Нижнее течение Эльбы. Дёмитц и окрестности.

Aug 29, 2014 23:37



Дёмитц - крошечный городок на крайнем юго-западе федеративной земли Мекленбург-Передняя Померания. Он не может похвастаться ни богатой историей, ни какими-то особыми достопримечательностями. Население города по официальной статистике составляет около 3 000 человек, однако, данные эти кажутся уже сильно устаревшими.



Дёмитц расположен сразу на двух, следующих на этом участке параллельно, реках - Лёкнице и Эльбе. Через обе имеются мосты и вид с моста через Лёкниц, пожалуй, можно назвать лучшим в городе. Оставшись в далеке от основных транспортных маршрутов и крупных городов, не имея промышленности и, как следствие - рабочих мест, город пережил отток молодого поколения. Но именно это обстоятельство придаёт городу его даже некоторое обояние - кажется, время здесь остановилось ещё пару сотен лет назад.



Город кажется, если не мёртвым, то точно погрузившимся в глубокий сон. Тишина и практически полное отсутствие прохожих. 3/4 встретившихся мне здесь людей были туристами, заехавшими посмотреть на Эльбу и старую крепость 16 века, построенную мекленбургским князем Иоаном Альбертом.



Построенные в виде "звезды" стены крепости когда-то были укружены рвом, сейчас воды в нём нет, а яма сильно заросла бурьяном, но ведущий к воротам мост был не так давно восстановлен.





Каменная плита над воротами сообщает, что строителем крепости был Ioannes Albertus, dux Megapol - такое ощущение, что окончание в известном латинском названии Мекленбурга пропущено. Глядя на это имя, совершенно не возможно догадаться о том, что его владелец происходил из ободритского знатного рода. Впрочем, учёная латынь, скорее всего оставалась лишь на бумаге, а сам себя он мог величать куда проще, например, таким "типично северонемецким" титулом как Янык, князь Велигардски ( схожий титул носил другой мекленбургский dux Ioannes, которого его приближённые называли по домашнему просто Knese Janeke в середине 15 века )



Внутри крепости можно увидеть пушки и прочую амуницию, а также небольшой и откровенно неинтересный музейчик.



В целом крепость находится в полузаброшенном состоянии. Некоторые места, как то, что на фото, вполне презентабельны; на других отрезках куда более обветшавшие. Лавочки по середине небольшой площадки распологают для отдыха и представляют не плохой вид на Эльбу. Посетители, как ни странно, были. В основном - туристы, путешествующие осуществляющие велосипедные туры по низовьям Эльбы (здесь начинается большой национальный парк, потому имеется и соответствующая инфраструктура).



Привлекают внимание целые стаи журавлей, кружащих над крепостью.





Эльба в этом месте судоходна, хоть и не очень широка. Небольшие катерки возят туристов от Дёмитца до Хитцакера, а в сезон и до Гамбурга. На противоположном берегу начинается область Дравен - северная славянская провинция средневековой Саксонии.



Моей целью, впрочем, был не сам город, а расположенный по близости природный парк, потому, выйдя из цетра, я направился в один из его окраинных районов - деревню Кляйн Шмёлен, отделённую от города рекой Лёкниц.



Лёкниц уже представляет из себя скорее большой ручей и кажется мельче даже рва у крепости.



С моста Кляйн Шмёлен встречает старинным полуразвалившимся крестьянским двором начала прошлого, если ещё не позапрошлого века, за которым хвойной аллеей и начинается природный парк.



Это место известно как самая большая внутренняя дюна Европы - огромные скопления песка делают её похожей на маленькую пустыню, чем  эта местность сильно выделяется среди окружающих лесов и полей.



Деревья на этой неплодородной почве выживают в основном хвойные. Растут достаточно редко, так что "леса" даже в силу охраняемости этого места как уникального природного памятника, здесь не получается - скорее это похоже на "околки" степной зоны.



