ПЕРЕЙТИ ПУТИНА

Nov 05, 2021 00:31


Махачкала, посмотрите сами, сколько там живет миллионов, ни капли не интересовала. Варламов совершенно прав по поводу сущего здесь градостроительного безумия. С этим хаосом мы познакомились на северном автовокзале. Туалет едва нашли, молитвенную комнату, гораздо быстрее. Нас пересадили на другой автобус, неприятная мелочь. Приятно что снова проехали мимо Сарыкумского бархана. Гудермес не запомнился ничем. Погода испортилась и по дороге нас  издали благословили красные главы собора в Хасавюрте. Автовокзал здесь тоже рядом с рынком, как и во многих других городах. Запомнилась устрашающего вида мечеть, вернее ее похожие на гусиные шеи минареты с золочеными луковицами наверху. Прощай Дагестан, до новых встреч!

На блокпосту легковые машины проезжают не задерживаясь. Нас высадили и велели идти на синий пропускной пункт с паспортами. В это время автобус обыскали с собаками и над ним проехал самоходный сканер. Рядом воинская часть с с бетонным забором и огневыми точками, словно средневековая крепость. Итак, мы в Чеченской республике. Сельские усадьбы из красного кирпича со сплошными заборами и коваными воротами. Жена заметила как везде чисто, опрятно, ни одной бумажки на улице не валяется. Контраст с соседями разительный.



Автобус “Дербент-Кисловодск” не заезжает в Грозный. Нас высадили прямо на трассе. Молодой, франтовато одетый полицейский поднял полосатый жезл и помог перейти Бакинку. Скоро мы сели в маршрутку и разглядывали новый для нас город, подсвеченные высотки, ухоженную набережную пруда. Мы вышли на рынке Баракат. Уже стемнело, но до площади Минутка просили бешеные четыреста рублей, а маршрутки были перегружены, вечер. Хадиджа, молодая дама, одетая как положено перешла от слов к делу. Вызвала на такси, всучила конфеты. Хотела и денег дать, но это слишком. Спасибо ей, помогла преодолеть растерянность. Впрочем до Минутки мы ехали долго и сложно. Не помогает навигатор, если водитель не знает города! Добрались совместными усилиями. Поели-попили платной еды в хостеле и легли спать.

Утро. Туманное. По сути мы рядом с главной улицей, но перегороженной из-за стройки. Высотки по двум сторонам проспекта соединяли на наших глазах огромной стрельчатой аркой. Пошли искать еду и набрели на кафе. На стеклянной двери предупреждение, что без справки о прививке не пустят. Мы взялись за ручку и вошли. Внутри на огромном экране показывали летопись деяний Рамзана Кадырова. Вот он в школе, вот он уже в больнице, а вот открывает в мечеть. Подобные новости мы видели в отеле. Затем меланхоличные мальчики включили классическую музыку. Устав от этой правильности, потом включили попсу.  В это время мы уже ели хинкал, называется “жижит-галгаш”, но это тоже самое: крепкий бульон, галушки из теста и вареная баранина. Девочки в кафе, не менее меланхоличные, долго игнорировали, пока в дело не вмешалась бойкая тетка. Вместе с пирогами и чаем, мы наелись на весь день, нехотя вышли. День был пасмурный и, стало быть, свежий.

Пятиэтажки этой части проспекта облицованы дагестанским камнем с классической резьбой. Рано или поздно мы дошли до храма Архангела Михаила за высокой стеной. Осмотр на входе, подтянутая вооруженная охрана. Последний теракт был всего три года назад. Уютный двор с прудом и навесами для приходских трапез. Служит иеромонах. Храм мне понравился и росписью, и иконостасом и общим строем, а мне трудно угодить. Вечная память убиенным священникам и прихожанам святого места. Это уже не исторический, а заново восстановленный храм.

Дальше “Сад цветов”, фонтанчик и высотки... как высотки, без цветных огней, которые зажигаются вечером. Река Сунжа бурно течет, недавно прошли дожди. На другой стороне проспекта яма на месте не построенной четырехсотметровой башни и нелепый молл в дубайском стиле. Нас интересовала мечеть “Сердце Чечни”. Это ностальгическая постройка, небольшая по размеру, с садом и фонтаном. Строили ее турки и в больших и малых деталях воссоздав образ синановских мечетей Стамбула. Это новое средневековье (или ренессанс?). По мне лучше не придумаешь. Не умеешь строить, - воспроизведи исторический стиль. Так прославишь Бога и людям добро сделаешь.

На большой площади мы зашли к мемориалу павших в контртеррористических сражениях. Вокруг него расставлены старые чеченские каменные надгробия.  На многих из них арабская надпись по кругу напоминает крест. Дальше дорога раздваивается. Можно пройти по гламурной улице Махмуда Эсамбаева, поесть сладостей в кафе.  Национальный музей под большим куполом закрыт. Национальная библиотека хороша, но не нужна. Мне, видишь ли, понадобился магазин исламских товаров. Странно, но даже приятно, что при главной мечети нет сувенирных лавочек:

-- Да вот, пойдете прямо. Перейдете Путина, а потом через два перекрестка налево.

-- Спасибо большое! Будем переходить Путина осторожно!

Я нашел эти магазинчики. Я искал значок с именем “Аллах”. Снова был неправ. Как увидел в Дагестане, надо было сразу купить. Жена застряла в маникюрном салоне и там изрядно напряглись, когда я зашел подождать, а внутрь глухо отгороженного зала категорически не пустили.

Продолжение следует.

Мои странствия, Кавказ, дорожный дневник

Previous post Next post
Up