Монастическая или светская практика, или где эффективнее учиться метать фаерболы

Jun 08, 2018 07:38

Несколько месяцев назад в комментариях у bar_sunuf зашёл разговор о Большой и Малой Колеснице буддизма и о том, где труднее практиковать, в монастыре или в миру.

Вспомнила я о том разговоре только сейчас, когда смотрела фильм "И сошёл монах с гор". Там молодого монаха-сироту Хы Анся, который уже может о себе позаботиться и умеет много фантастических приёмов, выгоняют из монастыря, потому что там слишком много ртов, которые нечем кормить, и он оказывается в большом городе. Как-то он встречает монаха Джоу Сию, который одерживает победу в битве со злым супер-сильным Великим Мастером боевых искусств, Пен Чанву, метающим фаерболы. Сам Джоу метает их не хуже и вообще мастерски использует в битве энергию окружающих его объектов. После этого Хы просится к нему в ученики со следующими словами:

"Учитель, возьмите меня в ученики! Научите такому кунфу! Я на всё готов! За всю мою жизнь у меня была только одна любовь, и я отпустил её. Я не избалован славой или удачей. ..."

Вот это вот перечисление того, что у него нет абсолютно никаких эмоциональных привязок, должно показать Джоу, что учить Хы будет нетрудно, что Хы не доставит ему неприятностей своими сопротивлениями и что усилия учителя не пропадут зазря, если на полпути Хы убежит кому-нибудь мстить, возвращать потерянный статус или на зов старой возлюбленной. Ведь речь идёт о магических техниках, которые требуют максимальной концентрации и приложения всей энергии ученика не только на физическом и эмоциональном уровне, но и на духовном уровне, где не должно появиться ничего, что отвлекло бы и ослабило его.

Чуть ранее в этом фильме первый человек, к которому Хы попадает, это старый врач, который проникается симпатией к нему и предлагает ему стать своим помощником, но перед этим задаёт ему те вопросы, которые обычно задают при принятии в монастырь (ведь врач когда-то сам был монахом, но ушёл из монастыря, влюбившись в прихожанку): "У тебя есть какие-нибудь долги?" - У меня и денег-то никогда не было. - Невыполненные клятвы? - Я поклялся прокормить себя, ещё не совсем выполнено. - Ты правда сирота? - Хотите назовут вас папа? Папа!"

Когда Иисус ставил свои условия потенциальным ученикам, чтобы они оставили (в других местах "возненавидели") родителей, жену и своих мёртвых, там проходил тоже такой же смысл. Ведь всё, к чему у тебя есть зависимая привязанность, тебя ослабляет. Даже если ты себе неимоверно прокачал волю, но само наличие у тебя слабого места в виде любимого человека, ребёнка или имущества создаёт на духовном уровне такую ситуацию, что это "наличие" для чего-нибудь да может использоваться, если у тебя растёт сила.

Там у него смысл был не столько в том, чтобы безответственно оставить семью (хотя это и было опцией), сколько в том, чтобы, оставаясь с семьёй, быть готовым её потерять при самых страшных обстоятельствах, но при этом не потерять своей силы, не отступить, не обозлиться.

Джоу просит Хы дать следующую клятву: "Не уступать и не сдаваться. Без злости и ненависти."
Первая часть клятвы обеспечит его честное усилие по применению воли, вторая - его добровольный отказ от внешних элементов, которые бы управляли его волей.

Можно всё бросить, уйти в монастырь и там обрести некое подобие непривязанности, но по факту оставшись зависимым от наличия или отсутствия этих объектов в твоём поле. В монастыре обеспечивается отсутствие того, к чему можно привязаться, для первичной наработки навыков саморегуляции и нахождения своего центра и связи с божественным в не самых комфортных условиях. Однако достижения духовно-магической практики станут чем-то настоящим только тогда, когда обретёшь старые привязанности без зависимости от них, то есть сохранив полную свободу иметь или или отказаться. Поэтому любому монаху важно вернуться в мир.

