В АЛТАЙСКОМ КРАЕ ЛЕНТОЧНЫЕ БОРЫ НЕ ОСТАВЯТ БЕЗ ЗАБОТЫ.

Jul 15, 2013 13:17

В регионе власти безуспешно призывают общественников-«экологов» к сотрудничеству по защите реликтового леса. Кто же настоящий защитник леса - лесники, ученые, политики?..

О ЧЕМ СЫР-БОР?

Ленточные боры являются гордостью Алтайского края, его региональным символом. Если хотите, одним из брендов, наряду с медом или сыром. Неслучайно именно ленточные боры прошли в очередной тур масштабной всероссийской акции «Россия-10», в рамках которой все жители страны выбирают десять главных достопримечательностей, чудес России. В этом выборе сделавшие свой выбор жители края, думается, были практически единодушны.



Однако гордиться мало, надо сохранять подарок природы, называемый ленточными борами. А вот тут существуют разные подходы, мнения и оценки - от крайних до взвешенных и умеренных. Наиболее ярко это полярность проявляется в Мамонтовском районе, где местные депутаты и политики выступают против лесников.

Обвинения со стороны некоторых депутатов райсовета и общественников лесной службе края предъявляются серьезные - варварские рубки, незаконный сбыт древесины, нарушение экологии и целенаправленное истребление уникальных ленточных боров. Вскоре на основе отдельных нарушений была развернута полноценная политическая кампания, подогреваемая оппозиционными партиями и финансируемыми из-за рубежа экологическими организациями. Начался сбор подписей под обращениями в Кремль. Создан общественный совет по защите лесов с непонятными полномочиями и статусом. В общем, противники рубок развернули нешуточную активность!..

Однако многочисленные комиссии из Барнаула, Новосибирска так и не выявили существенных нарушений, о которых кричат политики и общественники. Более того, краевые власти обещали наказать виновных, если такие серьезные злоупотребления будут выявлены.

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА…

Впрочем, далеко не все жители района поддерживают депутатов-политиков. Они-то знают о положении дел не понаслышке, видят, какие политические игры и в чьих интересах затеваются на их малой родине многочисленными «экологами»-визитерами из Барнаула, Новосибирска и даже Москвы.

Глава Мамонтовского района Елена Белобородова считает, что проблема рубок в ленточных борах излишне политизирована.

- Как человек от политики далекий, могу только предполагать, что в основе выступлений некоторых депутатов-закоперщиков могут быть и политические амбиции. Ведь многие оппозиционеры (даже из Москвы!) внимательно следят за развитием событий, приезжают к нам в район. Вряд ли они слишком озабочены нуждами моих земляков, а потому даже вокруг банальных вещей напускают туман. А вот приезд компетентных специалистов, спокойный деловой разговор по существу, который, к примеру, состоялся во время приезда в район Сергея Самсоненко (начальник краевого Управления лесами - Ред.) помогли этот туман развеять. Надо найти разумный компромисс. А он вполне возможен! Ведь в ООО «Мамонтово лес» работает больше двух сотен мамонтовцев, а предприятие приносит в районный бюджет серьезные деньги. Надо спокойно разобраться, навести, где надо, порядок. Однако отдавать судьбу района и его жителей на откуп чьим-то личным амбициям и корыстным интересам не дадим! - пояснила Елена Белобородова.

И вправду, проблемы и недочеты у лесников (ООО «Мамонтово лес») есть. Этого никто не скрывает. Но раздувать их до небес, кричать о катастрофе и писать в Кремль в нынешней ситуации преследует только одну цель - нажить политический капитал.

Ведь очевидно, что сегодня экологические проблемы, так же, как и межнациональные, стали в нашей стране объектом разного рода спекуляций и попыткой быстро сколотить политический капитал. Для большинства такого рода «борцов за экологию» главное устроить максимальный шум, придать своей «борьбе» максимальный резонанс, а вовсе не добиться конкретного практического результата. Цель одна - получить финансовые средства на свое существование. Причем как только иссякнет финансирование, «борцы-экологи» тут же забудут об объекте своей заботы и защиты. За примерами далеко ходить не надо.  Залесовский заказник, пихтарники которого с благословения экологов из Геблеровского общества поедает сегодня уссурийский полиграф… К слову, данные о финансировании того же Геблеровского общества из-за рубежа показывают прямую зависимость активности экологов от поступления заграничных финансов. Почему, спрашивается, прошлый год ознаменовался вспышкой активности «защитников природы»? Неужели раньше не замечали проблем? Да просто в 2012 году их финансирование выросло по сравнению с 2008 годом почти вдвое, достигнув почти 1,5 млн. рублей. Деньги пришли - а значит, их надо освоить и отчитаться.

УМНЫЙ ТОПОР

Кстати, приезжали в Мамонтово и настоящие экологи - ученые из академического Института водных и экологических проблем (ИВЭП) Сибирского отделения РАН. Вот их-то мнение имеет особое значение в разгоревшемся  противостоянии «общественников» и хозяйственников. Что же говорят ученые, эксперты?

- У нас все из крайности в крайность: либо ничего не рубить, либо рубить все подряд. А золотой середины нет!.. - убежден профессор Евгений Парамонов (ИВЭП). - Ну, давайте прекратим рубки, и что это даст, к чему приведет? К увеличению доли перестоя, к повышению пожароопасности! Причем ведь чем южнее ленточный бор расположен, как в Мамонтово, тем быстрее и раньше деревья стареют. Климатические условия ведь там более жесткие.

