Моя подруга сказала, что ее сразу предупредили, что в голландский балет лучше не ходить: крепче спать будешь. Но у меня таких ангелов-хранителей не было, поэтому я, поразмыслив,
что хуже оперы в Амстердаме уже ничего не может быть, решила пойти на балет. Вспомнив предыдущий печальный опыт, решила подстраховаться и погуглила сцены этой же постановки. Сцены - как сцены. Вроде, костюмы в норме.
А что там еще можно испортить-то? "Евгений Онегин". Балет в театре оперы и балета Амстердама.
Ну, зрители в футболках с картошкой-фри, кедах и лосинах не удивляли. Это ж балет, а не Кремль. Хотя тут ручаться не буду - в Кремле голландцев я еще не видела. Может, у них форма одежды такая: выглядеть, как чмо. Иду вот недавно по улице, смотрю: две девушки идут. Одеты так чУдно, все в тон, прически красивые... Думаю: вот, все-таки голландки умеют одеваться прилично. Подошла ближе, слышу - говорят по-русски. Поделилась с подругой - у нее на прошлой неделе аналогичный вариант. В общем, до начала спектакля, если не хотите потрясений, лучше уставиться в телефон.
Особенно порадовала стайка закутанных в платки местных новых голландок. Зачем пяток дэушек в хиджабах пришли посмотреть на десяток полуголых балерин и чуть более одетых мужчин со всеми выпирающими достоинствами, науке не известно. Но сидели они жутко близко к сцене. Может, им мужья разрешили посмотреть на одетый мужской стриптиз.
Поскольку либретто там никто не читал, я так понимаю, что балет они воспринимают не как выражение эмоции произведения в танце, а как техническое исполнение движений. И, судя по разговору сидящих рядом, они не были в курсе, кто такие Александр (!) Онегин и Пушкин (подозреваю, Евгений). Правда, то, что оба были русскими, скрасило спектакль, поскольку пришло полно наших, которых сразу было заметно по красивым нарядам и хорошо одетым мужьям, которых "построили" специально для этого случая.
Муж заверил, что все будет просто супер, поскольку "в деле" были французы Божеан, Шапелье, Граффан, Леруа и Тома. Правда, при более близоруком прочтении оказалось, что это были балетмейстеры. В принципе, французский балет - ведь это тоже неплохо?
Так, тихим сапом, время подошло к самому действу. Про ведущую голландскую балерину Анну Ол трудно сказать что плохое, особенно, если учесть, что голландкой она стала в 2015м, а до этого работала в Красноярске.
Вот она Татьяной и была.
Ольга с типичным для русской девушки именем Джессика Хуан жутко позабавила мужа, который до этого прочел, что Ольга - родная сестра Татьяны.
Но неважно. Все равно я хотела вместо балета сходить на китайское шоу танца, но не попала. В общем, совместила оба.
Надо сказать, что эти двое очень порадовали. Чего нельзя сказать о самой сцене. Дело в том, что сцена визжала, скрипела и стонала, как несмазанная телега, и казалось, что балерин с визгом заносит на поворотах, как в Формуле-1.
Ленский, которого представлял голландский голландец Эдо Вайнен, потряс. В основном, тем, что за все время спектакля почти упал раза 3-4 и пару раз почти уронил партнершу. Поднимал он ее, как штангу, чисто технично. Я так коробку с овощами в холодильник укладываю. Падает назад, стоя на коленях, а животик-то дрожит! Да и "ласточку" дети в школе лучше выстаивают, если уж совсем придираться.
Нет, он старался, ничего не скажу. Но это было старания вызубрившего наизусть урок, как мне показалось.
Не то что солист голландского балета Артур Игоревич Шестериков в роли Онегина. Солистом голландского балета он является чисто случайно, конечно, а не потому, что до этого 5 лет отработал в Пермском театре оперы и балета, а с 2007го его взяли в голландцы.
