В книге юнгианца Натана Шварц-Саланта о практически эзотерическом исследовании поля, создаваемого при взаимодействии двумя и более людьми, есть интересное замечание о времени. Он сказал, что всегда внимателен к границам и всегда вовремя начинает сессии с клиентами. Потом он, правда, это замечание делает частью рассуждения, совсем не связанного со временем, но меня это натолкнуло на размышления о том, что наше разное отношение ко времени может говорить о наших личных границах и, соответственно (и неизбежно) о том, как мы ведём себя по отношению к границам других людей.
Те, кто всегда приходят вовремя к назначенному времени, не сильно заранее и без опоздания, как правило, интуитивно чувствуют свои и чужие границы, проявляют уважение к другим и умеют говорить "нет", когда предлагаемое не в их интересах. Интуитивное чувствование ими границ также выражается и на иных семантических полях в том, что они лучше улавливают образ ситуации в целом, что помогает им адекватно себя в ней подавать через внешний вид, стилистику и содержание речи, вкус в одежде и следование определённым социальным ролям.
В общем поле, заданном назначенным временем, они не претендуют на большой кусок поля, но и знают, что свой кусок у них будет практически наверняка. Это вытекает из какого-то фундаментального чувства доверия миру и уверенности в своём месте в нём.
***
Те, кто приходят сильно заранее, как бы первыми прибегают в общее поле и размечают его под себя, расставляя в нём свои проекции, ожидания и защиты (у некоторых целые стога соломки). Отсутствие уверенности, что всё будет в их интересах, что им дадут место для проявления себя, является следствием весьма размытых личных границ и множества поражений. А поражения, как правило, говорят о том, что такие люди обычно запускают других сильно вовнутрь своего поля, уступают слишком во многом, жертвуют собственными интересами под действием страха или привлечённые блеском Другого. И когда впущенный ими человек ведёт себя слишком по-хозяйски, берёт слишком много или раздувается слишком сильно, - они резко включают агрессию. Но аналогичную агрессию они включают и в тех случаях, когда наталкиваются у других людей на иной тип их границ - либо более жёсткие, либо вообще отсутствующие.
Жёсткие (или просто нормальные) границы у других заставляют раноприходящих чаще, чем хотелось бы, переживать опыт губозакатывания, разочарования или несправедливости жизни вообще. Они имеют весьма размытое представление о норме границ у других, ожидают от других слишком многого, просят или даже присваивают себе то, что им ещё не дали, и не факт, что вообще дали бы. Данный тип людей является Тенью нашей любимой эво_люции, против которой она ведёт яростную информационную войну.
Если же в поле раноприходящих оказывается человек с ещё более размытыми границами, чем у них, такой практически всегда вызовет их агрессию, т.к. пришёл на их территорию, которую они внутри себя и так защитить не могут, и своим поведением как бы объявил её своей, т.к. по детской наивности не различает своё и чужое.
Справедливости ради отмечу, что людей с плохими границами подавляющее большинство. Это скорее фича, нежели баг. Артефакт роста. И чувствование времени тут является лишь одним из многих аспектов, в чём это может выражаться. Границы - это вообще не одна полоса, а скорее спектр. Даже наша любимая эво-люция, специалист по хорошим границам, постоянно срывается на своих комментаторов потому, что в её поле они демонстрируют ужасные границы, против которых она не может защитить какую-то важную часть себя.
***
Те, кто постоянно опаздывают, имеют не только жёсткие границы (порой даже скорлупу, через которую не проходит здоровый энергообмен) в аспекте времени, но и часто имеют раздутое или просто неадекватное мнение о себе или каких-то своих чертах, либо же имеют тенденцию раздувать нечто, что у них вроде было, но начало уменьшаться, или что могло бы быть в конкретной ситуации, но вот сейчас нету, и это не является для них проблемой.
