Путевые записки привидения

Aug 30, 2012 00:04


Этим летом у меня желанно но неожиданно случился отдых. Не просто свободное время, а именно отдых. Желанно потому что два года безвылазно в Иркутске это казнь египетская, а неожиданно потому что случилось оно в Усть-Илимске. Поехав туда с немудрящим планом отвести детей бабушке-дедушке, повидать родителей и родственников, и через несколько дней назад, я застрял там куда дольше. Потому что обнаружил что там мне хорошо. Я бродил по городу как приведение, по местам с приятными воспоминаниями, не стараясь кого-либо встретить специально и наслаждался душевным равновесием.



Остров

Туда не попасть проездом, там заканчивается дорога. «Далеко» одно из частых слов в описаниях города. Далеко от Иркутска, Москвы, от мира вообще. Усть-Илимск это остров. Зеленое море тайги перекатываясь волнами сопок и кряжей омывает город. Это море дает работу и пищу, в нем тонут, на нем отдыхают. Оно вклинивается в город образуя заводи, протоки и озера. За ним можно представить чудесные страны, или то что больше ничего в мире нет.

Этот остров странная смесь Исландии и Кубы. С Исландией его роднит холодный климат, с Кубой удивительная беззаботная «курортность». Когда тепло то пляж, вечерние прогулки, кампании во дворах, и все словно говорит тебе - расслабься. Когда холодно сразу понятно - край суровых лесорубов и жизнь здесь борьба.

Изолированность людей тяготит. Когда открылся  большой аэропорт, это был праздник, когда он закрылся, это был удар. Люди в большинстве мечтают отсюда уехать, но с другой стороны островитянская жизнь заставляет жить тем что есть и уживаться друг с другом. Усть-Илимску всего 40 лет, но это именно Город с Горожанами, а не большая деревня со слабожанами.

Храм

Сразу на въезде в правобережную часть города стоит храм Всех Святых в земле Российской просиявших. Есть еще маленький, первый городской храм Святого Сафрония, но он на окраине. И собираются строить еще один, на левом берегу. Но пока, когда говорят «храм» то имеют ввиду большой, «главный». Едва он был построен как стал одним из символов города комсомольской стройки. Он свой для всех, и верующих и неверующих. В нем удивительная атмосфера семейности, уюта. Конечно приходские работники и тут могут вас душевно ранить грубостью нравов, но все равно общего впечатления это не портит - храм как-то больше людей.

В день св.Петра и Павла была архиерейская служба, и епископ Братский и Усть-Илимский(звучит как музыка) Максимилиан вручил настоятелю отцу Александру в награду за труды митру. Аксиос! Потом под колокольный звон во дворе все праздновали, пия компот и уминая плюшки. В храме сем началось мое воцерковление.

Альма матер

Филиал Иркутского педа. Двенадцать лет назад я получил в нем свой первый диплом. Он строился как международный пионерлагерь но грянула демократия и разруха. Готовые корпуса отдали под «Усть-Илимскую высшую педагогическую школу-комплекс»(ВПШК). Потом она стала филиалом, но студенты и горожане еще долго звали ее ВПШК. Чудесный кампус за городом, на берегу залива доживает последнее свое время. его закрывают, по причине того что минобраз у нас агент антанты Фурсенко.

Что чувствует человек вспоминая пять лучших лет юности? Не в сказке, ни пером. Сколько было! А сколько еще могло быть! На стене размашистая надпись ИСТФАК 2011. - его уже как такового нет, но дух стало быть живет! И я! И я тоже!

Гопота, неформалы, филистеры

Это не о молодых людях, то есть не только о них. Гопота в Устилимске особая, нажористая. Можно сказать в естественных условиях обитания. В Иркутске она тоже ничего, но иркутский гоп чувствует что есть места и круги куда он не вхож. Нашему принадлежит весь город. В городе не так много интеллигенции и неприлично богатых, чтобы гопник ощущал свою социальную неполноценность. Поэтому тут можно быть гопником и в 50, пить пиво, где попало и одеваться как ниггер вне зависимости от доходов. Однако он не столь криминализован как братский гопер, что ходит на бровях и разговаривает на пальцах. Нет, он скорее бродячий пес чем хищник.

Неформалы это, естественно, антитеза гопникам. Но чем «островной» неформал отличается от «материковых» так это показной «нездешностью». Внешний вид и поведение неформала это отъезд «туда и отсюда» в духе. Неважно панк ты или эмо, главное ты как бы здесь случайно и проездом.  Но увлекшись такой рефлексией наш нефор приобретает неуловимое очарование аборигена.  С чем, понятное дело, борется.

То что между этими двумя ролевыми моделями составляет основную часть горожан. Простые горожане, мещане, реднеки. Сейчас в городе в большинстве 30 - 40летние. И для них этот город весьма и весьма. Если у тебя есть работа то  больше проблем у тебя практически нет - чистый воздух, относительно новые дома, хорошие детсады и школы, тишина, дети на улице без присмотра,  рыбалка и охота в двух шагах и всякое такое прочее. Словом жизнь как она должна быть. Малый город вообще предоставляет больше личного пространства чем большой. В большом городе ты попадаешь на общую, чужую территорию сразу на выходе из подъезда. Ты стараешься преодолеть его быстро, отсюда вся эта типа деловая суета. В малом городе пространство ощущаемое как твое гораздо шире, поэтому там торопиться не надо.

Глядя на все это уже через опыт иркутской жизни я подумал что город в 100 тысяч(плюс-минус 30) жителей идеальный размер. С одной стороны их достаточно для создания разнообразия, с другой горожане не превращаются в охлос, как в большом городе. К тому же, малый город не создает искушения карьерного роста. Это конечно напрягает и выталкивает пассионариев, но позволяет оставшимся жить без фрустраций и деприваций.

P.S.

Еще живя в Усть-Илимске как-то раз поехал по казенной надобности автобусом в Иркутск. На выезде из города сосед вдруг сказал мне что он приезжал к родителям а сам уже три года живет в Иркутске. Зачем мне это знать? - подумал я. Теперь вот понял. Просто он хотел сказать, что его что-то еще связывает с Островом.

Усть-Илимск, Впечатления

Previous post Next post
Up