В продолжение темы о возможных славянских, полуязыческих или просто культурных традициях раннехристианского периода восточной Германии.
Как, оказалось, кроме
необычного строения, в котором предполагается первая церковь ещё славянского Берлина-Шпандау, столбовая конструкция известна и из раскопок ещё нескольких ранних церквей восточной Германии. Изначально деревянными и построенными столбовой конструкцией были церкви в Найхене и Хонштэдтe ( обе в Саксонии ).
Церковь в Найхене.
Церковь в Хонштэдте.
Также иллюстрации встроенной в церковь Галена (Нижняя Лужица) и камня из Гроссшторквица (Саксония), уже выкладывавшиеся, но теперь в лучшем качестве)
Камень в церкви Галена
Камень из Гроссшторквитца, предположительно 11 век. Верхнюю часть изображения, похоже, сбили.
Камень, встроенный в церковь Колльмена (Саксония), предположительно, начало 13 века.
Вообще, причины встройки в стены церквей различных каменных изображений не совсем ясны. Такая традиция была характерна для начала христианизации. Судя по всему, в стены встраивали каменные надгробья. В таком случае, это говорило бы за то, что некоторые традиции каменных надгробий Саксонии 17-19 вв, существовали в схожем виде уже и в 11-13 вв.
Камень в стене Штрадова
Камень в стене Огроссена.
Камни в стене церкви Лискау, ниже их прорисовка.
Кроме каменных крестов в кругах, изображений людей или лиц и "лепестков" в ранних церквях Северной Марки (Бранденбург и юго-восточный Мекленбург) и Саксонии часто встраивались камни с "шахматным" узором. Выше - "шахматный" камень из Дёльцига.
Камень в стене Аренцхайна.
Ещё один камень в церкви Аренцхайна.
Камень в церкви Франкены.
Камень в стене церкви Веренцхайна.
Церковь города Притцен и два встроенных в неё "шахматных камня" (один в стене, другой найден при раскопках)
Камень в стене церкви города Сервест
стена церкви в Сервесте.
Камень в стене церкви в Добберцине.
Камень в стене города Хоэнлюббихов. Ниже он же.
Камни в церквях Хёнова и Едикендорфа.
Камень в стене церкви Плёвена.
Камень в церкви Шмаргендорфа
Стена церкви в Шмаргендорфе.
Шмаргендорф.
Камень в стене церкви в Шёнермарке.
Камень в церкви в Везелице.
Размеры и формы "шахматных камней" в ранних церквях Северной Марки.
Высота расположения шахматных камней в церквях различных городов.
Расположение "шахматных" камней в стенах церквей. Обычно - в углах, но без связи со сторонами света
Орнаменты шахматных камней в Восточной Германии. Разумеется, в похобных шахматных камнях сложно прдполагать славянский "след", однако, распространение их строго ограничено славянскими землями - Северной Маркой и Лужицей, так к истории славянских земель Германии эта традиция всё же имеет непосредственное отношение. Любопытно, что не смотря на то, что была проделана большая работа по их систематизации и описанию, вопрос о их предназначении остаётся открытым. Возможно, рассматривая вопрос встройки в ранние церкви славянских камней, надгробных плит и пр., стоит учитывать и эту традицию.