О неопределённости и суетности всех наук и искусств. Часть 1

Jul 29, 2017 08:48

Когда я создала свой блог, я зачем-то добавила ему подзаголовок "О неопределённости и суетности всех наук и искусств", что является переводом латинского названия работы Корнелия Агриппы "De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium" (которая, по-моему, на русский пока не переведена, и я её не читала, так что даже не знаю, о чём там). Какого-то смысла я в этот подзаголовок тогда не вкладывала. Просто случайно попалось и странно захотелось. В последние месяцы мне открылся совершенно новый смысл этой фразы. Этот смысл окончательно сформировался, когда я в ФБ у одной моей неэзотерической знакомой увидела дискуссию об эзотерике.

Она - коуч в творческом развитии, помогает людям начать регулярно делать творческие проекты в рукоделии, которым они владеют или только хотят овладеть. Темой её постинга было возмущение, что куда ни сунься - везде эзотерика. Мол, у её учениц какое-то помешательство на этом. Кто-то феншуйствует, кто-то лунные фазы вычисляет для начала работы, кто-то влияние планет на дома натальной карты высчитывает, чтобы пойти постричься, кто-то статуэтками богинь себя окружает. Не могут мол люди просто сесть и включиться в работу. На групповые конференции ей тоже противно подключаться, потому что там сплошь одни астропсихологи, ведьмы, шаманы и тарологи.

Тут же в комментарии набежали её неэзотерические друзья, среди которых очень много активно практикующих христиан, и стали деловито рассуждать на тему, что, мол, эзотерика уже не та. Днём с огнём не найдёшь грамотного астролога, а уж искусство феншуя навсегда потеряно в веках. Кругом одни любители и шарлатаны.

Даже не осознавая этого, люди уверены, что существуют некие объективные законы функционирования феншуя или астрологии, которые если узнать из заслуживающего доверия источника, то можно считаться профессионалом, а не любителем или шарлатаном. Забавности ситуации добавляет то, что это практикующие христиане (как православные, так и католики), люди с высшим образованием, и многие даже с весьма глубокой мистической базой, как, например, эта знакомая, которая и запустила постинг, - она в своё время даже писала статьи для христианского журнала.

Но вот если снять заряд важности с элементов окружающего мира и включить здравый смысл, то что мы видим? Что ни феншуй, ни астрология, ни влияние фаз луны, ни богини, не относятся к физической реальности, а значит, вообще бессмысленно рассуждать о том, что кто-то может быть шарлатаном или профессионалом. У меня в ленте как раз на днях была цитата в тему:

Когда мы говорим о действительности, то допускаем, чаще всего не отдавая себе в этом отчет, определенную двусмысленность. Прежде всего мы воспринимаем физические свойства объектов - форму, цвет, структуру и т. д. Назовем это действительностью первого порядка и примем, что в данном случае различия во мнениях - по крайней мере, теоретически - всегда имеют объективные основания.

Однако, помимо сугубо физических свойств объектов нашего восприятии обнаруживаетcя еще один аспект действительности, состоящий из смыслов, значений и ценностей, которые мы приписываем данным объектам. Именно этот мир присвоенных объектам значений, смыслов и ценностей, мы будем называть действительностью второго порядка. И здесь, в этом мире. как уже упоминалось в связи с темой о взаимозависимости, не существует никаких объективных критериев. Действительность второго порядка является результатом более сложных коммуникационных процессов.

Эта действительность [первого порядка] представляет собой, соответственно, универсум всех тех «фактов», которые установлены в совершенно определённых рамках данного наблюдения и/или эксперимента (самих являющихся, естественно, конструкциями лежащих в их основе теорий) и только потому признаются «объективными», что повторение одного и того же опыта приводит к одному и тому же результату независимо от того, кем, когда и где данное повторение осуществляется.

Если в области действительности первого порядка имеет смысл в случае расхождения мнений попытаться установить, чьё мнение относительно того или иного факта является верным, а чьё - неверным, то в области действительности второго порядка спорить о научно устанавливаемой «истине» или привлекать таковую для разрешения конфликта просто бессмысленно. … Общение не принадлежит к области реальности первого порядка, чья «истинная» природа может быть как-то установлена. Оно является чистой конструкцией общающихся сторон и как таковая отвергает любую объективную верификацию.

Весь информационный слой мира со всеми эзотерическими науками относится к действительности второго порядка. Можно было бы даже ввести даже термин "действительность третьего порядка" для описаний мистико-религиозных реалий, которые для сознания, их проживающего, являются истинными.

Отдельные дошедшие до нас учения - это комплексы знаний, иногда сложившиеся на протяжении какого-то исторического периода, а иногда целиком - плод гнозиса одного человека. Их цель - создавать связи между человеческим сознанием и разными явлениями окружающего мира для интерпретации воспринимаемого мира в целях формирования внутренних состояний, а также для преобразования этого мира в соответствии со своим намерением (т.е. магия). Однако эта связь чисто информационная и зачастую полностью искусственна. Что не мешает ей быть очень эффективной у человека, плодом чьего гнозиса или объектом чьей веры она является.



