-то мне не особо запомнилась. Забегая вперёд, скажу, что в первой школе беседа была построена таким образом, чтобы, ничего не спросив меня обо мне, завалить меня яркой рекламой, чтобы я впечатлилась и клюнула.
Китаец дал мне несколько распечатанных на принтере листочков с общей информацией и бланки для заявки на поступление. О школе он мне рассказал в общих чертах, сделав акцент на том, что у них очень высокий процент тех, кто сдаёт с первого раза экзамен на лицензию акупунктурщика через 2 года после начала учёбы, а также что большинство их выпускников построили успешный бизнес - в клиниках физиотерапии или собственных кабинетах. Трудоустройство, бизнес и много, - очень много! - клиентов оказались его любимыми темами для разговора, и он с большим трудом их оставил, чтобы снова переключиться на меня и спросить о моём опыте. Но как только я стала рассказывать ему о моём шаманском кружке и техниках целительства, не упоминая слова "шаманизм", нас прервала рецепшионистка и сказала, что там как раз началась клиническая практика у студентов и они могут провести мне сеанс прямо сейчас. Такой поворот событий мне показал, что, к сожалению, мои духовно-магические штудии во всяких видах целительства скорее всего не найдут отклика и понимания у этого человека или даже в этой школе, поэтому сконцентрировать внимание стоит на другом.
В маленьком персональном кабинете клиники (таких кабинетов там аж 9) вместе со мной набились пятеро студентов от 4-го до 8 семестров обучения (2-3 курсы, в которых по 3 семестра в каждом). Одна второкурсница (4 семестр) проходила со мной опросник, вторая (5 семестр) потом вставляла иголки. Третья и четвёртая (6 семестр) слушали и принимали решение о том, какие иголки вставлять на основе того, что я им рассказала. Пятый парень с 3 курса, уже имеющий лицензию акупунктурщика и продолжающий обучение на травника, контролировал процесс, плюс предлагал более сложные схемы иголок. Перед тем, как перейти к иголкам, они все ушли одобрить выбранную ими схему к преподу. Один сеанс на меня особого эффекта не произвёл, т.к. описанным мной проблемам нужно не лечение, а изменение образа жизни.
После сеанса молодой травник любезно остался со мной поговорить о своей учёбе. Некоторые мои надежды на обучение в ТКМ не оправдались просто в силу того, в нашем городе нет ресурсов для преподавания интересных мне специализаций. Специализации в ТКМ вообще присутствуют только в китайских университетах, у нас же даётся общая терапевтическая база, которая не дотягивает даже до уровня бакалавра. Несмотря на это, разговор с травником оказался в разы более полезным и информативным, чем другая школа, куда я пошла на следующий день.
После клиники старый китаец продолжил отвечать на мои вопросы. Для меня важным оказалось то, что они дают полный заявленный учебный курс до 4-го года в отличие от первой школы. И хотя сейчас до этого уровня во второй школе дошли всего 3 человека (большинство предпочитают ограничиться одним дипломом акупунктурщика, получаемым после 2 лет учёбы), сам факт того, что есть и студенты и учебные ресурсы, радует.
На мой вопрос, почему у них нет цигуна, китаец сказал, что этим я могу заниматься за пределами школы, потому что важны не какие-то особые курсы во время учёбы раз в неделю, а многолетняя ежедневная самостоятельная практика, которая становится частью добровольной рутины человека, а не является частью учебного курса. Они предпочитают концентрироваться на преподавании именно медицины. Мне понравился такой здравый подход. Показывает, что старый китаец знает, что такое цигун, и не пытается заманить в своё заведение модной методикой. И главное, что у него в голове хорошо расставлены приоритеты.
