Оригинал взят у
ardelfi в
Маленький пустячок о «цифровой экономике»Когда читал о стратегическом значении "цифровой экономики", создавалось странное впечатление о значении этих слов. Но мозг разобрался что это было (новая корейская МБР), и чтобы не перенапрягаться, ткнул носом в проведенное исследование по этому вопросу. Точнее, исследование затронуло лишь один специфический аспект вопроса -- космическую связь и всякие спутники. Исследовали бюджетные околовоенные амы для своего начальства, поэтому ворон ворону глаз не выклюет -- в первом приближении эти результаты касаются всех. Далее интересные цитаты.«Развитие и распространение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также кинетических, космических и сетевых возможностей, ставят под угрозу способность сохранять информационное превосходство. [...] Вероятно существующие и ожидаемые электронные угрозы для спутниковой связи быстро увеличились за последние несколько лет, и продолжат увеличиваться в обозримом будущем. В крайне напряжённых ситуациях, глушение может подавить все коммерческие спутники связи, и большинство военных, кроме низко- и среднескоростных каналов в миллиметровом диапазоне. Это следует считать кризисом, требующим немедленного решения. Более того, в таких ситуациях сетевые соединения могут оказаться эпизодическими или недоступными.»
И предложены некоторые рекомендации.
«1. Ускорить производство и передачу в войска средств связи миллиметрового диапазона.
2. Перевести системы распознавания принадлежности на системы с защитой от подавления.
3. Разработать низкоскоростную сеть связи с защитой от подаления, обнаружения и перехвата.
4. Привлечь передовые гражданские технологии для создания нужной техники.
5. Уменьшить использование гражданских каналов связи.
6. Создать сеть воздушных направленных каналов связи.
7. Готовиться к действиям с минимальным использованием или без использования спутниковых каналов связи.»
Как видно, цифровая экономика, независимо от национальной принадлежности, будет иметь стратегическое значение до первой серьёзной конфронтации. В сдержанном оптимизме относительно миллиметровых каналов спутниковой связи (частоты от 30ГГц и выше), которых в "цифровой экономике" мало, угадывается их способность работать в условиях применения ядерного оружия.
Ранее, в 1990, взгляд военных на уязвимости спутниковых каналов был сугубо прагматическим.«Атака против спутников представляется весьма "чистым" методом нарушения связи противника, поскольку нахождение в космосе позволяет атаковать их без повреждения чего-либо ещё. Также атака против спутников не попадает строго в категории "против ценностей" (обычно это население) или "против силы" (обычно военные цели, в первую очередь ядерные объекты), и потому может считаться более социально приемлемой.»
Однако в 1990 почти ни у кого не было почти ничего, без чего сейчас почти никто не может прожить и дня (буквально или косвенно): непрерывная связь всего со всем, навигация во всей без исключения логистике, и зависящие от этого социальные системы (политические, экономические и гуманитарные). В 1990 люди покупали газеты, писали от руки и звонили по проводному телефону.«Большинство современных военных спутников используют диапазон 300МГц~30ГГц, но в будущем многие факторы приведут к использованию микроволнового диапазона 30~300ГГц. Одним из важнейших факторов для этого является высокая устойчивость к возмущениям атмосферы после ядерных взрывов, и меньшая мощность помех. Для таких частотах возмущения атмосферы длятся лишь несколько минут, по сравнению с многими часами для более низких частот. Недостатками являются потери от повышенного поглощения в атмосфере.»
Будущее уже наступило, у военных есть микроволновые спутники, и проблемы с атмосферой решены. Однако вся гражданская космическая связь сегодня работает на более низких частотах; вся космическая навигация -- ещё ниже. Это вполне объясняет рекомендации исследования. В результате требование столь суровой подготовки военных, имеющих микроволновые спутники, к проблемам с космической связью оставляют.. да ничего они не оставляют для наземной гражданской "цифровой экономики", а её стратегическая роль сводится к эффекту огромного падающего шкафа в маленькой комнате с весёлой и нетрезвой компанией. В такое время лучше быть в другой комнате, а ещё лучше -- гораздо дальше.