реконструкция торгового поселения на озере Лёддиг
Крупное торговое поселение находилось в 11-12 веках в исчезнувшем ныне озере Лёддиг, в 4,5 км к востоку от Пархима, где-то на предполагаемой границе племён варнов и линонов.
Как и все славянские торговые поселения в Германии, поселение на озере Лёддиг было открыто случайно лишь в 1975 году. Как и в случае прочих славянских торговых центров, ни в каких современных событиям письменных источниках это поселение не отметилось. Раскопки проводились в 2 этапа в 1981-1991 и 1996-1999, в общей сложности 15 лет и дали превосходный и очень интересный материал. Результаты обоих археологических компаний были ссумированы в монографии Дитлинд Падденберг в 2012 году.
Интересно, что окрестности этого места были непрерывно заселены с римского периода до наших дней
Красным - находки римского периода и эпохи ВПН
Синий - раннеславянские находки
зелёный - находки среднеславянского и
красный - позднеславянского периода
позднесредневековые находки.
В самом Пархиме также находилась крепость позднеславянского периода, правда, изученная куда хуже. Название Пархима, происходит, солгастно Н. Маршалку, от имени языческого божества, идол которого находился в городе. С названием торгового поселения на озере Лёддиг ясности меньше. Поле перед озером носит славянское название Шарцин, у самого озера два названия: немецков (Пихер) и славянское (Лёдиг). В указанной выше монографии исследователи предположили связь последнего со славянским "ладья". Учитывая непрерывность заселения этих мест с начала нашей эры, как и всего региона нижнего течения Эльбы, где сохранилось множество дославянской гидронимики (из ближайшего - р. Эльба и р. Эльда, протекающая через Пархим в 4 км от озера Лёддиг, обозначена также и на приведённой карте, также топоним Эльдена и, по всей видимости, название всей местности Ерциниа; последнее, исходя из версии Топорова, могло быть связано с Перуном), не менее вероятным кажется и дославянское происхождение гидронима Лёддиг.
Согласно дендродатам, поселение возникло в 1030-е, было разрушено уже в 1050-е, но в скоре снова восстановлено, после чего просуществовало ещё до первой четверти 12 века. Торговый центр отличался от приморских тем, что что имел крепостной вал, внутри которого были жилые дома и предположительно языческий храм (см. верхнюю илл.). Население занималось ремёслами: резьбой по кости и дереву, кузнечным и ювелирным делом, изготовлением ножей, гребней, пряслиц и пр. на продажу. Многочисленные находки весов и гирек говорят о значительной торговой активности.
весы и гирьки, найденные в районе ворот возможно говорят о взымании пошлины на торговлю при входе. Гирек очень много.
Находки трёх парных ножных оков, говорят о том, что кроме гребней и ножей, тут продавали и рабов. Любопытно, что этот факт можно интерпретировать на основе письменных источников следующим образом. Поселение существовало в первой половине XI века, было расположено по всей видимости на территории племени линонов, толи входившего в союз лютичей, толи просто бывшее лютичским племенем по происхождению. Поселение находилось недалеко от Эльбы - то есть границы с немцами и вело, судя по находкам, с ними же наиболее активную торговлю. Лютичи в XI веке находились на пике своего влияния и поддерживали с саксонцами союзнические отношения, хотя и оставались при этом язычниками. Конечно, из одной находки оков нельзя сделать сколько-либо точных выводов о том, откуда поступали рабы и куда они продавались. Но можно предположить, что рабами могли быть пленные саксонцы-христиане. Именно в первой половине 11 века Титмар упоимнает введение Генрихом II запрета на продажу христиан "язычникам" (то есть славянам и, исходя из контекста упоминания даже уже - лютичам) (Титмар 6- 28 (21)). Вполне возможно, что археология запечатлела в торговом центре на озере Лёддиг этот крайне любопытный момент немецко-славянских отношений:
О присутствии в торговом центре христианских купцов или товаров (т.е. покупателей) говорят находки крестиков и изображение распятия на бронзовом диске.
Справа - агатовый диск, предположительно западно-европейского происхождения.
Любопытны многочисленные найденные в поселении украшения и украшенные "детали", возможно также бывшие частями фибул, пряжек и тому подобного, но точно не идетифицированные. В том числе находки одной или двух лунниц - редких вещей у балтийских славян.
