К вопросу об ободритах: славянские этнонимы у Саксона Грамматика.

Jul 24, 2014 23:50

Некоторое время назад я выложил достаточно сырую ещё статью об этнониме ободритов, в которой были сформулированы определённые сомнения этому поводу неизвестности этого этнонима никому, кроме континентально-германской, даже уже - франкской традиции. С тех пор мне удалось существенно доработать и проверить многие положения своей гипотезы, так, что ( Read more... )

история, ободриты

Leave a comment

aloslum July 27 2014, 00:14:51 UTC
Выскажу смутную и ещё не оформившуюся догадку. Вот скажем название герулов, то и дело упоминавшихся в эпоху великого переселения народов, после их исхода на север постепенно превратилось в обозначение сословия - ярлы в Скандинавии, эрлы в Англии, в рунических надписях имя эрилы судя по всему относится к неким избранным, владеющим высоким искусством рун.
Хотя порой высказывалось мнение, что герулы изначально представляли собой даже не народ-войско, как готы в 5 веке, но «народ»-дружину, возможно как и русь или древние гезаты, царские скифы и т. п. Как бы то ни было следы многочисленных герулов как народа исчезают.

Может и название варнов-варов на Балтике тоже претерпело подобную эволюцию? Сравни древанское варанг - меч, мечник, и знаменитый корпус варангов в Византии.
На Руси новгородцы помнили о своём происхождении «от рода Варяжьска» (кстати, себя они тоже называли просто словене) и упоминали варягов в качестве отдельного народа в летописях и договорах ещё до начала 13 века. В южных областях их название зачастую было собирательным для ряда народов Балтики уже в начале 12 века (судя по известной вставке в ПВЛ: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си»).
Вместе с тем, слово варяг стало связываться у нас с определённым родом деятельности, причём если в Поволжье оно означало торговца (а заодно и пройдоху), то на Украине оно означало крепкого человека, бойца. Думаю, это можно связать с тем, что варяги сидели от Балтики «къ вьстоку до предѣла Симова» (куда, как указано выше, текла Волга, «иже идеть на въстокъ, въ часть Симову»), вероятно речь шла о контроле на Волжско-балтийском пути, о котором вы писали (сравни также Тимерёво, например, с характерным «скандинавским», а фактически циркумбалтийским комплексом находок). А вот в Киев они приходили в основном в составе нанятых князьями за морем дружин (торговый же путь «из варяг в греки», судя по всему в реальности шёл отнюдь не по Ловати и Днепру).

Насчёт варангов-варягов, у меня была ещё одна догадка. После серии ваших статей о варнах-варах я от неё отказался, но сейчас в связи с вышесказанным вспоминаю вновь. Это попытка объяснить и связать различные факты, начиная от известных круглых крепостей в Дании, построенных с использованием византийских мер примерно в конце 970-х и функционирующих до второй половины 11 века, с большой долей, а иногда преобладанием славянской керамики. Вкратце ход рассуждений таков:
а) Их основание и запущение зачастую связывают с походами датских королей в Англию. Среди отборных королевских хускарларов, по крайней мере при Свене Эстридсене было множество славян.
б) С нормандским завоеванием Англии связывают изменение состава корпуса варангов в Византии, где англичане отмечены со времён Алексея Комнина.
в) Первоначально же как показал ещё В. Васильевский скандинавы были пришлыми в среде варангов. В старейших сагах они отличаются от норманнов, позднее же вэрингами стали называть лишь тех скандинавов, что служили в Византии или (редко) в Гардарики.
г) По нашей летописи «мнози бо бѣша варязи хрестьяни» ещё во времена Игоря.
Так вот, не пришли ли к Свену Вилобородому, восстановившему христианство в Дании, варанги, с византийскими инженерами, но славянскими планами, не желая выступать ни за, ни против антинемецкого и антихристианского восстания 983 года. Изначально же варанги (сравни древанское «варанг» - меч, мечник) представляли боевое товарищество, наподобие, вендо-скандинавских йомсвикингов, только те наоборот были язычниками.
Правда само появление варангов в Византии обычно связывают с приводом их Владимиром в 980 году, но может они появились там раньше (а круглые крепости, наоборот, были основаны чуть позже).

Может быть, их название восходило к имени варнов, которое со временем стало обозначать определённое сословие. Вместе с тем, вероятно, не все варанги (вары, варнове?) ушли в Данию. Как-то так…

