Leave a comment

nap1000 September 12 2014, 13:09:00 UTC
Да, с болотом накладочка вышла, признаю) Надо будет исправить. Насчёт имени Никлота - никто не знает, что это такое и откуда пришло. Но скорее всего что-то как из местной традиции. У ободритов ранее известны король Након и во время Никлота жрец Мике. В Саге о Кнютлингах Никлот назван Мйюкледом. В 13 веке польский хронист Кадлубек писал, что название столицы ободритов Мекленбурга происходит от имени какого-то легендарного правителя ободритов Микеля. Как считается, часть сведений была получена им от польских клириков, посетивших Зверинское епископство, но конкретно историю про Микеля он мог и придумать сам, так как вообще был мастер переводить немецкие и латинские слова и придумывать истории их возникновения.
А так, могу только согласиться - Никлот был действительно крут)Не смотря на то, что гипотетически он был крещён в Добине после осады, Гельмольд пишет, что все подчинённые ему славяне остались язычниками. Своего сына Прислава он, так и вообще выслал из страны за его приверженность христианству. В 1155-56 гг (т.е. через 7-8 лет после "принятия христианства") христианство принял Прибислав Вагрийский и Генрих Лев пригласил их с Никлотом на сейм, чтобы воздействовать и на последнего в плане христианизации подконтрольных земель, на Никлот ему очень достойно и весело ответил:

"сейм был назначен в Эртенебурге, и, будучи призваны, туда пришли также к указанному времени и славянские князья. Тогда, побуждаемый епископом, герцог обратился к славянам с речью о христианской вере. На что Никлот, князь ободритов, сказал: «Бог, который на небесах, пусть будет твой бог, а ты будь нашим богом, и нам этого достаточно. Ты его почитай, а мы тебя будем почитать». Герцог прервал его бранным словом."

То есть, он вообще похоже не придавал особого значения этому большому походу на него в 1147 году и последствиям. В конце 1150-х Генрих Лев заключил союз с новым датским королём Вальдемаром союз и попытался запретить Никлоту, которого после крестового похода он считал своим вассалом, разорять Данию, чем они с Прибиславом занимались на протяжении нескольких последних лет. Тот, разумеется, и не подумал и после похода Никлота на данов в 1159 году и жалобы Вальдемара, Генрих Лев и Вальдемар предприняли второй поход на Никлота, в ходе которого он и был убит. Он на самом деле был довольно яркой и сильной личностью, хоть кино снимай)

Относительно того, насколько "славянами" ощущали себя уже более поздние представители ободритской династии, то они не так уж и быстро онемечились на самом деле. Просто все документы писались на латыне, а имена записывались на христианский манет на латыне, потому и проследить "онемечивание" сложно. В 15 веке генеалогии родового ободритского Доберанского монастыря упоминают, что они ещё говорили на славянском. Там указывается, что герцога Иоанна его приближённые называли Knese Janeke. Хотя, где-то в это время они должны были постепенно превратиться в немцев, с немецким самосознанием, но знавших и гордившихся своими славянскими корнями (на самом деле было чем - корону на голову первых известных ободритских королей возлагал сам Карл Великий, причём не как на побеждённых вассалов, а как на ближайших союзников, хоть и подчинённых, по почти равноправных в отношениях. Амбиции у них были соответствующие. К примеру, Славомир в 817 году, в ответ на "вмешивание" импратора Людвига в ободритские дела, ни много не мало первым объявил франкам войну и напал на их город)

"Нужно еще и с точки зрения менталитета рассматривать исторические события, возникшие по воле живых, эмоциональных людей. "

-Согласен, от конкретных личностей в истории действительно зависит совсем не мало.

Reply

samolog September 12 2014, 14:20:47 UTC
То есть, свой проигрыш он по вашему мнению проигрышем и не считал?

В 15-ом веке, думаю, еще помнили, но речь шла о более позднем периоде, как я понимаю.

Reply

nap1000 September 12 2014, 19:13:20 UTC
Думаю, он действительно не считал себя вассалом Генриха и вполне открыто вёл себя соответствующе. Иначе не случилось бы второго похода 1160 г. и он сидел бы тихо, как потом Прибислав. На самом деле приняв вассалитет и христианство на деле, он тогда сохранил бы все свои земли и скорее всего смог бы даже наоборот укрепить и расширить свои позиции, политически и территориально. Так поступили его сыновья и оба сделали хорошие партии - Прислав женился на сестре датского короля Вальдемара Великого и получил в лен несколько датских островов. В последствии этими датскими островали правили его потомки, из которых известен его сын Кнуд, правитель островов Лолланда и Альса и подозревается ещё один сын - Вальдемар. Прибислав женил своего сына Буривоя, которому после крещения было дано имя Генриха в честь Генриха Льва, на дочери Генриха Льва. Сам он, как известно, погиб на рыцарском турнире в Люнебурге, то есть вполне признавался к конце жизни как равный и легитимный правитель, а не временный союзник или враг. Никлот тоже мог пойти таким путём, как его сыновья, но не стал. К примеру, если его сыновья Прислав и Прибислав участвовали в походах на Рюген 1160-х, один с датской стороны, другой - с саксонской (Прибислав выступил против Рюгена в 1168 по поручению Генриха Льва), то Никлот, как мы видим, наоборот предпочитал поддерживать с рюгенцами хорошие отношения и вместе с ними воевать и с данами и с саксами. Наверняка он осознавал, что силы не равны, но это было его решением и такая храбрость и отчаянность и помогли ему остаться в истории.

"В 15-ом веке, думаю, еще помнили, но речь шла о более позднем периоде, как я понимаю"

-Помнили они, на самом деле всегда. В родовой усыпальнице в Доберанском монастыре хоронили ободритских князей, начиная с Прибислава, то есть - почитали за честь быть похоронными со славянским предком. Этот случай 15 века уникален тем, что "вспыл" неожиданно - не сделай писавший генеалогию придворный такого короткого замечания, скорее всего сейчас бы считалось, что славянский забыли уже внуки, а то и его сын. Известную статую Никлота на фассаде Шверинского дворца поставили в середине 19 века. A новый дворец на берегу Зверинского озера, чуть южнее Бад Кляйнена, о котором была речь в прошлом посте, в 1898 году мекленбургский князь Альберт назвал по славянски Вилиградом. Это, конечно, реконструкция и даже не очень точная, так как на перевод названия Мекленбург на полабский был бы Велигард и говорит о том, что сам герцог со славянской речью был знаком от учителей, а не предков. Конечно, в это время это были уже настоящие немцы, но хорошо помнившие и гордившиеся своим славянским происхождением.

Reply


Leave a comment

Up