«В лето 6779 преставис(я) княгини Марья Василькова декабря в 9 в Зачатье в день обедню поють. Ту сущу сыну ея Борису с княгиною и з детьми и положиша и у Святаго Спаса в своем монастыри». Лаврентьевская летопись по Академическому списку // ПСРЛ Т.2. Вып.2 Ленинград, 1927. С. 525.
http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Laurence/gif_mm.php?file=525-526.gif Сегодня в церковном календаре праздник Зачатия Пресвятой Богородицы праведными Иоакимом и Анной. В Яковлевском монастыре - престольный праздник, и сегодня служили в соборном Зачатьевском храме. Служба здесь совершается редко, может быть впервые за лет двадцать. Было на этих буднях человек двадцать прихожан и служило пятеро насельников обители. В соборе сухо и тепло, стоят строительные леса. Поиск денег на реставрацию фресковых росписей этого храма стало заботой наместника обители. У меня жена удивлялась, почему он всё время говорит о демографии? Какая здесь связь с монашеством? Оказывается фреска, где изображены Иоаким и Анна в Зачатьевском соборе, пользуется спросом у бесплодных пар. Вполне убедительные истории об этом можно услышать в привратной будке, у экскурсоводов.
Меня вопрос демографии не беспокоит вовсе, поэтому я другом. Согласно житию святителя Иакова это древнейший храм обители, и действительно впервые в 1408 году он был назван "Зачатьевским" (Тверская летопись). Настораживает меня всегда другое, это также и день блаженной кончины княгини Марьи Ростовской, вдовы благоверного Князя Василька. Это совпадение, или нет!?
Все ростовские святые, почему-то мужчины. У княгини Марьи прославлены в лике святых муж, отец и сестра. Думаю, что это дело Божье, кого прославлять во святых, торопиться здесь неуместно. В память княгини, оставившей своё имя на странице летописей и исторических исследований, помещаю реферат Марии Кожевниковой, студентки из Ростова.
Читайте здесь:
http://naperovskom.narod.ru/spring2007/mariarostov.html .