Романы ПВО - это как многосерийный сериал на одну злободневную тему. Тему свободы.
Начиная с Чепаева и заканчивая последними: АмпаеромВ, Снафом и новеньким БетманАполло.
Прочитал его на одном дыхании почти 2 недели назад. Ощущения до сих пор очень острые, хотя время подумать было.
С каждой книгой Пелевина погружение в вопрос все глубже, практические выводы все точнее.
Все это прикрыто вуалью замысловатых аналогий, но если задуматься и сопоставить факты, все становится ясно
Вот здесь хорошо по основной теме
"...Люди не понимают, что кричат от боли!!!
Люди не помнят, что с ними в действительности происходит минута за минутой, потому что у них нет привычки наблюдать за собой. И каждая новая личность не помнит ту, которая страдала на ее месте три минуты назад. Люди настолько глубоко погружены в страдание, что научились считать «счастьем» тот его уровень, когда они еще способны растянуть лицо в требуемую приличиями улыбку. Человек вынужден ломать этот идиотский спектакль даже в одиночестве, поскольку в его внутреннем измерении нет вообще ничего кроме контролирующих его мысли и эмоции социальных имплантов, которые он с детства принимает за себя…"
И не нужно лицемерить...
"Вот, например, у нас есть устройство, которое мы называем «воздушный шар». Мы предполагаем, что его задача - полететь к небу.
Но вместо этого оно год за годом исправно стрижет газон. А остальное получается не очень.
В таком случае резонно предположить, что перед нами на самом деле газонокосилка, разве нет????..."
Кто же мы на самом деле?
А вот здесь очень здорово про Россию (глава /Щит Родины\)
"...Человек не может просто излучать страдание. Он не может жить с ясным пониманием своей судьбы, к которой его каждый день приближает распад тела.
Чтобы существование стало возможным, он должен находиться под анестезией - и видеть сны.
В каждой стране применяют свои методы, чтобы ввести человека в транс. Можно выстроить культуру так, что люди превратятся в перепуганных актеров, изображающих жизненный успех друг перед другом. Можно утопить их в потреблении маленьких блестящих коробочек, истекающих никчемной информацией. Можно заставить биться лбом в пол перед иконой. Но подобные методы ненадежны и дают сбои. А российская технология гуманнее всего, потому что срабатывает всегда и безотказно.
Заключена она в том, что здесь выводится предельно рафинированный и утонченный, все понимающий тип ума.
Вспомни Блока: «Нам внятно все - и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…» А потом он ставится в абсолютно дикие, невозможные и невыносимые условия существования.
Русский ум - это европейский ум, затерянный между выгребных ям и полицейских будок без всякой надежды на спасение.
Если хочешь, мы уникальные и единственные наследники всего ценного и великого, созданного человечеством.
Не только, пятый Карфаген, но еще и шестой Метрополис и седьмой Корусант. Опущенный в бездонную и беспросветную ледяную жопу.
Именно эти ямы и будки делают свойственное нашей культуре страдание таким интенсивным и острым.
Русский ум именно в силу этой своей особенности породил величайшую в мире художественную культуру, которая по сути и есть реакция души на это крайне сильное и ни с чем не сравнимое по своей бессмысленности страдание. О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще.
Для российского сознания характерно ощущение неполноценности и омраченности всего происходящего в России по сравнению с происходящим где-то там.
Но это просто одна из черт русского ума, делающих его судьбу особенно невыносимой. И в этой невыносимости залог трудного русского счастья.
Потому что русский человек почти всегда живет в надежде, что он вот-вот порвет цепи, свергнет тиранию, победит коррупцию и холод - и тогда начнется новая жизнь, полная света и радости. Эта извечная мечта, эти бесконечные пропасти к недоступной весне - и придают жизни смысл, создавая надежду и цель. Но если тирания случайно сворачивает себе шею сама и цепи рвутся, подвешенный в пустоте русский ум начинает выть от подлости происходящего вокруг и внутри, ибо становится ясно, что страдал он не из-за гнета палачей, а из-за своей собственной природы. И тогда он быстро и незаметно выстраивает вокруг себя новую тюрьму, на которую можно остроумно жаловаться человечеству шестистопным ямбом....
Click to view