Reply

nap1000 July 27 2014, 07:27:30 UTC
Версия, конечно, красивая, но, как мен кажется, самые первые упоминания варинов Тацитом скорее описывают варнов именно как народ. Одно из "рядовых" и явно не самых крупных племён, причём отмеченное Тацитом вовсе не известностью своей воинственностью, как некоторые другие, а тем, что было защищено от нападений врагов природными условиями. Насчёт круглых крепостей в Скандинавии, насколько они связаны со славянским населением, тоже уверенности нет. Проверил ссылку о крепости в Экеторп в Эланде, на которую ссылался Й.Херрманн в "Славянах и скандинавах" и которую мы обсуждали в моём посте о славянах в Скандинавии, но забыл написать. Это действительно круглая крепость, на первый взгляд идентичная славянским на юге Балтики, но сами шведские археологи выводят её чуть не с бронзового, по крайней мере - с железного века. Потому не знаю - толи изначально её отнесли к славянским, а потом обнаружили, что она древнее, толи сама крепость возникла на месте более раннего поселения, так что слои наложились друг от друга (если дендропроб из самих валов не брали). Ссылка оказалась на музейную брошюрку, так что особых подробностей там не было. Однако, со славянами её в этой брошюрке никак не связывали, а связывали именно с более древними временами. Славянская керамика в Дании, особенно на островах, кажется тоже встречается повсеместно - причём большая её часть там и производилась. Меч-варанг очень заинтересовал, как-то раньше не обратил на это внимания. Хотя, первая мысль, которая у меня при этом возникла, что слово похоже на немецкие с корнем "вер", означавшим оборону, но так же и оружие (например Ге-вер - оружие). В принципе, и от русской "[о]бороны" оно фонетически недалеко. Но подобные лингвистические упражнения до добра не доводят)) Попробую поискать что-нибудь на эту тему, может этимология где-то уже разбиралась. А Вы своим инточником информации не поделитесь?
В принципе могу сказать, что версия красивая и мне нравится, только, видимо, из-за того, что сам ход мышления у меня несколько другой, сложности с археологией варинов на юге Балтики (воинское сословие тоже должно ведь было оставить какие-то материальные следы, но находят как правило следы лишь сельского и рассредоточенного дославянского населения, жившего в 6-7 вв вместе со славянами или по соседству, которое явно сложно отождествить с "народом-дружиной") не дают пока выстроить все догадки в единую стройную и непротиворечивую гипотезу.

Reply

aloslum August 1 2014, 13:50:55 UTC
Как раз имел в виду превращение племенного названия варинов так сказать в статусное среди славян, подобно превращению племенного (?) имени эрулов в статусное эрилы-ярлы среди скандинавов.
Тут правда следуют оговорки: возможно эрулы изначально были не обычным племенем. Но скажем активность варнов в самых разных местах в 5-6 веках тоже наводит на подозрения - не профессиональные ли это воины? Хотя во времена Плиния и Тацита это могло быть просто племенным названием.
Может среди балтийских славян варны-вары, подобно эрулам среди скандинавов, или руси среди восточных славян, стали военной и политической верхушкой. Не об этом ли упоминал Гельмольд: «Альденбург - это то же, что на славянском языке Старгард, то есть старый город. Расположенный, как говорят, в земле вагров (terra Wagirorum), в западной части [побережья] Балтийского моря, он является пределом Славии. Этот город, или провинция, был некогда населен храбрейшими мужами, так как, находясь во главе Славии, имел соседями народы данов и саксов, и [всегда] все воины или сам первым начинал или принимал их на себя со стороны других, их начинавших. Говорят, в нем иногда бывали такие князья, которые простирали свое господство на [земли] бодричей, хижан и тех, которые живут еще дальше» (Кн. 1 гл. 12).

Насчёт древанского варанг - это из словаря вустровского епископа кон. 17 - нач. 18 вв. Х. Хеннинга, об этом писал в своей книге «Варяги и Русь» С. Гедеонов (Ч. 1 гл. 5), кстати тоже вспоминая германское «вер»:
«В др. верхнегерманском наречии wari (Wehr) оборона; warjan, готск. varjan (wehren) оборонять; отсюда и Wehr в смысле оружия. С другой стороны, в сохранившемся в трех редакциях вендском словаре Геннига (по списку Гильфердинга) имеется:
Ped. I. Degen - Waro. Schwerdt - Warang, waró. Wehren, sich wehren - Warrjóissa.
Ped. II. Degen - Warów, Warang. Auf dem Degen - No wára. Schwerdt - waráng, waróv, Wehren, sich wehren - warryjoýssa.
Ped. III. Degen - Waró, accus. Warang. Auf den Degen - no wara. Schwerdt - warang, waró. Wehren, sich wehren - warryoissd.
Что waro есть не что иное, как древнегерманское wari (Wehr), несомненно (срвн. Schleicher L. u. F. Lehre d. Polab. Spr. 213); но warang? У Геннига warang противополагается warо, как меч шпаге; по другой редакции, оба слова признаются однозначащими: по третьей warang оказывается винительным падежом waro. Как видно, показания вустровского пастора довольно неопределенны. О винительном падеже warang (warã-варѧ) при именительном warо думать нельзя; warang (warã) могло бы быть винительным падежом только (мужск. рода) слова war’ -варь (срвн. царь, царя и т. п.), если бы дело шло о существе одушевленном; при обозначении неодушевленных предметов мужского и среднего рода винительный падеж не разнится от именительного. Г. Шлейхер (185) объясняет warã (warang) уменьшительным от warо; но средние уменьшительные на ѧ также исключительная принадлежность одушевленных существ (напр., теля, куря, ягня); приводимые на стр. 186 мнимые примеры противного нимало не убедительны. Скорее можно бы предположить особую форму варѧ (срвн. имя, пламя, буря, тля); но что же станется тогда с другой, однозначащей формой warо?»

Reply


Leave a comment

Up