Видимо, Артур Игоревич, в силу своего 10-летнего тесного знакомства с амстердамской балетной сценой, понимал, что, если он будет прыгать по сцене так же, как и другие, то люди подумают, что Онегин - это прообраз носорога, поэтому двигался он по сцене, как кот, мягко ступая, с носочка на пяточку, и фактически избежал всех скрипучих и визжащих мест. И, хоть он и был потоньше Ленского, но растяжку и мускулатуру, разработанные в пермском театре, видимо, не пропьешь (или не прокуришь, в случае Амстердама), поэтому как и танцевал он, как струящийся водопад - плавно и без изъянов, так и поднимал партнершу, как пушинку, да еще и изображал эмоции не как третьеклассник при виде плэйстейшн.
В общем, наш человек, сразу видно, родину не подводит. И с Татьяной они явно нашли общий язык не только в прямом смысле как почти единственные, говорящие по-русски и точно в школьные годы заучивавшие письмо Татьяны к Онегину, но и офигевающие от окружающих обстоятельств в виде партнеров.
Больше всего в итоге меня поразили пресловутые 16 исполнителей второго плана, весьма претенциозно заявленные как 8 мальчиков и 8 девочек. На самом деле это было реально стадо слонов, судя по топоту, который они издавали. Нет, я, наверное, слишком испорчена русским балетом, чтобы понять, что солист балета имеет право топать, как раскормленный лось, а опускаемая партнерша может издавать звук падающей наковальни.
Когда эти бизоны гарцевали по сцене, выкидывая па в русском стиле, перемежевывая их греческим сертаки, ирландскими топотаниям и даже египетскими жестами, зал буквально дрожал от страха. Французы гарно постарались, в общем, а приглашенный балетмейстер Лариса Лежнина, наверное, не смогла устоять одна против 6 упорных мужчин, поэтому что вышло - что вышло.
Суть аранжировки, как я поняла, состояла в том, чтобы 16 человек двигались асинхронно. Нет, топали и бухались на пол они все в такт музыке, тут не придерешься, а вот в олимпийские плавательные синхронисты их бы не взяли. Хотя в плавательные синхронисты их бы не взяли и так, тупо, по издаваемым звукам, чтобы не создавать коллективное кладбище затонувших, исходя из логики: то, что громко падает, быстро тонет.
То, что балет ставили французы, было заметно: дежа вю превалировало. Прыжок и поворот - и опять точно такие же прыжок и поворот. Думаешь: "Когда же я это видела? А! Вспомнила! Да секунд 5 назад!" Так игла в патефоне прыгает на испорченной пластинке. Но, вероятно, с этими специалистами так и надо: куда им разучивать много движений - мозг-то не натренирован заучиванием наизусть "Василия Теркина". Спасибо, что и это запомнили. Видимо, в этом и была суть: разучить последовательность из 15 движений со страдающим склерозом, избыточным весом и плохоимитирующим движения стадом.
Самое интересное: зрители хлопали. Так что стало ясным, что зритель в Амстердаме неприхотливый в плане балета, небалованый русским перфекционизмом. Думаю, я бы вышла с пуантами наперевес - и мне бы похлопали за милую душу. Интернет же - он не для того, чтобы по нему смотреть, как это должно выглядеть на самом деле, а чтобы смски писать. Им же не сказали, что разрешено смотреть балет на ютубе - значит, нельзя. "Тяжело нам без Фюрера" ©
Да и что там говорить: какие зрители - такие и исполнители. Зрители-то тоже особо не заморачивались с имиджем. Так что 1:1.
В общем, и с голландским балетом получился облом.
Тут еще маячит спектакль "Собачье сердце" там же, но, судя по фотке, этого уровня культуры я уже не вынесу...
P.S.
Оказывается, степень идиотизма не достигнута. Нет пределу совершенству. Достаточно взглянуть на "Лебединое озеро" в шведской интерпретации...
Радует, что хоть наши зрители не выдерживали до конца...
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/103648/brand_id/19725/type_id/3 А вот европейцам понравилось. Это как же надо страдать отсутствием нормальных исполнителей, режиссеров, хореографов и костюмеров, чтобы высидеть подобное!
На АШ