Фильмы о священниках-детективах - это особый жанр. С тех времён, как роль священника расщепилась на множество более специализированных ролей, религия перестала быть законом, а священник - высшим судьёй. Но когда он ещё был судьёй добра и зла, то речь шла не столько о законе, защищающем личность и государство, сколько о законе, защищающем принятое в данном обществе понятие добра. Основная юридическая драма в те времена разворачивалась между локальными разновидностями бога и дьявола.
В нынешнее время для широкой публики религии являются культурно-национальными образованиями и средством лёгкой психотерапии. Область закона в большинстве стран мира развелась с богом и объединилась с социумом. Даже в тех странах, где царит религиозный закон, он, тем не менее, диктуется социумом, а не высшими силами. И по всему миру основная юридическая драма теперь разворачивается между личностью с её благами и тем, кто на них посягнул.
Жанр детектива - это современная разновидность мифов о борьбе добра и зла. А жанр детектива со священником - это попытка флирта между законом в его нынешнем виде и фигурой человека с потенциально полезными качествами гуманиста. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что священник часто оказывается связан клятвой тайны исповеди. Даже если он выводит преступника на чистую воду и добивается признания, он не может сообщить об этом полиции и вынужден взывать к его совести, а при правильном психологическом подходе это оказывается очень тонким рычагом воздействия на реальность.
Отец Браун (2013-...)
Рассказы об отце Брауне (сериал 1974)
Отец Браун (1954)
Рассказы об отце Брауне (I racconti di Padre Brown) (1970-1971)
Самым известным детективом-священником является Отец Браун, герой рассказов Честертона, написанных в начале 20 века. По мотивам этих рассказов сняты несколько фильмов и сериалов. Сами рассказы я не читала, но в отзывах на фильмы часто встречала мнения, что они сняты очень сильно "по мотивам", т.е. довольно далеки от изначальных историй.
Мой фаворит тут, несомненно, сериал 2013 года, который в этом году пошёл уже на 6-й сезон. По мнению зрителей, этот сериал наиболее далёк от оригинала, но он невероятно красиво снят. Отличные пейзажи и интерьеры, красивые постоянные актёры с интересными ролями, которых я не видела в других фильмах, и самый очаровательный Отец Браун из всех возможных - Марк Уильямс, который в "Гарри Поттере" играл отца семейства Уизли. Религия здесь присутствует очень ненавязчиво, лишь как украшение к фигуре Человека. А вот этот Человек как раз, который всегда пытается увидеть в людях добрые стороны и склонить их к добровольному признанию, не читая занудных нотаций из Писания, - это самый правильный священник. И вообще очень уютный дядька, которого хотелось бы видеть своим родственником. Специфика отца Брауна тут именно в его страсти к разгадыванию загадок, в его наблюдательности, в его рациональном уме, в его постоянных стычках с полицией по поводу того, что он лезет не в своё дело, и в его бесконечной доброте, которая стоит прежде церковных предписаний.
Сериал 1974 года на редкость плохо снят. Даже не думала, что в 70-х с кино у кого-то могло быть до такой степени плохо. Плохо всё - и сценарий, постановка, и игра актёров, и качество плёнки. Даже в 50-е снимали лучше. Падре Браун довольно плоский и невзрачный. Такое чувство, что он просто формально прочитывает сценарий, не добавляя персонажу ничего сверх того.
Фильм 1954 года поставлен всего по одной из десятков историй - об аферисте, который захотел украсть золотой крест из церкви Отца Брауна. Фильм, конечно, излишне наивный, но фигурка маленького восторженного и доброго священника, придаёт этому фильму трогательную атмосферу.
Итальянский сериал 70-х я пока не смотрела, так что никак прокомментировать не могу.
***
Don Matteo (2000-2016)
Этот итальянский сериал на русский не переведён. Я посмотрела несколько серий из середины 4-го сезона (самое раннее, что можно найти онлайн). Это не претендующий на оригинальность вариант "Отца Брауна" для Италии. Мафия, Ватикан, забавные и ранимые полицейские, сногшибательно красивая женщина где-нибудь рядом и неуклюжая провинциальная экономка. На роль священника, помогающего полиции, взяли актёра очень американской внешности, из-за неё как раз и популярного в Италии. Смотрится очень странно. Из тех серий, что я посмотрела, не ясно, зачем тут вообще священник. Наверное, итальянцы видят какую-то пикантность в том, что с преступниками борется не крутой парень, а человек без плотских желаний, который всегда блаженно улыбается, как накурившийся конопли нью-эйджер, и не засматривается на женщин.
***
Отец Матеуш (Ojciec Mateusz) (2008-...)
Польский вариант итальянского сериала. Судя по всему, довольно популярный в Польше, т.к. сейчас показывают уже 18-й сезон. Но мне не удалось найти ни одного сезона на скачку. Да если б и нашла, то ничего бы там не поняла, т.к. к нему не существует ни перевода, ни субтитров.