Не менее эмоционален и академик РАСХН Николай Моисеев, выступивший недавно на конференция по защитным лесам в г. Пушкино (Московская области).

- Столько было принято постановлений, что, казалось бы, надо снять проблемы!.. А, по существу, обилием этих постановлений мы закамуфлировали главный вопрос, который нужно решать, - заявил авторитетный ученый.

Академик  Моисеев напомнил, что в большинстве развитых стран ограничения, связанные с лесозаготовительной деятельностью, распространяются только на особо охраняемые территории. Во всех остальных лесах, в том числе и защитных, идет активная заготовка древесины. «В царской России, - привел исторический пример Моисеев, - защитные леса занимали 0,1% от всех лесов».

Ученый убежден, что защитные леса объективно нуждаются в рубках обновления и реконструкции, так как это позволит повысить их продуктивность. При этом рубки необходимо производить в пределах годичного прироста. Так, по расчетам Моисеева, в Московской области ежегодно нужно вырубать 6,7 миллиона кубометров. В настоящий момент в лучшем случае вырубается пятая часть от этих объемов. В результате, как показывает научные исследования, Московская область переживает настоящую экологическую катастрофу.

В свое время и алтайские ученые-лесоводы в течение нескольких лет проводили опыты и исследования в Мамонтово, Ребрихе, других территориях, пытаясь определить оптимальные механизмы хозяйственной деятельности в ленточных борах. Чтобы найти компромисс в лесопользовании, чтобы и насаждения омолодить и в то же время сохранить окружающую среду. Нашли такие эффективные способы! Однако изменения в Лесном кодексе и прочие правовые новации свели на нет эффективность всех разработанных инструментов регулирования. Вот и возникают сегодня разного рода конфликты.

- Для того, чтобы урегулировать ситуацию, - убежден Евгений Парамонов, - надо перевести ленточные боры в категорию особо ценных массивов. Со вступлением в силу в 2007 году нового Лесного кодекса ленточные боры лишились этого статуса. Возвращение его находится в компетенции федерального центра. В леса этой категории с рубками главного пользования зайти нельзя, возможны только рубки ухода. Сегодня возможности науки позволяют дать более детальную оценку каждому дереву с точки зрения его значимости для экологии.  Решение этой проблемы в конце концов позволит установить существовавший ранее порядок  рубок.



Профессор Парамонов готов с цифрами в руках доказывать свою правоту.

Между тем Парамонова и его многочисленных коллег возмущает то, что зачастую  оценки и советы лесникам дают абсолютно некомпетентные люди, которые в лесном деле ничего не понимают.  По словам авторитетного профессора-лесовода, в Мамонтово, когда  критиков попросили показать конкретные нарушения, о которых они громко и долго шумели, они этого сделать так и не смогли. «Сплошная болтовня! - возмущается ученый, вздыхает. - Неприятно и сложно работать в такой обстановке… Вот скажите внятно и определенно, в чем кто-то виноват? Нет ответа…».

Между тем значение общественности в решение множества практических вопросов защиты леса трудно переоценить.

- Много примеров, когда без вмешательства общественности острые вопросы так и остались бы нерешенными, - рассказывает Валентин Фуряев, главный научный сотрудник Института леса СО РАН, профессор, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный деятель науки. - Что касается вопросов экологии, то проблемы должны обсуждаться в тесном взаимодействии со специалистами. Знаю случаи, когда научно необоснованное мнение людей приводило к печальным последствиям. Например, в 80-е годы во многих регионах страны под давлением общественности запретили рубки кедра. Через 30 лет все увидели ошибочность принятого решения: лес стал захламленным, увеличилась пожарная опасность. Совершенно точно: без грамотной лесохозяйственной деятельности высока вероятность потерять и ленточные боры.

Получается, что ученые солидарны с краевыми властями и лесниками. Впрочем, за «умный топор» ратуют и алтайские чиновники, к примеру, вице-губернатор края Яков Ишутин, к слову, сам потомственный лесник. И в заключение, для тех, кто пытается извлечь прибыль из криков о надвигающейся катастрофе в ленточных борах Алтая и спекуляциях на тему «все пропало!». В начале июня 2013 года в Барнауле авторитетная международная экологическая организация Всемирный фонд дикой природы (WWF) совместно с управлением лесами Алтайского края провела семинар по обсуждению актуальных вопросов развития устойчивого лесопользования в России и в Алтайском крае. В работе семинара приняли участие представители краевых властей, управления лесами, лиц, использующих леса, научных и общественных организаций, заинтересованных представителей общественности, экспертов WWF. Семинар был приурочен к Году охраны окружающей среды в России.

Так вот, ученые и эксперты в своей резолюции одобрили  практику  ведения  лесного  хозяйства в Алтайском крае, в  том  числе  в  ленточных  борах. А также рекомендовали администрации края обратиться в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с предложениями внести изменения в Правила ухода за лесами, учитывающие особенности лесорастительных условий Алтайского края, в части применения рубок обновления и переформирования в защитных лесах, которые имели положительный опыт в 1994-2006 годах. Такие предложения уже подготовлены и направлены в Москву. А это значит, что у алтайских ленточных боров есть настоящие защитники, которым вовсе небезразлична их судьба и которые конкретными делами доказывают это свое небезразличие.

краевые власти, ленточные боры, экология, Алтайский край

Previous post Next post
Up