Просмотрена очередная порция мультфильмов на тему, могущие быть интересными язычникам и шаманам.
1. "Инари в нашем доме" - довольно простенькая во всех смыслах манга, рассказывающая о том, как в одной современной японской семье с давней мистической историей возникает необходимость в дополнительной защите родовым духом лисы. Его освобождают из долгого заточения в скале, куда в своё время заточили за плохое поведение, и отныне лиса сопровождает семью из 2 детей и папы, особо не держа на них зла. Вместе с ними переезжает в город храмовая жрица (мико).
Тема у этой манги достойная, но исполнение, на мой взгляд, подкачало. Создатели мульта сконцентрировались на столкновении безбашенной девчонки-лисы с цивилизованным миром, точнее с японской школой. Эдакая миньон с сексуальностью +100.
Чтобы оставаться верным выбранной теме и натолкать в мульт побольше элементов синтоизма, в серии порой включают сюжеты о локальных богах, вызове мёртвых, борьбе с элементалами, о местных орденах земных духов, оборотнях, и прочие связанные с духами сюжеты. Однако главная героиня-лиса оставляет неприятное послевкусие и чувство, что в красивой обёртке подали не очень качественный продукт.
Параллельно рассказывается о мико. Этим словом в синтоизме называют храмовых жриц, молодых девушек, посвящённых служению духам. По легенде, некоторые мико по магическим способностям могли быть круче монахов Шаолиня. Они по сути были действующими шаманками. Не все, конечно, но изначально функция у данной роли была именно такая. В мультфильме мико выглядит двояко. За счёт сидящего в ней духа дракона она умеет бросать фаерболы и делать всяческую боевую магию, когда нужно защитить мальчиков от злых духов, но во всём остальном она - полный даун. Даже посуду не может помыть, не разбив половину всех тарелок. Как-то неправдоподобно этот персонаж вылеплен.
Также слишком много внимания уделяется однокласснице одного из мальчиков, которая безумно в него влюблена. В ней себя узнАют только 12-13-летние девочки. Меня же её присутствие в каждой серии с изобилием аниме-эффектов жутко раздражало.
2. "
Мастер Муши" - шикарное аниме на шаманскую тему. Практически лишено всех раздражающих графических элементов аниме, то есть персонажи выглядят и двигаются более-менее по-человечески. Этот сериал рассказывает историю странствующего Мастера муши (шамана, мастера над духами) Гинко. Каждая серия представляет очень оригинальную и доселе никогда мне не встречавшуюся историю о самых разных природных духах и о том, как Гинко с ними управляется. Что интересно, он их не считает врагами, но лишь живущими своей жизнью существами, и удаляет их из пространства людей, только когда эти духи (муши) доставляют реальные неудобства.
Практически каждая серия - это источник инсайтов. Ни в одном сборнике фольклора я не встречала ничего подобного. Либо автор манги, по которой потом дорисовали это аниме, вдохновлялся по каким-то очень редким японским источникам, либо у него очень богатое воображение. Описанные в этом сериале духи даже не всегда воспринимаются как духи, но видятся в более широком контексте, практически как в мультфильмах Хайяо Миядзаки, и по этой причине непротиворечиво встраиваются в мою картину мира, одним своим присутствием генерируя инсайты универсальной событийной природы.
Я и правда готова поверить, что в реальности отдельно взятого шамана именно так всё и выглядит, несмотря на то, что Гинко сверяется со старыми манускриптами, которые описывают какую-то якобы объективную реальность. Но это уже мелочи. Повстречай я такого шамана на своём пути, это было бы круто. Ведь дело не в том, что конкретно он считает объективным и субъективным (ведь это лишь слова, а ничего объективного по сути и нет), а в том, что у него это работает. Это какой-то его личный язык взаимодействия с мирозданием. У всех феноменов, с которыми он сталкивается, наверняка в наши дни можно найти "научное" обоснование, но намного круче найти такой язык общения с мирозданием, какой нашёл он, и говорить на нём.
Он выглядит молодым, но он седой и одноглазый, что непременно наталкивает на мысль об Одине. К тому же одет всегда он в европейскую одежду, когда как все вокруг носят традиционные японские кимоно. На втором десятке серий рассказывается история его прошлого, его имени, и того, как он потерял свой глаз. С одной стороны, на мифологию Одина не похоже совсем, но с другой, события вокруг потери глаза опеределённым образом обусловили его будущее, которое по сути сформировалось ещё в прошлом до этих событий.
3. "Как приручить дракона" - довольно известный мульт с кельтской тематикой о парне-дохлике, жившем в стародавние времена, который случайно мутировал таким образом, что вместо мускулов стал выращивать себе мозг. Это вылилось в то, что он стал учёным-натуралистом, а также немного инженером и, как ясно из названия мультфильма, разработал способ приручения дракона, что для его племени было неслыханной наглостью, т.к. с драконами оно боролось так же яростно, как в наше время борются с микробами и душевными заболеваниями.
Авторы мультфильма однозначно вдохновлялись котами при создании образа Чёрной Фурии. Некоторые повадки этого дракона дали мне инсайты и касательно моего кота. Например, в одном эпизоде дракон в знак дружбы отрыгивает половину рыбины для Иккинга.
Вся история котов, приносящих своим хозяевам дохлых мышей и птичек в знак дружбы, мало кого навела на правильные мысли о том, что нам необходимо сделать, чтобы на котовьем языке выразить им нашу дружбу. А я вот поняла, почему мой кот всякий раз, когда я ем что-то, откровенно для него несъедобное, всё-таки ко мне лезет и просит это несъедобное. Это его недвусмысленное требование знака дружбы с моей стороны.
Поэтому я ему начала давать по маленькому кусочку того, что он просит из моей тарелки, если это не что-то откровенно вредное для него. Что-то, что он может съесть, типа куска курицы или пару зёрен кукурузы, он съедает. Плёнку с банки сметаны или йогурта тоже вылизывает. Остальное, типа куска сыра или сладкого рисового пирожного, какое-то время вежливо жуёт и выплёвывает. Даже курицы он у меня съедал не больше 4-5 маленьких кусочков, что говорит о том что ему важна не столько еда, сколько символический знак дарения с моей стороны. Это подтверждает и тот факт, что он не ест ту же курицу или сметану, если её положить в его тарелку. То есть это не еда, а подарок.