«Новый Шепард», который снова удивил

Oct 08, 2016 13:17

Оригинал взят у alex_anpilogov в «Новый Шепард», который снова удивил


От очередного запуска «Нового Шепарда» от Blue Origin все ждали скорее красивого «ба-баха», нежели мягкой посадки.
В конце-концов пусковой ускоритель (первую и единственную ступень New Shepard) испытывали на критических перегрузках на входе в атмосферу Земли и на запредельном динамическом напоре - но ракета с честью выдержала испытание.

Кроме того, важно то, что это уже и в самом деле, по-настоящему многоразовая ракета, которая уже в пятый раз успешно села на Землю после формального пересечения границы космоса (линии Кармана). Скорее всего, больше «старичка» мучать не будут - и отправят ракету в музей.

image Click to view



В этом запуске кроме того был испытан механизм спасения капсулы на участке максимального динамического давления (max g) при старте ракеты, что тоже могло стать причиной «ба-баха», но и тут ракета повела себя молодцом.

Так что, смотря на медленную и уверенную поступь «Нового Шепарда», я как-то больше начинаю верить в «Нового Гленна» от Безоса, нежели в заявления о 30% экономии не пусках многоразового Falcon-9, которые в дороге немного усохли и превратились в 10%.

Ну а о «Новом Гленне» можно почитать вот тут. Без лишних понтов и презентаций о посылке миллионов тушек колонистов на Марс, просто в виде поста на Reddit-e.
На той же картинке, что повествует о New Glenn, можно рассмотреть и новое детище ULA и Blue Origin - многоразовую ракету «Вулкан», первые пуски которой с новым метаново-кислородным двигателем ВЕ-4 альянс этих двух компаний планирует осуществить уже в 2019-м году. Интересно, что разработку ВЕ-4 и «Вулкана» подтолкнули сразу три момента: утверждённый Конгрессом США постепенный отказ от российских двигателей РД-180, неудачи ULA в коммерциализации своих дорогих «Дельты IV» и «Атласа», ну и успехи уже упомянутого «Нового Шепарда» и желание Джеффа Безоса вложить свои средства в проект создания «Вулкана».



Но даже по сравнению с немаленьким «Вулканом», «Новый Гленн» выглядит гораздо внушительнее.
Диаметр «Нового Гленна» составит 7 метров, высота - 82 метра для двухступенчатого и 95 метров для трёхступенчатого варианта.
Первая и вторая ступени у обоих вариантов одинаковые. Семь двигателей BE-4 на метане и кислороде с суммарной тягой в 17 МН на уровне моря планируют использовать в первой ступени, ещё один, оптимизированный для вакуума BE-4 - во второй, а один BE-3 на паре водород/кислород - в третьей. Водородная третья ступень должна помочь «Новому Гленну» выводить грузы за пределы низкой околоземной орбиты с большей эффективностью.
Предположительно, первая ступень будет садиться вертикально на баржу в 1400 километрах от старта.

Безос планирует запустить первый New Glenn до 2020 года с площадки LC-36 на мысе Канаверал. В прошлом этот комплекс, ныне пустующий, использовался для запусков РН «Атлас», которой выводили зонды программ «Пионер», «Сервейер» и «Маринер». В планах же Безоса на «Новый Гленн» ракета должна будет использоваться как для запуска спутников, так и для пилотируемых полётов.

Ну и, кроме того, радостно то, что и Россия не отстаёт от США в деле совершенствования своих ракет-носителей. Так, в сообщениях ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и компании ILS официально объявлено о дальнейшем совершенствовании линейки «Протонов», которая должна дополниться двумя моделями - лёгким «Протоном», рассчитанным на более эффективную конкуренцию с Falcon-9 в многоразовом варианте и тяжёлым «Протоном-М+», который должен зайти уже в следующий сегмент, где ему предстоит потягаться с европейским «Ариан-5».



В новую линейку «Протонов» таким образом войдут:
• РН тяжелого класса «Протон-М+» или «Протон Тяжёлый», выводящая 6,3-7 тонн полезной нагрузки на ГПО (с ΔV=1500 м/с);
• РН среднего класса «Протон Средний» (это нынешний «Протон М» без второй ступени), с 5 тоннами на ГПО при той же ΔV=1500 м/с;
• РН легкого класса «Протон Легкий» (это нынешний «Протон М» без второй ступени и с четырьмя двигателями вместо шести на первой ступени), выводящий 3,6 тонны на ГПО в тех же условиях.

Разброс с полезной нагрузкой «Протон-М+», как я понимаю, связан с тем, что пока что для этой РН отсутствует часть ракетных блоков, которые ещё предстоит спроектировать/создать. А вот наглядное описание того, какие рода модификации планирут произвести со средним и с лёгким «Протоном» и насколько и за счёт чего упрощают стандартный «Протон М» при достаточно простых дополнениях в первой и второй (бывшей третьей) ступенях:



В общем, больше ракет - хороших и разных, лёгких и тяжёлых, многоразовых и дешёвых. А там, глядишь, и до Луны доберёмся, и до Марса.

ЗЫ. Картинку вот эту в комментарии можно не вставлять, я её уже сто раз видел:



Интересное и занимательное

Previous post Next post
Up