ГЛЕБ БЕЛОЗЕРСКИЙ

Apr 03, 2023 21:57


Продолжим княжескую тему. Однажды, я рассказывал о старшем сыне Василька Ростовского. У братьев схожая и разная судьба. Старший сидел на отчем престоле, и потому почти забыт, а вот младшему достался стол в далеком Белоозере и своя историческая судьба, посмертная.



Васильевская-Борисоглебская часовня с кирпичной ракой внутри находилась на попечении купечества г. Белозерска. Ежегодно дважды (2-го мая и 24-го июля ) в ней служили панихиды о благоверном князе Глебе Васильковиче. Часовня просуществовала на старом Белозерском городище до второй половины 1950-х гг. Фото С. М. Прокудин-Горский

Что мы можем сказать о человеке, когда ничего не записано, ничего такого особенно не сказано. Мы будем искать какие-то общие черты, тонущие в тумане истории. Самое главное, что рассказывать о человеке мы будем со своих позиций, только то, что для нас важно. Летописец запишет свое. Рассказывая о княжне, не упомянет ее имени. Зачем оно женщине? Принесла приданое, родила…

Белозерск, хоть и далеко, но не последний город на ключевых речных дорогах. Вернее, это один из первых русских городов, упомянутый в связи с варягами. Затем попал в цикл сказаний о Куликовской битве. Потомки князя Глеба Васильковича все сложили головы на бранном поле. Когда же началась слава Северной Фиваиды и стали записываться ее патерики, то словно корабль, оттуда, где сливаются небо и Белое озеро, из далекого горизонта вдруг вышла фигура князя Глеба.



В этих сказаниях он роет каналы для торговых лодок, основывает монастыри, Спас-Каменный, Усть-Шехонский, Череповецкий. Бесполезно понимать, правда все это или нет. Полезно обратить внимание на другое. Раз есть письменность, ширятся обители, строятся храмы, то они уже не могут без коротких слов о князе. Они, как красная строка в начале текста, уже обязательны. В каждом сказании отражает не столько личность, сколько ее ореол. Сам ореол тоже создается, но культурой, эпохой, отражающей скорее себя, чем героя.

Пройдет время, появятся настоящие каналы и настоящие, осознающие себя, личности. Им будет уже мало скупых строк, недостаточно отсылок на одно и тоже, почти сказочное упоминание. Они поступят как настоящие городские люди. На месте брошенного города они найдут легендарное место, построят часовню, а в ней устроят кенотаф. В часовне Василия Кесарийского устроят гроб князя Глеба Васильковича, место для панихид.

Это не просто так. Дважды в год на праздники Бориса и Глеба назначено для сбора, для поминовения. Священникам оставляют деньги, чтобы поминали святого покровителя города и в остальные дни. Русские летописи уже изданы, там можно было прочитать, что князь Глеб похоронен в Ростове, но читать летописи, это барская прихоть. Купцы, лоцманы, рыболовы искренне верят в предание, что князь Глеб здесь, что он слышит их молитвы, бережет их город, их промыслы, их семьи.

Снова прошло время и по-прежнему слепящим светом отражается в Белом озере глубокое небо. Многое людское исчезло, изменился стиль. Теперь, это оплачиваемые сталелитейным заводом научные сборники. Снова речь идет о князе Глебе, но идет как положено, с цитатами древних памятников, с научным аппаратом. Значит, несмотря не на что, здесь не забыли ростовского уроженца.

“Надо полагать, что это предание связано с другим князем Глебом, видимо, Глебом Карголомским-Каргопольским, который, по Сказанию о Мамаевом побоище, был участником Куликовской битвы. Действительно, в устной традиции смена персонажей, особенно одноименных, явление вполне обычное и закономерное.

По прошествии нескольких столетий белозерцы вполне могли забыть о том, прах «какого именно Глеба» покоится в гробнице при часовне. В свою очередь, появившаяся в XVI веке письменная традиция не могла не выдвинуть на передний план в качестве приоритетного другого персонажа, несравненно более значимого для истории Белозерья, нежели мелкий удельный князь Глеб Карголомский-Каргопольский (Белозерье. Краеведческий альманах. Выпуск 3(10))".

Как бы то ни было, покоятся ли на Белоозере или нет подлинные останки князя Глеба, важно, что разрушенную часовню будут восстанавливать в меру сил. Память князя Глеба как покровителя региона по-прежнему волнует волонтеров Крохинского-на-Шексне храма, эта легенда придает им силы. Мы пожелаем им удачи, перечислим немного денег на святое дело.

ростовское..., Ростовская агиография, Вечная память, Успенский собор, экскурсия, летописи, князь Василько, Ростовская мифология, Мои странствия, Ростов Великий

Previous post Next post
Up