***

napoli
Как раз недавно о буддизме Абаева читала. Он говорил о малой и великой аскезе.
Малая аскеза - в монастыре со всеми его правилами.
Большая аскеза - в миру, выполняя свою социальную роль и гражданский долг.
Сравнительно легко быть прилежным буддистом в изоляции от искушений и причин страданий, а попробуй им быть на базарной площади, в семье или на работе.

bar_sunuf
О! Сколько раз я уже на эту тему спорил! :) Это безумно обширная тема, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность. В общем, до сих пор, я пришел к нескольким тезисам, исходя из прежних выводов и опыта, и потому мой ответ может показаться схематичным, если и не вовсе "циферками" ;)

1. Сравнительно легко быть прилежным буддистом в изоляции от искушений и причин страданий

Очень распространенный тезис, на 100% исходящий от мирян, которые не пробовали монастырской жизни. Поверьте, это совсем не просто, и, кроме того, там свои соблазны и искушения, ибо нет царства божия на земле нигде, в том числе и в монастырях. Уход в моностырь - это не самоцель, это средство, позволяющее достичь вполне конкретных целей. В этом смысле, совершенно необязательно уходить туда на всю жизнь. И совершенно незачем туда уходить, дабы "не отвлекаться" или чтобы "побороть" в себе что-то, зависть, например. Это просто бессмысленно.

2.попробуй им быть на базарной площади, в семье или на работе.

Ну, а кто мешает в названных местах не убивать, не завидовать, и далее по списку?

3. Может ли Махаяна заменить Хинаяну?
Будда пришел к Просветлению, живя в рамках Хинаяны. Это все, что нам надо знать об этом. Здесь ситуация чем-то напоминает закон Ома. Чем больше мы прикладываем к проводнику напряжение (наше намерение), и чем меньше у проводника сопротивление (наши несовершенства), тем выше ток (уровень получаемых откровений). Пожно позволять себе все, что угодно, но тогда Сила останется лишь "сказкой о силе", чем и занимается подавляющее большинство (если не все) проповедников во всех учениях и религиях. Я клоню к тому, что Просветление, Нагваль и пр. - это видимо, тоже некий закон природы, увидеть который можно лишь соблюдая другие законы. В противном случае, мы можем сколько угодно уговаривать проводник (молиться, медитировать), прилагая мизерное напряжение, чтобы ток тек побольше (чтобы дано было нам). Можно даже потом рассказывать, что это удалось, ибо кто проверит? А законам на нас наплевать по большому счету. Да и по малому тоже. Вантала - всем свой, Вантале - все чужие.

napoli
В монастыре, конечно, свой социум, где есть место для практики, однако ничто не сравнится с реальной жизнью.

Дело же не только в очевидных "не убивать" и "не завидовать". А в том, чтобы каждое новое мгновение жить так, как-будто у тебя нет прошлого (стирание личной истории по ДХ). Можно в монастыре набрать для этого инструментарий в плане тренировки воли в строго очерченных ситуациях, можно даже в глубоком трансе от малых аскез изменить себе структуру металла (в китайской системе), что может изменить некоторые паттерны психических реакций, - а потом вернуться домой и продолжать жену видеть как жену, тёщу - как, простигосподи, тёщу, а соседа - как соседа. И продолжать бояться бандитов, обсчёта на рынке, финансовых потерь и смерти.

Как те медитаторы, о которых рассказывали на недавнем саммите "Психология и духовность", о котором я писала в ноябре. Они 10-30 лет медитировали и блюли всякие буддийские штуки, были способны чуть ли дырку взглядом в стене пробуравить - так навострились медитировать по многу часов в день. А потом к власти пришёл Трамп - и у них истерика, чтожеснамитеперьбудет и поравалить.

Такая стихия, как Трамп, потеря всех сбережений, рок-концерт за стеной или смерть любимого человека, - когда это не является сознательной частью твоей практики, - вряд ли случится в монастыре в нужной модальности.

bar_sunuf
*** А в том, чтобы каждое новое мгновение жить так, как-будто у тебя нет прошлого
Верно. Но в этом смысле помехой может быть только семья, друзья, которые постоянно тебе пытаются впихнуть в схемы своего восприятия, свохи представлений.
и врагами человеку станут его домашние».
(Св. Евангелие от Матфея 10:36)
Это как раз об этом.

