Код да Винчи (2006)
Фантазии фаната теорий заговора на тему христианской мифологии. Якобы Иисус и Мария были любовниками, жили долго и счастливо и нарожали детей, которые... в общем, среди нас тоже есть потомки Иисуса. Этот "факт" подрывает основы власти Церкви, если станет известно общественности. Тайное братство хранит некий документ, который подтверждает историческую правду. Хранит с целью когда-нибудь использовать его против Церкви. Документ в единственном экземпляре спрятан с тщательностью параноика за такими кодами и устройствами, от которых восторженно запищит любой фанат поиска знаков и совпадений там, где их для большинства людей нет (например, в картинах Леонардо да Винчи). За документом внезапно начинает охотиться Ватикан. Из-за последовавших за этим преступлениями к расследованию привлекается профессор-специалист по знакам, и в расследование самостоятельно вовлекается девушка-криптолог. Несмотря на то, что сюжет формально крутится вокруг религии, к самой религии в смысле магической традиции он не имеет никакого отношения. Это погони вокруг "шашечек" и мордобитие на тему того, чьи "шашечки" посланы свыше, а чьи - нарисованы штатным дизайнером.
Однако одна интересная околоцерковная фигура тут всё-таки есть - это монах Сайлас. Это человек трудной судьбы, которого приютил околоватиканский орден Опус Деи и дал ему смысл жизни. Особенность Сайласа в том, насколько упоротым он стал. Он настоящий монах, не имеет ничего, кроме того, что на нём, носит вериги и регулярно занимается самобичеванием, чтобы ещё больше снизить важность на себе и усилить фокус на задаче, а также на боге, который в его сознании сливается с приютившим его орденом (тут основной баг). Ему поручили найти искомый документ и не стесняться в средствах, и вся его жизнь становится подчинена именно этому заданию. С его упоротостью он мог бы стать настоящим магом, если бы авторитет, которому он служил, он отодвинул с ордена на Мироздание. Но его зацикленность именно на одном элементе духовного уровня поставила его скорее на путь колдуна. Когда выбираешь одну идею, одну точку зрения, одну позицию, и энергетически вкладываешься только в неё, то, получается, служишь только одному духу, и чем больше ему служишь, тем сильнее его в себе накачиваешь и воспринимаешь враждебными всех остальных, другой полюс бинера, все другие позиции и ветви Мироздания. И одновременно становишься потенциально уязвим для "ответного удара", что с Сайласом в конце концов и произошло после некоторого этапа везения.
***
Ангелы и демоны (2009)
Ещё один фильм со стандартным набором вкусностей для любителей теорий заговора, тайных братств и знаков из учебников семиологии. Римский Папа умер, кардиналы собираются на конклав и в то же время кто-то похищает 4 кардиналов, между которыми должна была развернуться основная борьба за папство. Одновременно из адронного коллайдера те же злодеи похищают только что полученную антиматерию, которая при разрядке аккумулятора контейнера войдёт в контакт с материей и взорвёт весь Рим. Нашему вызванному из Штатов профессору надо в видео-послании похитителей распознать строки то ли из священных писаний, то ли из каких-то средневековых манускриптов, и, отталкиваясь от них, додуматься до того, что кардиналы будут казнены в очень символических местах Рима, и найти эти места. Довольно глупая затея со стороны похитителей, надо сказать. Основным заказчиком всего этого спектакля является камерарий почившего Папы (типа формального регента на время "вакантного престола"), который сам хочет стать Папой, но не имеет шансов. В фильме кстати не раскрывается, зачем он так усложнил убийство 4 кардиналов, зашифровав их местонахождение и место казни, т.к. эти места являются не самыми последними туристическими объектами. Высшее мастерство - приурочить это всё к похищению из Швейцарии только что полученной антиматерии в ходе эксперимента с непредсказуемым финалом. Антиматерия играет ключевую роль для возведения камерария в Папы, а также является основной мотивацией для полиции и профессора. Камерарий умудрился до секунд рассчитать шаги расследования, готовность вертолёта, собственное героическое участие и спасение Вечного города, а также разряжающийся аккумулятор контейнера с антиматерией. Это неподвластно простому смертному, а значит, явно указывает на божественную руку, ведущую камерария. Богу, наверное, надоело за 2000 лет смотреть на одни и те же конклавы, где старпёры делят власть, и он решил добавить искры процессу. Всего несколько трупов, не считая одного вертолёта, - совсем ничего по сравнению с их количеством при средневековых конклавах. Этот фильм о нормальном таком парне, который в очень молодом возрасте дослужился аж до папского камерария, одного из самых приближённых людей Папы, и потом гениально провернул недоступную простому смертному операцию по повышению своего рейтинга, что расположило к нему всех кардиналов, которые и выбрали его единодушно. И только случайная видео-съёмка одной из его подлостей открыла всем правду о том, что он слишком сильно старался. А Дао Де Цзин нам говорит, что слишком сильно стараться не надо, а то сам быстро поплывёшь по реке мимо своего врага. В общем, после "
Молодого Папы" это ещё одна вариация на тему того, как молодой мужчина может стать Папой Римским.