Из-за большой примеси песка почва здесь имеет характерный серый цвет.





Именно это её свойство и послужило основанием для её немецкого названия Гризе Гегенд, то есть "серая область". Ветер разносит пески из дюны на многие километры, что негативно сказывается на плодородии всего региона к северу от нижнего течения Эльбы. Возделывать эти, не самые выгодные, по сравнению с другими, области было не так уж и много желающих. по понятным причинам, сюда не особо стремились немецкие колонисты после завоевания ободритских земель в 12 веке. В результате именно в нижнем течении Эльбы дольше всего смогло сохраниться славянское население, с собственными традициями, самосознанием, культурой и языком. На юго-западе Мекленбурга полностью вендские деревни упоминаются в последний раз в 15 веке, по другую же сторону Эльбы - там, куда указывал мост на верхнем фото, в районе Хитцакера и области Дравен, и того дольше - до самого 18 века.



Серая песчанная земля.



Но, если для ведения хозяйства такие условия и не были оптимальными, то для прогулок это место представляется очень даже подходящим. Необычные виды, остсутствие туристов, полная тишина и неповторимый хвойный аромат сильно выделяют его на фоне немногих других оставшихся сранительно не тронутыми в перенаселённой Германии мест.



В некоторых местах имеет смысл снять обувь и передвигаться босиком, как на пляже - песок тёплый.





Утопая по щиколодку в песке, забираясь на гору, в голову невольно приходят мысли о том, как всё-таки временами далека кабинетная лингвистика от реальности. Этимологию Шмёленов, как и обитавшего здесь племени смельдингов, к примеру, связывают с расчисткой лесов, "смолинами". Я же полагаю, что и то и другое попросту восходит к дославянскому, балтскому (или сохранившемуся только в балтских) обозначению песчанных дюн - смельтине, о чём как-то уже писал отдельной заметкой.



Думаю, эти высокие песчанные горы должны были быть заметны проплывавшим по Лёкницу и Эльбе купцам и путешественникам ещё с глубокой древности, потому древнее название и смогло за ними сохраниться. Это же место мог иметь ввиду и Адам Бременский, описывая Эльбу в нижнем течении, как песчанную:

"Саксония славится своими мужами, оружием и плодами. Не считая редких холмов, она почти всюду представляет собой широкую равнину. В ней нет разве что сладкого вина, все остальные продукты она производит самостоятельно. Почва везде плодородна, богата лугами и лесами. На подходе к Тюрингии, а также к Заале и Рейну она прямо-таки тучная, хотя в других местах качество её резко ухудшается; так, в районе Фризии она болотистая, а возле Эльбы - песчаная. Но и там провинцию орошает множество прекрасных и весьма полезных рек."





Табличка возле одной из горок повествует о истории возникновения этой дюны. Согласно данным геологии, эти дюны образовались ещё 20 000 лет назад и достигли своего "пика" в славянский период - с VI века до высокоого средневековья. Схожие, но немного меньших размеров имеются у соседних городов на Эльбе - Стиксе и Боиценбурга, западнее Дёмитца. Где-то в районе Боиценбурга, к западу от него, в славянские времена начинался Дельбендерский лес, отделявший славян от саксов-нордальбингов и их столицы Гамбурга. Название его происходит от реки Дельбенде и также не славянское и не немецкое, а восходящее к какому-то более древнему языку. Как, собственно и несколько других рек региона - сама Эльба/Лаба и более мелкая Эльда. Регион, остававшийся в силу природных условий на периферии исторических событий и практически неизвестный и не описанный до позднего средневековья, таким образом, отлично сохранял древнийшие реликты.



Начинающийся за дюнами крошечный лесок с живописным водоёмом после песком кажется каким-то совсем другим миром. Время здесь действительно остановилось, но не как в Дёмитце, на 100 или 200 лет, а, кажется, на целые тысячи.


путешествия, фото, природа

Previous post Next post
Up