Что говорят духи или О наших подсознательных желаниях

Aug 18, 2015 17:47

Пожалуй, выделю в отдельный постинг уже мной тут недавно приводимую цитату из Кальдеры-Филана о важности здравого смысла и объективности в гадании и духовных практиках. Речь идёт о книге "Talking to the spirits". Подозреваю, что мне ещё не раз придётся ссылаться на этот постинг.

Предвзятость подтверждения - психологический термин, обозначающий склонность подтверждать ту информацию, которая соответствует предубеждениям, и преуменьшать важность информации, которая им противоречит, особенно когда речь идёт об острых и больных вопросах. (...)

Часто начинающие мистики принимают свои предубеждения за истинную информацию от духов. Если действительно хочешь говорить со своими богами и духами (а большинство мистиков очень хотят), то высок риск принимать любую приходящую в голову информацию якобы интуитивного характера за божественное откровение, видеть в двусмысленных знаках добрые предзнаменования и отмахиваться от недобрых знаков, скидывая всё на случайное совпадение или плохо перемешанную колоду. Со временем даже можно убедить себя, что вот эти вот мощные ощущения начинают звучать голосами у тебя в голове, и вести длительные беседы с собственноручно созданной проекцией божества.

Это не всегда плохо. Даная проекция со временем может принять в себя настоящее божество. Однако она также может стать препятствием к истинному опыту общения с божественным. Большинство таких искусственных проекций являются идеализированными зеркальными отражениями самих горе-мистиков. Вместо того, чтобы общаться с божеством в том его виде, как описывают мифологии, почитатели создают образы эдаких суперстар, которые в несколько менее серьёзном контексте фигурируют в многочисленных фанфиках типа "истории про Мэри Сью". В таких историях абстрактная Мэри Сью представляет собой альтер-эго самого автора и говорит то, что имеет сказать он. Пример "истории про Мэри Сью": роман, написанный библиотекаршей Джоан, старой девой и серой мышкой, в котором повествуется о сексуальной и богатой библиотекарше Жанне, которая спасает от гибели Баффи, истребительницу вампиров, соблазняет Гарри Поттера и помогает Айн Рэнд стать президентом Соединённых Штатов. Люди, что регулярно общаются с Иисусом-республиканцем, который поддерживает свободный рынок, сегрегацию в школах и Вторую Поправку к Конституции (право на ношение оружия), также некоторым образом являются этой Мэри Сью. Не говоря уже о многочисленных нью-эйджерах, которые периодически ченнелят рассекающих на спинах дельфинов Архангелов, и неизменно получают от них заверения, что уж они-то играют ключевую роль в кристаллизации Безмерного Ультра-Индигового света пятнадцатого пульсирующего измерения из созвездия Плеяд.

Мистик с недостатком здравого смысла может поверить в мифы Мэри Сью, потому что во всех случаях боги ведь вели себя и озвучивали свою божественную волю в точности так, как сам мистик на месте этих богов и сделал бы. А если боги вдруг начинают вести себя непредсказуемо и вообще как-то странно, то их слова обычно воспринимаются как плод фантазии (да выдумал я это всё!) или как "сам Сатана, представший в облике Ангела Света". Во всех традициях есть свои эквиваленты отмахивания от голоса здравого смысла. Личная проекция становится коконом, в котором мистику тепло и уютно, но который также изолирует его от реального взаимодействия с духовными сущностями. (мой свободный и нелитературный перевод)


психология, духи

Previous post Next post
Up