Метафора камина из прошлого постинга мне так понравилась, что я решила развить её далее всё в том же ключе.
Но пока не забыла, хочу порекомендовать тут замечательную книгу о дровах и бензопилах.
Это настоящая поэма о дровах, бензопилах, печах, типах древесины и поленницах. Я читала с огромным иррациональным удовольствием. Написано очень всё по-деловому, просто, с огромногй любовью к предмету, с развитой сетью метафор, да ещё с полным погружением в неповторимый скандинавский колорит. Книга даже получила какую-то престижную книжную награду в Европе как лучший нон-фикшн.
Несколько цитат.
Одну цитату из этой книги я использую в качестве пролога к последующим размышлениям. Это фраза - реликт языческой молитвы высшим силам об обуздании огня. Она очевидно была адаптирована под христианство, и таким путём и дошла до наших дней, т.к. и в наше время в Скандинавии держат дома живой огонь, топя дровами. Её гравируют на передней панели чугунной
дровяной печи, которая всё ещё активно выпускается.
"Поздно вечером я сохраню свой огонь. Когда день склонится к закату, Бог позаботится о том, чтобы огонь не погас и не вышел наружу."
Эта фраза становится практически магическим заклинанием, если под огнём поднимать душу, энергию ци, которая проявляется на всех планах:
На физическом - в виде здоровья и гармонии тела.
На эмоциональном - в виде физической силы, выносливости, саморегуляции.
На ментальном - в виде силы ума, способности понимать и учиться.
На духовном - в виде удачи.
На божественном - в виде ощущения вневременного единства твоего мироздания, умения становиться этим единством и быть им.
Дрова при этом - та внешняя энергия, которую мы употребляем. Поскольку в этом анализе дрова являются метафорой, то их можно транспонировать на любой план без потери смысла и смотреть, какие сейчас там лежат дрова, как они горят, не слишком ли сухие или влажные, есть ли они вообще, насколько силён огонь и насколько он зависит (!) от наличия дров. Этот последний пункт приближает человека к магии, когда он осознаёт себя этим огнём, обуздывает его в соответствии с вышеприведённым языческим заклинанием и научается гореть без дров.
Я зачиталась цитатами из "Норвежского леса", и вижу, что сам автор тоже постиг прелесть метафоры дров. Да он почти Конфуций!
Если бревно расколото, то оно расколото. Результат уже нельзя изменить или улучшить.
Дневное беспокойство сначала переходит в дрова, а потом отправляется в печь. Одна из прекрасных особенностей дров состоит в том, что все они будут сожжены. Их не будет изучать никакая комиссия, не будут показывать через проектор или сравнивать с конкурирующими дровами. Однажды зимой эти неровно поколотые и сучковатые дрова окажутся в огне и дадут абсолютно то же тепло, что и идеально обтесанные, и разве не приятно сжечь непослушное еловое полено, которое особо упрямилось под топором?
(...)
Старая норвежская поговорка гласит: «Один человек не может знать, одно полено не может гореть». По аналогии сердитые мужчины останутся одни в супружеской кровати, где они и «погаснут». Если перевести все вышесказанное на язык дров, то вывод получается следующий: всегда нужно закладывать минимум два полена, и они должны лежать друг от друга на расстоянии нескольких сантиметров. Физика здесь совсем проста (и здесь можно вспомнить пару в супружеской кровати): тепло от одного полена будет выпаривать газы из другого, и пламя от одного полена приведет к воспламенению и нагреванию другого.
(...)
Для очищения печи от золы действуют те же правила, что и для прошедшей любви: старые угли быстро превращаются в большой огонь.
(...)
Я никогда не рыдаю над хорошими поленьями, когда отправляю их в печь. Не так уж и плохо иметь контакт с тем, что временно.
А здесь уже натуральный дзен.
Его надо не цитировать, а открывать книгу и смаковать самому. А потом спустя полгода случайно обнаруживать, что его метафоры проросли в тебе и выглядят полностью твоими, как произошло со мной - сначала я написала нижеседующий текст, а потом вспомнила, что в марте читала книгу.
***
Большое бревно в маленьком или слабом огне только немножко обгорит, и своим объёмом забьёт пространство. Однако для большого огня и большое бревно не проблема - он от него только сильнее станет. Особенно, если знать свою меру, и сразу много не подкладывать.
Этот фактор описывался в
постинге о целой и порезанной картофелинах, и его стоит принимать во внимание при низкоэнергетических состояниях, и готовить свою еду в виде щепок (каши, пюре) или мелких дров.
Слишком энергичные физические действия слишком утомят тело и приведут к преждевременной усталости и сонливости, а также к склонности к оным при любом физическом усилии.
Слишком много непереваренных впечатлений не дадут как следует разгореться пламени эмоционального переживания, полного присутствия в мире, извлечения максимума энергии из впечатлений. Это приведёт к негативному взгляду на мир и склонности к депрессиям.
