Чем больше смотришь на древние музейные экспонаты языческих времён, тем сильнее становится уверенность, что вообще любые изображения, созданные руками человека, имели магическую силу. Любое украшение чего бы то ни было делалось не с эстетическими целями, а чтобы запечатлеть определённую магию на материальном суппорте - будь то статуи, украшение посуды и аксессуаров, декоративные элементы в архитектуре, на оружии и доспехах, вышивка на тканях. Абсолютно всё несло глубокий смысл, а значит и магию. И только позднее с накоплением внушительного багажа изображений и могло появиться эстетическое восприятие и дальнейшее копирование мира с целью эстетического созерцания. Своеобразное самолюбование человеческой цивилизации самой собой, совершенством окружающего мира и своей способностью его воспроизводить. Обезьяна, увидевшая себя в зеркале, осознавшая себя и залюбовавшаяся увиденным.
Вот есть шлем, который сам по себе защищает голову. Но если на шлеме выбить изображение бога войны, то этот шлем автоматически наделит носителя силой данного бога.
Вот есть рубашка, которая сама по себе несёт смысл защиты тела от суровой внешней среды. Но если вышить на ней мотив бога солнца, то носящий эту рубашку будет сопровождаться энергией этого бога. А значит, будет цел и здоров.
Вот есть хлеб, который сам по себе - всего лишь еда. Но если сплести тесто в косу, имитируя колос, то этот хлеб будет нести дополнительную связь с живительной силой земли, с мистерией ежегодного воскресения жизни.
Вот есть дом, который сам по себе служит укрытием от суровой внешней среды. Но если добавить в него кирпичей с изображениями защитных духов...
... или маскарон с изображением того, о ком знаешь, что он тебя защитит...
...то это уже не просто дом, а дом с магической защитой и покровительством тех сил, которые изображены в его явных декоративных элементах или зашифрованы в орнаментах с неочевидным смыслом.
Эти две последние фотографии я сделала в Барселоне в прошлом году, и в них мне видится именно магическая интенциональность, а не стремление к банальному украшательству. На первой фотографии изображения духов слишком просты, чтобы иметь эстетическую ценность, а на второй архитекторы призывают и закрепляют на здании силу то ли мусульманского, то ли еврейского мистика, скорее всего прокачавшегося до уровня мага.
А вот в Лондоне в попытках того же самого уже не чувствуется магии, т.к. они были предприняты в эпоху христианства и заведомо несли в себе сильный элемент украшательства, а не магического воздействия. Магическое восприятие мира к тому моменту уже почти угасло, а его остатки сосредоточились исключительно на очень ограниченном использовании христианской символики, и то даже это не поощрялось. А в Англии так и вообще сошло на нет после Реформации, когда из церквей была убрана бóльшая часть христианского декора.
Владычицей морей и крупнейшей империей Англия стала на силе христианского эгрегора подчинения и уничтожения, а не на силе языческой магии.
Гербы - это старинная магия усиления народа. Сегодня уже не действует.
А вот этот маскарон мне показался не лишённым смысла, т.к. не вписывался в общий архитектурный ансамбль. Да, он был одним из кирпичей, но уж слишком одинок, чтобы быть простым украшательством.
Однако он находился в очень интересном месте - на здании
Two Temple Place, построенном в конце 19 века по заказу одного из самых богатых людей в мире в то время, Уильяма Валдорфа Астора. Понятно, что на расходы он не скупился. Поэтому не исключаю, что архитектор привлёк к проекту и какого-нибудь мага, чтобы добавить дому чуть больше, чем просто "дом-ность". Там, говорят, ещё немало занятных элементов. Я там только проходила мимо и заметила разговаривающих по скайпу купидонов.
Очередная синхрония. Пока писала постинг, гуляла по сайту этого дома-музея, и обнаружила, что там как раз в этом году до апреля была выставка Beyond Beauty (название можно образно перевести как "что скрывается за этой красотой"), на которой были представлены древнеегипетские экспонаты, на которые мы привыкли смотреть с эстетической точки зрения, а они на самом деле магические.
Следующие товарищи, которых я сфотала на стенах King's College, несомненно несут в себе эстетическую ценность, но не магическую силу, добавляемую колледжу. Скорее указывают на подключенность самого скульптора к области потустороннего. Может, он в деревне вырос...
Ну, а такие маскароны-новоделы - это, на мой взгляд, подражание. Хотя, спустя пару недель после написания постинга я ещё раз на них посмотрела, и почему-то увидела в них лица англичан 18-19 века, как я их себе представляю. Не могу объяснить этот эффект. Надо сравнить с чьим-нибудь ещё впечатлением.
А вот тут моё внимание привлёк узбекский рабочий в каске на замковом камне (по клику откроется фотка побольше). Эстетической ценности для этого дома и даже для самого оконного портала данный товарищ не несёт. Но особенной силы в нём тоже не чувствуется. Возможно, кто-то так просто захотел закрепить дух дома, ничего сверх того не добавляя.
А вот здесь череп с костями над порталом указывает на вход на погост. Я пока не уяснила для себя, является ли этот череп магическим знаком, запирающим души мёртвых на погосте, или же знаком информационным, указывающим проходящим мимо живым, что за этой улочкой находится участок с несколькими наслоениями захоронений, включая чумные. Либо же это христианское воззвание Memento mori, "Помни о смерти", которая может наступить в любой момент, а ты не раскаялся, несчастный грешник!
Есть ли магия в современных произведениях рук человеческих?
На мой взгляд, нет. Хотя есть процесс самокопания, поисков себя, рассматривания себя самих в множестве кривых зеркал, в множестве проявлений материи.
Как солнечное божество из моей
недавней медитации лепит из земной материи множество проявлений себя самого и никак не может найти, и всё лепит, и лепит, и лепит новые и новые образы, - так и человек в поисках бога внутри себя лепит странные формы, которые считывает со своей души, чей сигнал, к сожалению, каждый раз оказывается искажён его психикой, его materia prima.