***
Отец Матвей (2013-2014)
Русский вариант итальянского сериала. Отцу Матвею дают приход в Суздале, так что сеттинг - раздолбанная российская деревня, облупленные больничные стены, и люди, которые пытаются во всём этом найти своё счастье. По сравнению со всеми другими сериалами, религии в "Отце Матвее" излишне много. Люди приходят к нему со своими бедами, а он им цитирует Библию на архаичном языке, вместо того, чтобы сказать что-то от сердца, что им реально поможет. В отличие от "Отца Брауна", где Человек стоит прежде Писания, в "Отце Матвее" Писание стоит прежде человека. Это видно с самой первой серии. Приходит к нему женщина свечку заупокойную на котика поставить. Видно, что страдает она, сердце у неё неспокойно. А Отец Матвей ей сначала отказывает, а, когда она в слёзы, он её троллить начинает, - мол, крещённый котик-то? не крещённый? тогда никак нельзя ему заупокойную. А ведь действительно важное тут - это то, что у живой женщины душа болит от потери, и заупокойная в первую очередь нужна именно ей, чтобы отпустить своего котика. Почти то же самое случается, когда другая женщина приходит просить отпеть умершего мужа, у которого подозревают самоубийство. Здесь, правда, церковный устав о запрете на отпевание самоубийц толкает Отца Матвея начать расследование на случай, если можно всё-таки найти козла отпущения для церковного устава доказательства убийства. Помимо этого в фильме овердоз православных ценностей: любовь к грязной заброшенной провинции, довольство малым, любовь к родине, большая семья, патриархат... Место женщины в этом фильме - на кухне или в спальне. Матушка у него - всегда довольная, кроткая, предупредительная и православнутая "ведическая" жена в длинной юбке и с внешностью Валентины Толкуновой, мастерица на все руки, успевающая готовить на большую семью и местных бомжей и закатывать консервы, дом "полная чаша", трое детей... Другие героини в сериале - медсёстры, студентки сельхозтеха (будущие доярки), швеи, продавщицы цветов, шлюхи или праздные жёны богатых мужей. Есть одна художница по татуировкам, но она непременно маргиналка, наркоманка и потенциальная преступница. Сценаристы сериала наглядно показывают, где место женщины в России, когда к отцу Матвею приходит барышня среднего возраста поговорить на теологические темы, а он смотрит на неё мутным взглядом и говорит, что замуж ей пора.
Российские сериалы я не люблю, да и священник тут не самый лучший из данной подборки, но я под конец 2-го сезона аж сроднилась с ним и посмотрела бы ещё и 3-й, если б был. Чисто чтобы посмотреть на всех этих людей, которые несмотря на всю окружающую их убогость умудряются находить своё счастье. Чтоб мне потом не жаловаться на жизнь... Наверное, с таким же настроем мы смотрим старые советские фильмы.
***
Брат Кадфаэль (1994-1998)
Монах-бенедиктинец брат Кадфаэль по мере сил старается восстанавливать справедливость, насколько это вообще возможно в 12 веке, где закон определяется власть предержащими, а не какой-то идеей об универсальной справедливости. Я посмотрела только 1-й сезон, и не в особом восторге. Слишком бросаются в глаза недостатки низкобюджетника 90-х. Никаких красивых пейзажей и костюмов, низкое качество картинки (в разу хуже фотографии ниже). Но отличие брата Кадфаэля от других людей религии, расследующих преступления, в том, что это, блин, Средневековье со всеми вытекающими. Люди, умеющие подумать более двух мыслей за раз, и обладающие гуманистическими ценностями, весьма редки. Он даже умудряется применять новаторские для тех времён приёмы криминалистики. Думаю, это анахронизм, но, тем не менее, служит отличительной особенностью сериала.
Человек, придерживающийся высоких идеалов и живущий на благо других людей - этим меня и привлекают персонажи священников.
***
Гранчестер (2014)
Молодой деревенский священник в процессе самостоятельного расследования какого-то преступления заводит дружбу с полицейским. И с тех пор они расследуют убийства вместе и становятся лучшими друзьями. Картинка у сериала необычайно хороша, выполнена в стилистике 50-х и показывает самое красивое из английской послевоенной деревни (в разы красивее и ухоженнее, чем Россия 2014 года). Между расследованиями и мессами священник слушает джаз, пьёт херес, пытается устроить личную жизнь, примирить крайний деревенский пуританизм с гомосексуализмом своего заместителя, поставить под вопрос у епископа многие социально-религиозные нормы и запреты, устроить личную жизнь своей пуританской престарелой домохозяйки и сделать выбор между призванием и любовью. Также очень интересно наблюдать за тем, как он в окружающем мире в ничего не значащем потоке ловит знаки, помогающие ему расследовать очередное преступление. Хорошая интуиция - показатель потенциально хорошей связи с духовным пространством.
***
Пелагия и белый бульдог (2009)
Среди детективов от религии есть и своя "мисс Марпл" - монахиня Пелагия. Это не столько сериал, сколько 8-серийный фильм, где рассказывается одна история с несколькими убийствами. Одноимённую книгу Акунина я читала и могу сказать, что книжные персонажи получились значительно лучше и глубже киношных, да и закрученная детективная линия в книге более понятна. Вряд ли на роль Пелагии можно было найти актрису лучше, чем Полина Кутепова - я так её и видела, когда читала, - но для зрителя оказалась нераскрыта значительная часть её характера и размышлений, в фильме скрытых под рясой, но в книге вполне детально описанных. Священник Митрофаний, наставник Пелагии, хоть и не участвует в расследованиях, но по книге он выходит именно тем самым Человеком с большой буквы, для которого на первом месте стоят отношения между людьми. А в фильме он какой-то эпизодический персонаж, чисто формальный. Единственный, кто, на мой взгляд, в фильме превзошёл книжного персонажа - актриса Нина Усатова в роли помещицы, повёрнутой на бульдогах. Одно удовольствие смотреть на её социофобию и одновременно фонтан эмоций в адрес своих собачек.