О вегетарианстве в буддизме

Apr 08, 2017 08:31

Чем больше читаю всякие книги по буддизму, тем больше удивляюсь современным буддистам. Видится мне сильное внутреннее противоречие между теорией и практикой. В принципе, буддизм здесь следует по тому же пути, по которому идёт христианство с его нетерпимостью и жестокостью при наличии простых заповедей "не убий" и "возлюби ближнего как самого себя". Противоречие буддизма заключается в частности в отношении к вегетарианству, не считая остального.

Кардинальная разница между экзотерическим и эзотерическим учениями, возможно объясняется тем, что внешний свод правил был не столько религиозным, сколько социальным, типа конфуцианства. А социальные правила являются чаще всего этическо-юридическим сводом, обязательным к исполнению в отдельно взятом обществе. Внутренний же свод направлен на работу со своим внутренним миром, когда человек разрешил все свои проблемы с социумом, либо уйдя в монастырь, либо поместив себя в иной контекст, в котором исчезают любые заботы о материальном и любые волнения (например, если тебя кто-то берёт на полное содержание, пока ты сидишь просветляешься). Ну, или другие ещё варианты есть, заточенные под климат и под щедрость местных жителей.

Вегетарианство во внешнем своде может играть роль полезной дисциплинирующей аскезы и магического акта увеличения мирных энергий в поле человека и снижения агрессивных. Во внутреннем же своде вегетарианство не приткнуть никуда. Динамика энергий всё равно происходит не из-за того, что в организм попадает мясо, а из-за того, как человек это мясо воспринимает. Это как сказать себе, мол, буду есть больше молочных продуктов, чтобы усилить мой внутренний свет. Ясен пень, что молоко ни на какой свет само по себе не влияет, а аналогия проходит смысловая - белый цвет молока при желании в сознании усиливает мыслеформу белого света. Сознательный отказ от мяса при желании усиливает мыслеформу бережного отношения к живым существам, которые по своей природе сходны с людьми. Имеет смысл это делать, только если ты ясно осознаёшь, что ты делаешь. Иначе это не буддизм, а очередная догма. Суббота должна быть для человека, а не человек для субботы.

В восточных писаниях постоянно говорится, что весь окружающий мир - это иллюзия. Что все боги и демоны суть порождения нашего ума. "Тибетскую книгу мёртвых" советуют читать и забивать в своё сознание и подсознание ещё при жизни, а тем, кто не читал при жизни, её в течение 3-7 недель после смерти каждый день по много раз читают ламы, обладающие даром доносить смыслы из мира живых в мир мёртвых. И вот в этой книге постоянно доносится до умершего, чтобы он не боялся ничего и не залипал ни на чём, потому что всё, что ему встретится, будет плодом его ума, галлюцинацией.

Таким образом, если и при жизни всё иллюзия, то почему мы в своей диете предпочитаем одну еду другой? Животные по сути ничем не отличаются от риса - это та же материя, наполненная жизненной силой, которая участвует в круговороте энергий в этом мире. Если ко всему в этом мире, - красивому и уродливому, доброму и злому, молодому и старому, чёрному и белому, бегающему и стоящему, - относиться с равным принятием и понимать, что поглощение одного другим является частью Бытия, то нет вообще разницы, питаешься ли ты шпинатом или олениной.

У меня некоторое время назад была френдесса, которую я считала очень одухотворённой девушкой. Она читала такую серьёзную литературу по восточной эзотерике и писала такие глубокие рецензии на книги, что мне до неё далеко. Она уехала на год в Индию и Непал, чтобы приблизиться к буддийским местам, т.к. считает себя истинной буддисткой. Сейчас она живёт где-то в Европе, тусуется с местными буддистами, активно медитирует, пишет одухотворённые стихи и постит картинки о позитивном мышлении и трансерфинге. Не, ну ладно, сами по себе позитивное мышление и трансерфинг неплохи, если есть что-то кроме них. Но что есть кроме них?

Поворотным моментом в моём отношении к ней стали её размышления о вегетарианстве. Она сказала, что как-то незаметно для себя отказалась от мяса, и почти все, с кем она общалась в Европе, были из вегетарианцев. Для сравнения, из тех, с кем я общаюсь в шаманских тусовках, - под сотню человек очень одухотворённых и погруженных в нью-эйдж товарищах, - вегетарианцев не наберётся и с десяток. У кого-то в туалете эта девушка увидела фото ужасных условий, в которых содержатся коровы на фермах. Человек реально проводит какую-то часть своей жизни, медитируя на эту картинку и выращивая в себе отвращение к мясу. Я поручусь, что одновременно этот человек выращивает в себе отвращение к мясоедам, что далеко не есть цель буддизма, в котором адепты должны любить и принимать ВСЕ проявления мира.

В конце своего постинга о вегетарианстве она написала странное:

Что же до медитативных практик - думаю, занятия ими в подавляющем числе случаев приводят людей к вегетарианству, причем даже не на уровне этических убеждений, которые тоже присутствуют, а на уровне роста чувствительности ко всему, в том числе к еде. Не хочется грубое ни слушать, ни видеть, ни есть, не хочется принимать участия ни в каких грубых цепочках, тем более связанных с убийством. Закрывать глаза на то, как все это происходит, тоже больше не получается, потому что себя обмануть ты не можешь. Лучше ведь от этого не становится ни организму, ни сознанию.

То есть мироздание, которое, как известно, всё иллюзия, тут разделили на грубое и тонкое. К тонкому мы всячески стремимся как к уютной и безопасной маме, а от грубого мы всячески отстраняемся, убегаем, прячемся. Но кого мы при этом обманываем? Всё равно в Бардо неизбежно встретимся со всеми своими страхами, отвращениями, со всеми своими объектами ненависти. Если по возможности не выровняем своё отношение к полюсам противоположностей при жизни, то после смерти залипнем по очереди и на желаемых и на не желаемых нами полюсах, потому что они суть стороны одной медали. Если ты мясо не ешь сознательно, то важность на этом ты не выращиваешь. Если же ты мясо не ешь, потому что это "грубые энергии", это убийство, страшно, мучения, бедные коровки, бедные курицы в клетках, им больно, они страдают, "я бы ни за что не хотел оказаться на их месте" - то в Бардо, когда оказываешься наедине с самим собой, ты встретишься со всеми этими коровками и курицами на пике их страданий.

P.S.: Я не буддистка.



буддизм

Previous post Next post
Up