Затем он отвёл меня в один класс, где для 3-го семестра (конец 1 курса) шёл урок "клинического наблюдения", преподаваемый приятной на вид уже немолодой женщиной, в которой я по буклетам узнала директрису школы. В классе было человек 15, больше половины которых азиаты, один парень-мулат откуда-то с островов, одна очень активная украинка и остальные местные. На уроке шёл разбор разных кейсов с активным вовлечением студентов - для чего это? для чего то? а тут какие механизмы? а как бы мы сделали это? а какие есть ещё способы? и т.п. После перемены посреди класса поставили массажный стол и уложили на него украинку, которая жаловалась на головную боль. Ничего не объясняя, преподша вставила ей иголки в лицо, ноги и руки и сказала всем остальным к следующему занятию самостоятельно найти объяснение, почему она использовала именно эти точки. Потом усадила другую студентку с болью в руке, вставила ей в руку всего одну иголку и показала, как идёт вверх по руке энергия, если иголку погружать на разную глубину и совершать над ней разные движения пальцами, "завинчивая" или "вывинчивая" энергию. Варьируя глубину и и направление энергии, она как минимум этой студентке дала прочувствовать, как энергия ощутимо поднимается к плечу и шее. При этом студентка между откровенным страданием от боли и интересом к тому, что происходило у неё в руке, до нас ещё донесла любопытную информацию: "Эта боль, она... сладостная."
Пока обе студентки с иголками одна отлёживала и другая отсиживала положенное терапевтическое время, преподша, я думаю, уже не в первый раз, рассказала об этической стороне съёмок пациентов с иголками (все студенты активно фоткали и снимали на видео "пациенток").
После урока украинка Олеся из этого класса, как узнала, что я русская, взяла меня в оборот, отвела на кухню и стала активно расхваливать школу. Это девушка такого типажа, какой я ожидала бы увидеть в маркетинге, бизнесе и всяком таком подобном (и она реально оказалась маркетологом по первому образованию). Но она помешана на ТКМ, феншуе, бацзы и китайском мистицизме, а свой типаж канализирует в то, чтобы в учёбе в ТКМ быть среди лидеров и добиться успеха. Всё-таки здорово, что мироздание закидывает в такие области людей с не свойственным для этих областей драйвом и харизмой, чтобы подпитать их изнутри. Её участие в том, чтобы я прониклась этой школой, неоценимо.
Она затащила меня на следующий урок по западной медицине, который вёл индус с сильнейшим акцентом. Западная медицина в этой школе ограничивается самой общей информацией, чтобы выпускники умели понимать медисторию своих пациентов, ориентироваться в результатах анализов и самых распространённых болезнях и лекарствах, чтобы понимать, какие системы затронуты в парадигме ТКМ. На уроке было скучновато, т.к. индус тупо шёл по биохимии (глюкоза - это то-то, нормы такие-то, креатинин - это то-то, нормы такие-то, инсулин - это то-то...). Олеся успевала его слушать, следить за лекцией по распечаткам, делать конспекты и болтать со мной. У меня же все усилия уходили в то, чтобы разобрать его акцент и понять, о чём он вообще говорит.
На перемене она продолжила сыпать на меня информацией о местных школах и персоналиях, об учёбе в этой школе, о том, как ей там нравится, о разных учителях. Сказала приходить на следующий день вечером на курс по травам, т.к. там мол классный препод. На следующий день у меня был запланирован визит первой школы, так что я не стала обещать. Однако там оказалось так скучно, и время так удачно подходило к этому вечернему занятию по травам, что я на него тоже попала, приехав аккурат за 3 минуты до начала.
О китайских травах рассказывал молодой китаец с заливистым смехом, который довольно грамотно и интересно выстроил урок - чувствуется педагогическая подготовка. Это был урок по отдельным травам, а не сборам, поэтому там даже были такие банальные травы, как мята и тростник. Но были и довольно экзотичные, которые растут только в Китае. Были даже засушенные цикады. Если не считать цикад, то вообще использование китайских названий привычных трав производит магический эффект на простых ингредиентах, который я уже наблюдала при
анализе эфирных масел. Одно дело знать, что ты завариваешь мяту, от которой уже ничего не ждёшь, т.к. привыкла её уже использовать как ароматизатор для тёплой воды, и другое дело - когда ты добавляешь таинственную китайскую траву Бо Хы, которая входит в древние лечебные травяные сборы, использовавшиеся императорами.
Можно было бы поспорить с выбором трав для этого урока - мол, о мяте мы и сами всё знаем. Однако если упор идёт потом на изучение проверенных временем китайских сборов, в которых каждый ингредиент усиливает или смягчает друг друга, что в результате оказывает рассчитанное действие на тело, отличающееся от действия ингредиентов по отдельности в западной традиции, - то составителям курса, наверное, виднее.
Я ушла после 7 вечера, а уроки ещё продолжались.
(продолжение следует)