КНЯЖЕСКИЙ ХРАМ

Mar 17, 2023 22:55


В день памяти князя Василька Ростовского поговорим на актуальные темы, о культурном наследии, о его актуальности. Оговоримся, что речь идет не о соблюдении законов рынка, не о потакании людской блажи. Вовлечение культурного наследия в оборот возможно следуя научной методике, строгой как аскетическое делание. Основанная на знании ценность культурного наследия растет, а без науки, даром не нужна. Сегодня поговорим об одиноко стоящем на хозяйственном дворе Яковлевского монастыря храму Спаса-на-Песках.



Это белое здание под пятью серыми главками. Постройка являет характерные черты ростовского стиля, узор из треугольников и арочек на шеях под главами. На стенах горизонтальные тяги-линии, с каждой такой здание становится чуточку уже. Окна похожи на окна Успенского собора, и аркатурно-колончатый пояс под карнизом. Это ростовский стиль

Здание выстроили в 80-х годах XVII века, храм посвящен Преображению Господню. До 1764 года храм был собором Спасо-Песоцкого монастыря. Со второго этажа шел переход к шатровой колокольне и теплой Георгиевской церкви. Рассказывают, что монахи упросили не ломать Спасский храм, уж больно он красив. Следы сломанного перехода видны до сих пор. В конце XIX  века на первом этаже устроили храм Преподобного Сергия Радонежского. На полу сохранилось белокаменное резное надгробие епископа Амфилохия (Сергиев-Казанского). Это был ученый муж, его книги  читал еще учась в семинарии.



Князь Василько погиб в плену после битвы на Сити. Вдова осталась с двумя малолетними сыновьями. Чуть позже героически погиб в Орде ее отец, князь-мученик Михаил Черниговский. После того как дети подросли и приняли власть, она постриглась здесь и была погребена. При погребении младшего сына был инцидент. Сначала тело князя Глеба положили в Успенском соборе, но однажды ночью перенесли сюда. Тогда кстати, летописцы назвали монастырь “Княгининым”.

Следов летописных героев сейчас в храме нет. А. А. Титов в примечаниях к книге “Летопись архиереев Ростовских” рассказывает, что у храма раскопали  тело женщины в колоде, в сафьяновых сапожках, но от того, едва ли не вымышленного, случая не осталось документов. Так понемногу сложился научно-популярный миф о Марии, как женщине-летописце. Вероятно, канва летописного рассказа шаг за шагом обросла подробностями.

Храм с двух сторон окружает паперть-галерея с зелеными изразцами, там и птицы-сирины и чего только нет. В интерьер ведет перспективный портал. Внутри храм поражает тем, что больше похож на храм монгольской эпохи. Внутри четыре столпа, такого нет в бесстолпных храмах ростовского стиля. Пятиглавая церковь освещается одним куполом.

Росписей на стенах нет, вернее есть, но такие потертые, словно им не одна сотня лет, да и мотивы и узоры средневековые. Это росписи по заказу епископа Амфилохия, в них отражены лицевые апокалипсисы и орнаменты древних рукописей. Снова не похоже на ростовские росписи. Совсем нет иконостаса. Это роднит со зданиями XII века, например новгородскими, или Преображенским собором Переславля-Залесского.

Есть, ярко расписанная ионинскими мастерами, алтарная преграда XVII века, но она такая, как будто из эпохи русских княжеств. Удивительная иллюзия! Пространство растворяется и ведет в забытую эпоху, от которой ничего не осталось, кроме летописей да археологических находок. Именно так выглядели каменные церкви времен князя Василька и княгини Марии.

Какая-то машина времени этот храм Спас-на-Песках, с виду такой простой! Иногда я спрашивал туристов, - На что это похоже? Я надеялся, они запомнят черты ростовского стиля, но был озадачен, так как всем он напомнил белокаменное зодчество XII века. Велика сила искусства!

Здесь поневоле рассказываешь о трагических судьбах героев летописи. Из окна открывается чудный вид на монастырские гряды, на озеро и Поречье…

Жизнь сыновей князя Василька сложилась как обычно, то есть не так как хотелось отцу. Старший сын Борис умер в Орде, а младший, Глеб, так и вовсе, был женат на монголке. По другому быть не могло. Ростов был настолько великий, что не имел крепостных стен. Прятаться было не от кого, да и незачем. Воистину город защищали молитвы святых. Покровителем молодых князей был Александр Невский, твердо связавший с Ордой свое политическое будущее. Будто ничего не изменилось!

В заключении рассказа хочу поделиться мыслью внимательного читателя летописей, но оттого не менее озорного выдумщика, Владимира Павловича Салова. Память князя Василька и княгини Марьи стоит объединить. По отдельности они людям не интересны. Давайте вместе об этом подумаем, раз уж сохранились их биографии, дни памяти и локации с ними связанные.

Заглянуть в храм Спаса-на-Песках можно виртуально. Подпишитесь на канал “Сергий иеромонах Швыдков”. Вы услышите музыку из храма. Само собой, это древнерусская музыка, знаменный и демественный распев, только такая и должна здесь звучать! Полагаю, что очно посетить княжеский храм можно на экскурсии, которые проводит научный секретарь Яковлевского монастыря, Мария Леонидовна Рубцова.

ростовское..., ростовское краеведение, праздники, Яковлевский монастырь, князь Василько, Хочу сказать, Ростовская мифология, паломничество, Ростовский летописец

Previous post Next post
Up