*** а потом вернуться домой и продолжать жену видеть как жену, тёщу - как, простигосподи, тёщу, а соседа - как соседа. И продолжать бояться бандитов, обсчёта на рынке, финансовых потерь и смерти.

Верно, чаще всего так и бывает. Мир подминает человека постепенно. И очень сложно постоянно держать "обратную связь". Согласен с вами.

*** акая стихия, как Трамп, потеря всех сбережений, рок-концерт за стеной или смерть любимого человека, - когда это не является сознательной частью твоей практики, - вряд ли случится в монастыре в нужной модальности.
Ну так случится что-то другое: храп соседа по келье. Мысли о том, почему тебе вот уже пятый день достается чистить нужник, а брату Прохору - нарезать хлеб? Зависть, что брат Афонасий занимается монастырской аптекой, хотя ничего в этом не смыслит, а ты смыслишь, но тебя будто никто и не замечает, и, наконец, страх и негодование, что к высшей духовной власти пришел полковник КГБ (аналогия с Трампом)
Так что,
"Весь Земной шар - дерьмо! Мы в ловушке! Поздравляю!" М.Жванецкий.

napoli
Мне трудно переключиться на ваш пример православного монастыря, т.к. я думала о буддийском, куда, по моим представлениям, люди приходят с установкой именно на успокоение эмоций посредством крайнего смирения. Скажет настоятель 10 лет двор подметать - даёшь себе установку подметать. С той же установкой реагируешь на храп соседа, карьерный рост сынков богатых семей и прозорливость собратьев. А иначе зачем в монастырь шёл? Не у всех, конечно, получается, но, по крайней мере, те западные люди, которые в зрелом возрасте туда сознательно едут не ради карьерного роста, а ради личной прокачки, а не семьёй туда в детстве сдаются, уже должны понимать, куда идут и зачем.

В православных многое иначе. Борьба меж собой стольких эго, сколько в монастыре народу, ожидание справедливости и милости, ожидание, что все вокруг будут следовать твоей идее монастической жизни. Исповедь бывшей послушницы - прекрасная иллюстрация.

bar_sunuf
Ну, я правда не был в буддийском монастыре долго, равно как и вы, судя по всему. А потому, я думаю, что вы идеализируете. НЕ спорю, во многом вы правы, но я больше, чем у верен, что там тоже предостаточно разных "препятствий".

napoli

При правильных установка в буддийском монастыре может быть фан



Если он ещё с таоистским уклоном, то вообще о будущем заботиться не нужно. Ни Суда, ни воздаяния, ни заботы об избегании ада. Только старайся найти полноту в настоящем и слиться с потоками мироздания (включая социально-бытовые потоки монастыря). А практики всякие - если сознательно хочешь избавиться от того, что мешает ввинтиться в настоящее.

bar_sunuf
Ваш оптимизм вызывает зависть :) Исключительно белого цвета :)
Но... большому кораблю - большая торпеда! Если все так замечательно и ложится вам на душу, почему бы не попробовать? Они (монастыри с любым уклоном) есть везде: и в США, и в Канаде в том числе.

napoli
На ритрит надо идти, удостоверившись, что у тебя нет обетов: семьи, кота, работы, неоплаченных счетов, списка чтения на полторы тысячи наименований. А то вместо медитации будешь продолжать думать о том, как ты выполнишь эти обеты и каким бы будешь во время и после них. Даже если пересилить себя и не думать, в мироздании они всё равно останутся и своей гравитацией будут оттягивать на себя энергию.

Не важно, в Тибете ты, США или Канаде, - надо ехать, а не шашечки.

bar_sunuf
Да, это я понимаю. И думаю, что вы правы. Н учто ж... Тгда либо надо освобождаться от долгов перед миром (а де-факто это бывает страшновато), либо "медитировать на базарной площади", что большинство и делает, и не без успеха.

кино, религия, буддизм

Previous post Next post
Up