Праздник Сретения. Читаю на вечерни: “И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь (Исх 13, 3)”. Неважно, где и когда написаны эти строки, в Вавилоне или в Палестине. Важно то, что Бог говорит здесь о педагогике: “И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год (Исх 13, 8, 10)”.
Автор картины - Андрей Шишкин
Что это значит? Это значит, что из года в год нам следует возвращаться памятью к одному и тому же событию. Чтобы оно стояло у нас перед глазами, чтобы каждый раз нам открывался новый смысл или хотя бы не пропадал старый. Кстати, какой смысл у новогоднего праздника?
С удивлением для себя узнал, что праздник Сретенья по-английски звучит как “Candlemas”, что значит примерно “служба свечей”. Нечего греха таить, шествие со свечами, это красиво. Посему римская Церковь освоила древние сатурналии в новом смысле. То есть языческий обряд теперь служит Новому Богу. “Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины (Рим 11, 17)”. Нам без обряда нельзя, повод для праздника мы всегда найдем, но важна педагогика, очень важно то, чему учит праздник. Обряд от людей, а смысл от Бога.
Так из года в год совершается божественный праздник, его смысл раскрывается в службе, проповеди и в иконах. Раскрывается человеческими средствами, у которых долгая или короткая культурная история. Эти средства: музыка, риторика, живопись, берутся из арсенала языческих творцов, перерабатываются или просто переосмысливаются. Зачастую музыка, ораторство, иконопись “убегают” из Церкви, снова становятся светскими. Нет большой разницы между церковью и театром, разница только в значении происходящего, то и другое является воспоминанием, переживанием, а лучше всего п р о ж и в а н и е м события для нас крайне важного, поучительного. Это педагогика.
Слышу часто, что религия, это способ управления массами. Возможно, а точнее, верно. Души должны формироваться, чтобы плодоносить, а не оставаться дикими. Приняв этот вывод, следует продолжить, что религия, это способ развития личности, ведь это к ней обращены все силы искусства. Искусство вспахивает, пропалывает и поливает первобытные гряды личности, особенно в расчете не на дешевый заработок, а на плодоношение. Не зря в древних языках слова “искусство” и “добродетель” близки по звучанию.
Так, давно пора реабилитировать в церковном обиходе слово “гуманизм”, как синоним почти забытого слова “гуманность”. Именно такие ноты я ощущаю в празднике Сретения. Младенец, это забота и пеленки, но это сильнейшее чувство нежности к маленькому теплому существу, в котором открывается Бог. Действительно, искусство само по себе не значит ничего (хотя это не так), “не останется камня на камне; все будет разрушено (Лк 21, 6)”, тем не менее, праздник сыграл свою роль, если раскрыл и освятил для нас тему гуманизма. “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25, 40).