Кстати меня крайне заинтриговала фигура католического священника в адронном коллайдере в непосредственной близости от получаемой антиматерии, от которой исследователи спрятались за прочными экранами. Причём он там сидел официально, как-будто являлся хозяином этого коллайдера и мог ходить, где ему вздумается. Чего только не придумают авторы типа Брауна, чтобы наделить наместников Ватикана неземной властью и вездесущим контролем над тайнами Мироздания.
***
Брат Солнце, сестра Луна (1972)
Фильм Франко Дзеффирелли о жизни Франциска Ассизского. Тут показан эдакий хиппи-ньюэйджевец, который после шаманской болезни полностью меняет характер и взгляд на вещи, бросает богатых родителей и уходит жить в отдельную коммуну, питаясь лишь милостыней и восстанавливая разрушенную церковь. Режиссёр отлично показал контраст между наживающей материальные богатства официальной церковью и относительно чистой и незамутнённой верой Франциска. С т.з. магии у Франциска тут ценны его упоротость и верность своему пути. Даже зимой, страдая от голода и холода в своих лохмотьях, он не жалуется и продолжает строить свою церковь. Даже прослыв идиотом у себя в деревне, он остаётся спокойным, любящим и терпеливым. То есть до некоторой степени он таки прокачался. Однако он тут не стал Архатом. Просветлённые помогают тем, кто к ним приходит, но и принимают весь остальной мир со всеми его недостатками. Франциск же жаждал этот мир улучшить сообразно своим новым убеждениям о бедности и нестяжательстве. Это всё та же религиозная тирания, только под новым соусом. Он выкидывал богатства своего отца на улицы, он всячески висел на ушах у горожан на тему того, что надо покаяться и принять обет бедности. Он даже пошёл в Рим к Папе, чтобы попробовать убедить его всё бросить, надеть простое платье и уйти жить в шалаше. Папа кстати повёл себя очень круто для Папы, и даже, я бы сказала, благороднее самого Франциска.
Отдельно хочу сказать о качестве фильма. Я в кино не разбираюсь вообще, но тут заметила одну вещь. Я несколько раз ставила фильм на паузу, и всякий раз замечала, что картинка на экране - отличный кадр для иллюстрации чего угодно с т.з. композиции и всех других умных художественных слов. Досматривала я фильм, уже сознательно оценивая каждую сцену - снято идеально! Жми на паузу в любой момент и делай скриншот! Не знаю, заслуга ли в том Дзеффирелли или оператора, но вот прям бросилась в глаза такому последнему любителю, как я. Музыка тоже крутая. Как-будто режиссёр заказал очень хорошему композитору целый альбом красивых песен на разные моменты фильма. В первый раз у меня такое, чтобы пойти в ютуб искать музыку какого-нибудь фильма 70-х.