Ещё пара интересных исследований намерения из The Intention Experiment.
Был такой немец по имени Гельмут Шмидт, по версии автора этой книги - физик, по версии первой страницы гугля - парапсихолог. Он, вдохновившись одним экспериментом голландских коллег, решил провести эксперимент по воздействию на прошлое.
Он записал на аудио-плёнку последовательность щелчков, случайно звучащих то в правом, то в левом наушнике. Во время записи плёнки, а также во время снятия с неё копий, её никто не мог слышать. Саму мастер-плёнку Шмидт убрал в сейф, а копии раздал своим студентам-медикам. Они должны были прослушать плёнку, фокусируясь на намерении услышать больше щелчков в левом наушнике.
Параллельно он записал ещё несколько контрольных плёнок с такой же случайной последовательностью щелчков. Когда студенты вернули ему плёнки, он вытащил из сейфа мастер-плёнку, проанализировал её и нашёл, что на ней записано на 55% больше щелчков в левом наушнике. Контрольные плёнки показали более-менее равномерное распределение.
Он проводил этот эксперимент 20000 раз на протяжении 5 лет (наверное, имеются в виду 20 тысяч записанных плёнок). Неизменно повторяющиеся результаты позволили ему утверждать, что при прослушивании плёнки с намерением услышать щелчки в левом наушнике студенты фактически воздействовали на тот момент в прошлом, когда запись "в настоящем" только создавалась.
***
В 1998 году израильского врача Леонарда Лейбовичи коллеги вынудили провести эксперимент с молитвой. Поводом послужило публичное заявление этого врача, что альтернативная медицина - это всё фигня и не стоит того, чтобы обращать на неё внимание, т.к. от неё шума много, а эффекта ноль. Заявил он это не абы где, а в рождественском выпуске British Medical Journal. Его взяли на слабó и потребовали ответить за базар.
По какой-то причине ему пришло в голову составить протокол исследований на 4000 пациентов, у которых в процессе лечения выявилось заражение крови (sepsis) и которые лечились в его клинике в 1990-1996 годах (то есть уже пост-фактум!). Лейбовичи случайным образом разделил уже давно выписавшихся пациентов на 2 группы. За одну из групп поимённо кто-то помолился. Наверное, какой-нибудь раввин. Ну, тоже себе альтернативная медицина... Плюс он в целом помолился за всех 4000 пациентов, пожелав им скорейшего выздоровления. Результаты оценивались по 3 критериям: количество смертей, время, проведённое в больнице, и время, которое у больных держалась температура.
Потом Лейбовичи досконально изучил досье всех пациентов. Что касается смертности, то тут разница небольшая: умершими оказались 30,2% тех, за кого не молились, и 28,1% тех, за кого молились. Однако группа, за которую помолились, показала значительно лучшие результаты по общему состоянию и срокам выздоровления.
Лейбовичу оставалось только развести руками.
Кстати, это не единственное исследование о молитвах, описанное в книге. Вспоминаю ещё минимум 3 исследования, правда, проходящие в линейном времени, которые доказали, что молитва за больного или за алкоголика, наоборот, ему вредит.
Может, всё дело в том раввине?
Вот у меня сейчас уже много месяцев лежат непроверенными пара лотерейных билетов. Я когда их откладывала в далёкий ящик после покупки, ещё не понимала, зачем я это делаю. Думала, что после объявления результатов (которые я пока не проверила) можно за выигрышем прийти в течение года, и как раз за этот год я пойму, зачем я купила эти билеты и не проверила их после ближайшего же тиража. А это я, наверное, на себя из будущего повлияла :-) Судя по тому, что прямо сейчас я не готова сформировать намерение увидеть эти билеты выигрышными, это будущее, наверное, ещё не наступило :-))))