Чем в более глубоком погружении в мир находился человек при получении того или иного знания, тем бóльшие изменения применение этой связи может производить. Если человек болтается на информационном уровне, где по умолчанию находятся большинство людей, то полученные им в медитациях и шаманских путешествиях знания будут обусловлены чисто информационным уровнем (то, что он уже знает или воспринимает чувственно). Влияние на мир физически или информационно здесь доступно только посредством высчитанных аналитически манипуляций. Магия в том виде, как мы её понимаем, здесь не работает или не выходит за пределы обычной случайности.

Если человек поднимается до духовного или божественного уровня, то что бы он ни получил в мистическом опыте будет соответствовать его намерению - либо о получении информации, либо о воздействии на мир. Это относится к мантрам, сигилам, рунам, заклинаниям, эвокациям, печатям демонов, свойствам растений и предметов, приметам, суевериям и т.д. Это не значит, что полученные древним скандинавским шаманом руны эффективны у всех. Чтобы они были эффективны у всех, шаман должен был при погружении высказать намерение получить такое знание, которое было бы универсальным для всех или большинства людей, но в этом случае, мне кажется, он должен находиться на божественном уровне развития или близко к нему.

В книге одного мистика я читала, что такое универсальное для всех знание могло быть получено, в частности, о лекарственных свойствах растений. Вот связи не было, и вот мистик нашёл точку резонанса растения и человеческого организма, поставил между ними маленький мостик, назначил это растение как лекарственное клиенту, и оно стало лекарственным для всех людей. Или не стало, а было им только для клиента (тот мистик назначил больному раком печени пить луковый сок, и через пару недель рак прошёл, но это не значит, что он пройдёт и у всех остальных от того же лукового сока). Но это касается отдельных свойств. Есть свойства растений, сформировавшиеся самостоятельно. Хотя "самостоятельно" - очень условное слово. Они формировались как часть динамики окружающих энергий божественного уровня. Мистик, достигший в своём развитии божественного уровня, попадает на уровень этих энергий, и его намерение там неотличимо от естественных процессов.

Могут ли обычные люди использовать существующие эзотерические знания и атрибуты, полученные кем-то другим для себя, для своей деревни, для своего времени? Да, но для этого человеку необходима своя собственная связь с духовным или божественным уровнем. И тогда работают даже полученные на информационном (более низком) уровне "рецепты".

Часто руны, всякие левые ставы и заклинания срабатывают даже у начинающих за счёт уже имеющегося у них потенциала связи с духовным уровнем. Часто применение правил феншуй реально улучшает самочувствие и событийность даже у непрофессионала из-за того, что человек в принципе имеет свойство более глубокого восприятия реальности или потому что его внутренняя энергетическая реальность частично совпала с реальностью мистика, сформулировавшего систему или давшего ему тот или иной совет в рамках своей системы. Часто у начинающих срабатывает магия, руны, мантры и т.д. просто в силу их глубокой веры в магичность того или иного знания. Эдакая божественная наивность. Которая также проявляется в том феномене, который на физическом уровне современная наука называет "эффектом плацебо" и до сих пор не может объяснить.

То, что мы делаем в нашем шаманском кружке и на выездных семинарах, в моём случае почти всегда происходит на информационном уровне - и в том, что я делаю для себя, и в том, что я делаю для других, и в том, что другие делают для меня. И если для меня когда-нибудь срабатывает то, что мне сделал кто-то другой, - какой-то жест над больным местом, принесённый из шаманского путешествия образ или полученное от духов новое животное силы, - то значит или я или этот другой был, пусть даже временно, на уровне духовном. А может мы оба.

Может, вся магия происходит в пространстве между нами, где встречается запрос и ответ. Ведь наша энергия не ограничена нашими физическими телами. Наш личный бог - это в том числе люди, которые нам что-то говорят, что-то для нас делают или просто находятся рядом. И это в том числе профессионалы или любители эзотерических наук, встречающиеся на нашем пути. Каждый из нас - клеточка тела бога. И каждый из нас - бог для самого себя. Сформулированная нами потребность - это сигнал от клетки богу, а то, как складывается далее наша жизнь - ответ бога в любой доступной ему форме.

В одном местечке началось наводнение и все начали спасаться: строить плоты и т.п. Но лишь один ребе стоял и молился. Вода дошла уже по пояс. Подплыла лодка:
- Ребе, садитесь, мы вас спасём!
- Нет, я буду молиться, и всевышний меня не оставит!
Уплыли. Вода уже по грудь. Подплывает другая лодка с тем же предложением.
- Нет, буду молиться.
Вода по шею. Подплывает третья лодка, и случается тот же диалог. Короче, ребе утонул, и когда предстал перед богом, высказал претензию:
- Как же так, господи! Я так в тебя верил, а ты дал мне утонуть!
На что бог ответил:
- Ты поц, Изя! Я же за тобой послал целых три лодки!

(продолжение следует)

магия, эзотерика, мистицизм, психология, философия

Previous post Next post
Up