***
Маленькие дрова нужной степени влажности, подкладываемые с правильной периодичностью, позволят разгореться даже слабому огню. То есть правильно подобранные продукты и порции позволят усилить энергетику, а значит, и естественным образом наладить работу некоторых внутренних систем, которые ещё не до конца испорчены. Здесь обретает новую перспективу рекомендация маленьких порций и частых приёмов пищи.
Отсутствие спешки и полное сознательное присутствие в ситуации также является аналогом маленьких порций. Всегда не спешить и всегда сохранять сознательность нетренированному человеку нереально, но отдельные эпизоды вживания в то, что ты делаешь - это один из способов получения энергии. Постоянно жить в автоматическом режиме, бездумно подчиняясь потоку обстоятельств и взаимодействуя с ним только реактивно - это как огонь, что лижет камни и не получает от них ничего. Сознательное проживание отдельных моментов со всеми доступными ощущениями - это как огонь, что сжигает дрова и подпитывается от них для дальнейшего горения.
***
Слишком влажные дрова будут гореть долго и с большим выделением дыма, то есть с потерей энергии и отложением её части в виде сажи по всему организму. Чувство тяжести, отёчности и забитости - именно от этого.
В переводе на язык еды это употребление слишком большого количества слизеобразующих продуктов: любые молочные продукты, красное мясо, сахаросодержащие и хлебобулочные продукты, овсянка, рис, бобовые, картофель, бананы, дыня, тыква, алкоголь, кофеин.
Слизь нужна для связывания, роста и гибкости внутренних тканей тела, но её избыток забивает каналы тела, как сажа забивает дымопровод, а дым влажного костра забивает воздух, не давая распространяться другим запахам. Отсюда формируются хроническая усталость, тяжесть, отёки, медленный обмен веществ, предрасположенности к болезням дыхательной и выводящей систем, к простудам, сезонной аллергии, а также, - в случае переизбытка "сажи", - хроническим воспалительным процессам. Не исключено, что атеросклетическое сужение кровеносных сосудов происходит из-за переизбытка слизи.
У меня также чувство, что переизбыток стихии воды в еде выстраивает предрасположенность к психосоматике и трудности её лечения: пути распространения нервных сигналов оказываются недостаточно гибкими, чтобы после прохождения сигнала возвращаться в исходное состояние, и фиксируются в этом состоянии, как русло реки.
На эмоциональном плане влажные дрова - это жизнь в стрессе, вынужденное проживание неприятных событий не имея контроля над обстоятельствами. Это постепенное угнетение чувствующей функции, сужение горизонта возможностей. Наличие такого периода в жизни следует считать расстройством, схожим с избытком слизи в теле, и лечить "маленькими порциями", то есть искусственным увеличением моментов в жизни, когда ты можешь что-то контролировать, контролируешь и проживаешь эти эпизоды с полным погружением. Это не обязательно медитации. Можно ходить в фитнесс-зал 3 раза в неделю и не музыку там слушать, а присутствовать при усилии в каждой клеточке своего тела. А во время приёмов пищи отключаться от внешнего информационного потока и от мыслей и смаковать каждый кусочек. По моей логике через несколько недель такой практики должна повыситься энергия для сопротивления стрессу, а через несколько месяцев - улучшиться событийность.
***
Слишком сухие дрова будут сильно трещать и иметь пониженную теплоотдачу, будут сгорать слишком сильно, не оставляя достаточно углей, то есть, в переводе на язык еды и тела, организму будет нужно больше еды, и огонь энергии будет понемногу затихать. Треск дров я вижу в теле как склонность к судорогам. Не зря говорят, что если участились судороги, надо есть больше бананов, которые как раз и повышают влажность ("
влажностью" в китайской медицине называют именно слизеобразование, а не воду).
Пониженное присутствие стихии воды - это пониженная гибкость тканей, а значит тенденция к развитию болей самой разной природы. Судороги могут происходить и на микро-уровне. Они нам очевидны, когда блокируют крупные мышцы или даже группы мышц, но если то же самое происходит на уровне отдельных волокон, микро-сосудов, а также внутри костной ткани, то ткани постепенно разрушаются, нервы пережимаются, и восстановительные процессы организма не успевают компенсировать все разрушения.
На эмоциональном плане сухие дрова - это слишком интенсивное восприятие, поиск всё более острых впечатлений и вследствие этого потеря вкуса к обычным ощущениям. Свойственно наркоманам и фанатам экстремальных видов спорта, которым постоянно мало адреналина. Здесь для восстановления баланса следует провести человека через несколько крупных и потенциально стрессовых жизненных проектов. Например, длительная поездка в дикое место, полгода в Арктике, выращивание подряд двух троен (? от "тройня") в обширной мексиканской семье, крупный строительный проект в Афганистане, участие в военной операции, пребывание заложником на протяжении нескольких месяцев, восхождение на Эверест, переживание тюремного заключения или войны. Всё это не просто стрессовые события, но наполнение восприятия стрессом сразу на нескольких планах, в котором образуются нити "слизи", связывающие объекты восприятия в единый поток и тем самым восстанавливающие эмоциональное тело человека.