Начало христианизации восточных марок.

May 30, 2014 09:51



В продолжение темы о возможных славянских, полуязыческих или просто культурных традициях раннехристианского периода восточной Германии.

Как, оказалось, кроме необычного строения, в котором предполагается первая церковь ещё славянского Берлина-Шпандау, столбовая конструкция известна и из раскопок ещё нескольких ранних церквей восточной Германии. Изначально деревянными и построенными столбовой конструкцией были церкви в Найхене и Хонштэдтe ( обе в Саксонии ).



Церковь в Найхене.



Церковь в Хонштэдте.

Также иллюстрации встроенной в церковь Галена (Нижняя Лужица) и камня из Гроссшторквица (Саксония), уже выкладывавшиеся, но теперь в лучшем качестве)



Камень в церкви Галена



Камень из Гроссшторквитца, предположительно 11 век. Верхнюю часть изображения, похоже, сбили.

Камень, встроенный в церковь Колльмена (Саксония), предположительно, начало 13 века.



Вообще, причины встройки в стены церквей различных каменных изображений не совсем ясны. Такая традиция была характерна для начала христианизации. Судя по всему, в стены встраивали каменные надгробья. В таком случае, это говорило бы за то, что некоторые традиции каменных надгробий Саксонии 17-19 вв, существовали в схожем виде уже и в 11-13 вв.

Камень в стене Штрадова




Камень в стене Огроссена.



Камни в стене церкви Лискау, ниже их прорисовка.





Кроме каменных крестов в кругах, изображений людей или лиц и "лепестков" в ранних церквях Северной Марки (Бранденбург и юго-восточный Мекленбург) и Саксонии часто встраивались камни с "шахматным" узором. Выше - "шахматный" камень из Дёльцига.



Камень в стене Аренцхайна.



Ещё один камень в церкви Аренцхайна.



Камень в церкви Франкены.



Камень в стене церкви Веренцхайна.



Церковь города Притцен и два встроенных в неё "шахматных камня" (один в стене, другой найден при раскопках)





Камень в стене церкви города Сервест



стена церкви в Сервесте.



Камень в стене церкви в Добберцине.



Камень в стене города Хоэнлюббихов. Ниже он же.





Камни в церквях Хёнова и Едикендорфа.



Камень в стене церкви Плёвена.



Камень в церкви Шмаргендорфа



Стена церкви в Шмаргендорфе.



Шмаргендорф.



Камень в стене церкви в Шёнермарке.



Камень в церкви в Везелице.



Размеры и формы "шахматных камней" в ранних церквях Северной Марки.



Высота расположения шахматных камней в церквях различных городов.



Расположение "шахматных" камней в стенах церквей. Обычно - в углах, но без связи со сторонами света



Орнаменты шахматных камней в Восточной Германии. Разумеется, в похобных шахматных камнях сложно прдполагать славянский "след", однако, распространение их строго ограничено славянскими землями - Северной Маркой и Лужицей, так к истории славянских земель Германии эта традиция всё же имеет непосредственное отношение. Любопытно, что не смотря на то, что была проделана большая работа по их систематизации и описанию, вопрос о их предназначении остаётся открытым. Возможно, рассматривая вопрос встройки в ранние церкви славянских камней, надгробных плит и пр., стоит учитывать и эту традицию.

язычество, христианство, немцы, славяне

Previous post Next post
Up