Некоторое время назад я выложил достаточно сырую ещё статью об этнониме ободритов, в которой были сформулированы определённые сомнения этому поводу неизвестности этого этнонима никому, кроме континентально-германской, даже уже - франкской традиции. С тех пор мне удалось существенно доработать и проверить многие положения своей гипотезы, так, что
(
Read more... )
Хотя порой высказывалось мнение, что герулы изначально представляли собой даже не народ-войско, как готы в 5 веке, но «народ»-дружину, возможно как и русь или древние гезаты, царские скифы и т. п. Как бы то ни было следы многочисленных герулов как народа исчезают.
Может и название варнов-варов на Балтике тоже претерпело подобную эволюцию? Сравни древанское варанг - меч, мечник, и знаменитый корпус варангов в Византии.
На Руси новгородцы помнили о своём происхождении «от рода Варяжьска» (кстати, себя они тоже называли просто словене) и упоминали варягов в качестве отдельного народа в летописях и договорах ещё до начала 13 века. В южных областях их название зачастую было собирательным для ряда народов Балтики уже в начале 12 века (судя по известной вставке в ПВЛ: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си»).
Вместе с тем, слово варяг стало связываться у нас с определённым родом деятельности, причём если в Поволжье оно означало торговца (а заодно и пройдоху), то на Украине оно означало крепкого человека, бойца. Думаю, это можно связать с тем, что варяги сидели от Балтики «къ вьстоку до предѣла Симова» (куда, как указано выше, текла Волга, «иже идеть на въстокъ, въ часть Симову»), вероятно речь шла о контроле на Волжско-балтийском пути, о котором вы писали (сравни также Тимерёво, например, с характерным «скандинавским», а фактически циркумбалтийским комплексом находок). А вот в Киев они приходили в основном в составе нанятых князьями за морем дружин (торговый же путь «из варяг в греки», судя по всему в реальности шёл отнюдь не по Ловати и Днепру).
Насчёт варангов-варягов, у меня была ещё одна догадка. После серии ваших статей о варнах-варах я от неё отказался, но сейчас в связи с вышесказанным вспоминаю вновь. Это попытка объяснить и связать различные факты, начиная от известных круглых крепостей в Дании, построенных с использованием византийских мер примерно в конце 970-х и функционирующих до второй половины 11 века, с большой долей, а иногда преобладанием славянской керамики. Вкратце ход рассуждений таков:
а) Их основание и запущение зачастую связывают с походами датских королей в Англию. Среди отборных королевских хускарларов, по крайней мере при Свене Эстридсене было множество славян.
б) С нормандским завоеванием Англии связывают изменение состава корпуса варангов в Византии, где англичане отмечены со времён Алексея Комнина.
в) Первоначально же как показал ещё В. Васильевский скандинавы были пришлыми в среде варангов. В старейших сагах они отличаются от норманнов, позднее же вэрингами стали называть лишь тех скандинавов, что служили в Византии или (редко) в Гардарики.
г) По нашей летописи «мнози бо бѣша варязи хрестьяни» ещё во времена Игоря.
Так вот, не пришли ли к Свену Вилобородому, восстановившему христианство в Дании, варанги, с византийскими инженерами, но славянскими планами, не желая выступать ни за, ни против антинемецкого и антихристианского восстания 983 года. Изначально же варанги (сравни древанское «варанг» - меч, мечник) представляли боевое товарищество, наподобие, вендо-скандинавских йомсвикингов, только те наоборот были язычниками.
Правда само появление варангов в Византии обычно связывают с приводом их Владимиром в 980 году, но может они появились там раньше (а круглые крепости, наоборот, были основаны чуть позже).
Может быть, их название восходило к имени варнов, которое со временем стало обозначать определённое сословие. Вместе с тем, вероятно, не все варанги (вары, варнове?) ушли в Данию. Как-то так…
Reply
В принципе могу сказать, что версия красивая и мне нравится, только, видимо, из-за того, что сам ход мышления у меня несколько другой, сложности с археологией варинов на юге Балтики (воинское сословие тоже должно ведь было оставить какие-то материальные следы, но находят как правило следы лишь сельского и рассредоточенного дославянского населения, жившего в 6-7 вв вместе со славянами или по соседству, которое явно сложно отождествить с "народом-дружиной") не дают пока выстроить все догадки в единую стройную и непротиворечивую гипотезу.
Reply
Тут правда следуют оговорки: возможно эрулы изначально были не обычным племенем. Но скажем активность варнов в самых разных местах в 5-6 веках тоже наводит на подозрения - не профессиональные ли это воины? Хотя во времена Плиния и Тацита это могло быть просто племенным названием.
Может среди балтийских славян варны-вары, подобно эрулам среди скандинавов, или руси среди восточных славян, стали военной и политической верхушкой. Не об этом ли упоминал Гельмольд: «Альденбург - это то же, что на славянском языке Старгард, то есть старый город. Расположенный, как говорят, в земле вагров (terra Wagirorum), в западной части [побережья] Балтийского моря, он является пределом Славии. Этот город, или провинция, был некогда населен храбрейшими мужами, так как, находясь во главе Славии, имел соседями народы данов и саксов, и [всегда] все воины или сам первым начинал или принимал их на себя со стороны других, их начинавших. Говорят, в нем иногда бывали такие князья, которые простирали свое господство на [земли] бодричей, хижан и тех, которые живут еще дальше» (Кн. 1 гл. 12).
Насчёт древанского варанг - это из словаря вустровского епископа кон. 17 - нач. 18 вв. Х. Хеннинга, об этом писал в своей книге «Варяги и Русь» С. Гедеонов (Ч. 1 гл. 5), кстати тоже вспоминая германское «вер»:
«В др. верхнегерманском наречии wari (Wehr) оборона; warjan, готск. varjan (wehren) оборонять; отсюда и Wehr в смысле оружия. С другой стороны, в сохранившемся в трех редакциях вендском словаре Геннига (по списку Гильфердинга) имеется:
Ped. I. Degen - Waro. Schwerdt - Warang, waró. Wehren, sich wehren - Warrjóissa.
Ped. II. Degen - Warów, Warang. Auf dem Degen - No wára. Schwerdt - waráng, waróv, Wehren, sich wehren - warryjoýssa.
Ped. III. Degen - Waró, accus. Warang. Auf den Degen - no wara. Schwerdt - warang, waró. Wehren, sich wehren - warryoissd.
Что waro есть не что иное, как древнегерманское wari (Wehr), несомненно (срвн. Schleicher L. u. F. Lehre d. Polab. Spr. 213); но warang? У Геннига warang противополагается warо, как меч шпаге; по другой редакции, оба слова признаются однозначащими: по третьей warang оказывается винительным падежом waro. Как видно, показания вустровского пастора довольно неопределенны. О винительном падеже warang (warã-варѧ) при именительном warо думать нельзя; warang (warã) могло бы быть винительным падежом только (мужск. рода) слова war’ -варь (срвн. царь, царя и т. п.), если бы дело шло о существе одушевленном; при обозначении неодушевленных предметов мужского и среднего рода винительный падеж не разнится от именительного. Г. Шлейхер (185) объясняет warã (warang) уменьшительным от warо; но средние уменьшительные на ѧ также исключительная принадлежность одушевленных существ (напр., теля, куря, ягня); приводимые на стр. 186 мнимые примеры противного нимало не убедительны. Скорее можно бы предположить особую форму варѧ (срвн. имя, пламя, буря, тля); но что же станется тогда с другой, однозначащей формой warо?»
Reply
Leave a comment