Восточные люди и африканцы, знаменитые своим хроническим игнорированием часов, имеют тенденцию преувеличивать свои качества, а также виртуозно забалтывают собеседника, чтобы спрятать от него то требуемое в ситуации общения, чего у них нет - информация ("конечно я знаю, как пройти в библиотеку! пошли покажу!"), средства ("письмо, в котором ты просишь денег, мы не получали"), ответственность ("мамой клянус, нэ брал!"), бизнес-качества ("мой дорогой друг, я - наследник нигерийского короля в изгнании. в южно-африканском банке у меня остался мешок бриллиантов...") и т.п.
Однако хроническое опоздание может сигнализировать и прямо обратное - очень плохие границы человека с низкой самооценкой, то есть он заранее присвоил себе всё совместное поле и пока не учитывает интересов Другого. Отличие хронически опаздывающих с высокой и низкой самооценкой в том, что у первых запомнился и заложился в энергетике в основном положительный опыт такого занятия территории всем собой, то есть Другой им часто уступал и прогибался под них, нежели ставил их на место. У вторых же остался опыт негативного взаимодействия с Другим, этот виртуальный Другой остался отпечатанным в их поле и незримо ограничивает их чувство эмоциональной свободы.
***
Когда речь идёт о более крупных группах людей, то помимо личностных границ обозначаются социальные и ролевые границы и степень их жёсткости. На этом завязано функционирование сложных техногенных систем, промышленное координирование.
Одна моя хронически опаздывающая подруга (можно всегда смело прибавлять минимум 15 минут к назначенному ей времени), работающая в инженерной области, на работу и все свои деловые встречи приезжает сильно заранее. Здесь видно, что она чётко разграничивает персональное и профессиональное взаимодействие.
Профессиональные границы также могут определять границы компании по отношению к сотрудникам. Когда я работала на контрактах проверки наличия ошибок в судьбоносных документах, 2-минутное опоздание с обеда заносилось в досье, но при этом ровно в 5 все вставали и уходили, даже если они остановились на середине фразы.
***
Бывают ситуации, когда в групповом взаимодействии опоздание обязательно. Моя шефиня - большая тусовщица. Обожает как ходить по чужим вечеринкам, так и организовывать суарé у себя. Она как-то сказала, что в таких делах минимальное обязательное опоздание - 15 минут. Тебя просто не поймут, если ты заявишься чётко вовремя, и удивятся, если придёшь хотя бы с 5-минутным опозданием. Это практически равносильно тому, что ты заявишься за час до назначенного времени. Казалось бы, почему тогда не объявлять время попозже. Но тут цимес не в фактическом времени, когда всё начнётся, а в обязательном принятии всеми гостями расхождения между объявленным и фактическим.
Это подразумевает и принятие расхождения между твоей привычной социальной ролью и тем, что от тебя ждут на вечеринке. На подобных мероприятиях привычные роли размываются, люди должны расслабиться, перестать париться, думать, анализировать и должны просто плыть в чувственных удовольствиях. Люди не должны ничего воспринимать с точностью и серьёзно. И также не обязаны быть самими собой, но могут свободно себя чувствовать в выбранном ими образе, если на этот раз им хочется прочувствовать какой-то не "их" образ. Подразумевается бóльшая терпимость к недостаткам друг друга, бóльшая щедрость, меньше "нет" и больше "да", меньше конкретики, меньше правил и больше желаний.
Однако размытие социальных границ не подразумевает размытия личностных. Поле по-прежнему будет регулироваться степенью уверенности человека в дружественности ему его окружения, в его месте в конкретном поле, его голосе, его соответствии ситуации и способности считывать окружающих и динамически себя регулировать.
***
Всё описанное выше теряет свою актуальность в определении личностных границ, когда человек сознательно использует свои опоздания или своевременность в определённых им же целях, которых хочет добиться во взаимоотношениях с другим. Например, если другой человек заинтересован в общении с тобой, то всё более увеличивающимися, но дозированными, опозданиями на встречу с ним можно усилить его привязанность. При условии, конечно, что это не отдельная мера, а часть большей стратегии выстраивания отношений.
Аналогичным образом заметки выше об отношении к внешности или к маскировке отсутствующего атрибута теряют актуальность, когда неадекватность роли, облика, речи или маскировка во взаимоотношениях с людьми культивируются сознательно как часть практики по тонкой настройке собственных границ как на вход, так и на выход.