В день памяти князя Василька Ростовского поговорим на актуальные темы, о культурном наследии, о его актуальности. Оговоримся, что речь идет не о соблюдении законов рынка, не о потакании людской блажи. Вовлечение культурного наследия в оборот возможно следуя научной методике, строгой как аскетическое делание. Основанная на знании ценность культурного наследия растет, а без науки, даром не нужна. Сегодня поговорим об одиноко стоящем на хозяйственном дворе Яковлевского монастыря храму Спаса-на-Песках.
Это белое здание под пятью серыми главками. Постройка являет характерные черты ростовского стиля, узор из треугольников и арочек на шеях под главами. На стенах горизонтальные тяги-линии, с каждой такой здание становится чуточку уже. Окна похожи на окна Успенского собора, и аркатурно-колончатый пояс под карнизом. Это ростовский стиль
Здание выстроили в 80-х годах XVII века, храм посвящен Преображению Господню. До 1764 года храм был собором Спасо-Песоцкого монастыря. Со второго этажа шел переход к шатровой колокольне и теплой Георгиевской церкви. Рассказывают, что монахи упросили не ломать Спасский храм, уж больно он красив. Следы сломанного перехода видны до сих пор. В конце XIX века на первом этаже устроили храм Преподобного Сергия Радонежского. На полу сохранилось белокаменное резное надгробие епископа Амфилохия (Сергиев-Казанского). Это был ученый муж, его книги читал еще учась в семинарии.
Князь Василько погиб в плену после битвы на Сити. Вдова осталась с двумя малолетними сыновьями. Чуть позже героически погиб в Орде ее отец, князь-мученик Михаил Черниговский. После того как дети подросли и приняли власть, она постриглась здесь и была погребена. При погребении младшего сына был инцидент. Сначала тело князя Глеба положили в Успенском соборе, но однажды ночью перенесли сюда. Тогда кстати, летописцы назвали монастырь “Княгининым”.
Следов летописных героев сейчас в храме нет. А. А. Титов в примечаниях к книге “Летопись архиереев Ростовских” рассказывает, что у храма раскопали тело женщины в колоде, в сафьяновых сапожках, но от того, едва ли не вымышленного, случая не осталось документов. Так понемногу сложился научно-популярный миф о Марии, как женщине-летописце. Вероятно, канва летописного рассказа шаг за шагом обросла подробностями.
Храм с двух сторон окружает паперть-галерея с зелеными изразцами, там и птицы-сирины и чего только нет. В интерьер ведет перспективный портал. Внутри храм поражает тем, что больше похож на храм монгольской эпохи. Внутри четыре столпа, такого нет в бесстолпных храмах ростовского стиля. Пятиглавая церковь освещается одним куполом.
Росписей на стенах нет, вернее есть, но такие потертые, словно им не одна сотня лет, да и мотивы и узоры средневековые. Это росписи по заказу епископа Амфилохия, в них отражены лицевые апокалипсисы и орнаменты древних рукописей. Снова не похоже на ростовские росписи. Совсем нет иконостаса. Это роднит со зданиями XII века, например новгородскими, или Преображенским собором Переславля-Залесского.
Есть, ярко расписанная ионинскими мастерами, алтарная преграда XVII века, но она такая, как будто из эпохи русских княжеств. Удивительная иллюзия! Пространство растворяется и ведет в забытую эпоху, от которой ничего не осталось, кроме летописей да археологических находок. Именно так выглядели каменные церкви времен князя Василька и княгини Марии.
Какая-то машина времени этот храм Спас-на-Песках, с виду такой простой! Иногда я спрашивал туристов, - На что это похоже? Я надеялся, они запомнят черты ростовского стиля, но был озадачен, так как всем он напомнил белокаменное зодчество XII века. Велика сила искусства!
Здесь поневоле рассказываешь о трагических судьбах героев летописи. Из окна открывается чудный вид на монастырские гряды, на озеро и Поречье…
Жизнь сыновей князя Василька сложилась как обычно, то есть не так как хотелось отцу. Старший сын Борис умер в Орде, а младший, Глеб, так и вовсе, был женат на монголке. По другому быть не могло. Ростов был настолько великий, что не имел крепостных стен. Прятаться было не от кого, да и незачем. Воистину город защищали молитвы святых. Покровителем молодых князей был Александр Невский, твердо связавший с Ордой свое политическое будущее. Будто ничего не изменилось!
В заключении рассказа хочу поделиться мыслью внимательного читателя летописей, но оттого не менее озорного выдумщика, Владимира Павловича Салова. Память князя Василька и княгини Марьи стоит объединить. По отдельности они людям не интересны. Давайте вместе об этом подумаем, раз уж сохранились их биографии, дни памяти и локации с ними связанные.
Заглянуть в храм Спаса-на-Песках можно виртуально. Подпишитесь на канал “
Сергий иеромонах Швыдков”. Вы услышите музыку из храма. Само собой, это древнерусская музыка, знаменный и демественный распев, только такая и должна здесь звучать! Полагаю, что очно посетить княжеский храм можно на экскурсии, которые проводит научный секретарь Яковлевского монастыря,
Мария Леонидовна Рубцова.