В находке 4887 предполагается фигура для игры Хнефатафл, таким образом бывшая самым красивым экземпляром этой популярной у балтийских славян игры. Кроме неё обращают на себя внимание и находки других многочисленных игровых фигур - простых полусферических из кости или глины, так и резных с изображениями диковенных зверей.
5054 - игральная кость. 4145 - бронзовый диск, по всей видимости брошь.
Также в поселении найдены фрагменты нескольких флейт, наиболее интересной находкой, не имевшей до этого аналогов в регионе, стала находка большого рожка, из скрученной бересты. Реконструируемая длина его могла составлять до 1 м
На торговлю указывают и находки замков
Однако, самыми, пожалуй интересными, и важными для изучения культуры балтийских славян, можно назвать многочисленные находки амулетов и культовых "мелочей": колокольчиков, куриных богов, перуновых стрел и других окаменелых молюсков. Нет, находки подобного не были чем-то новым в археологии славянских поселений северной Германии. Новым стало скорее внесение их в каталов находок, подробное описание, а не просто упоминание, обращение на них внимания и интерпретация как культовых вещей, что можно только поприветствовать.
4865, 4866 - клыки зубы вепря, с отверстием для шнурка
4869 - волчий зуб с отверстием для шнурка
4870 - собачий зуб с отверстием для шнурка
4872 - медвежий зуб
Ещё 2 медвежьих зуба, один собачий и 2 клыка дикого кабана были утеряны. Что поделаешь, такие мелкие вещи так быстро теряются. Или уносятся с раскопок в качестве сувенира. Медвежий коготь или зуб также был обнаружен в торговом центре в Диркове, там, правда, автор не приводил иллюстрацию, а полный каталог находок в виде монографии ещё не выходил.
камни со сквозными отверстиями - "куриные боги". Само выражение Хюннергот - нем. "куриный бог", для таких, популярных и в наше время на южно-балтийском берегу сувениров, приносящих удачу, по всей видимости является немецкой калькой со славянского и подтверждает восходжение этой традиции к славянской языческой культуре.
"Перуновы стрелы", они же окаменелые моллюски белемниты. Всего здесь их было найдено 4. На Арконе такие являются ежедневными находками, до десятков в день, однако, там они возможно не войдут в каталог.
Ещё из интересного - множество окаменелых морских ежей и кости с отверстиями непонятного предназначения. Морских ежей находят также и в других славянских поселениях, по всей видимости они также были популярным талисманом или "сувениром".
Также - 9 маленьких колокольчиков, некоторые из которых ещё сохранили звучание
Подобные колокольчики находят совсем не редко. В приморских торговых поселениях их обычно связывают с импортом из Восточной Европы, фино-угорских или кривичских земель. Гораздо более интересна находка фрагмента большого колокола
Так вот с ходу и не подумаешь, но исследователи утверждают, что это - деталь колокола, реконструируемый размер которого мог быть около 30 см. "Несомненно христианский обычай" для этой находки, предписываемый авторшей на основании наивного "до сих пор известной по церковным колоколам" традиции, в тоже время вызывает серьёзные сомнения. Христиане в торговом центре, скорее всего, действительно были. Но часть из них, похоже, была выставлена на продажу - это раз. Церкви в поселении не было, в отличии от языческого храма - это два) Странна христианская церковная интерпретация большого колокола в месте, где заведомо предполагается именно невозможность нахождения церкви в данный период. На шее, что-ли христианские купцы должны были таскать такой огромный и тяжёлый литой колокол? Так и ношение колокольчивок на одежде ведь традиция чисто языческая...В заключение можно сказать, что это уже третья находка колокола таких размеров в балтийскославянских землях. Также и колокол из Хаитабу, приписываемый "раннему христианству", но тоже найденный почему-то совсем не в церкви, а под водой в гавани, не исключено, имеет тоже происхождение.
В изображении человеческого лица видят осколок глинянной курительной трубки уже немецкого периода
Одним из самых интересных артефактов славянского периода можно назвать складной украшенный нож
красивая резьба на неидентифицированной детали
другие находки из каталога: гребни, бусины и прочее. Оружие, шпоры, лопаты, серпы и т.д. не помещаю - там ничего особенного не было.
Обращают на себя внимание столбовая конструкция некоторых из домов внутри крепости. Столбовая конструкция известна в балтийскославянском реигоне в основном в приморских городах и торговых центрах - Старигарде, Гросс Штрёмкендорфе, Ральсвике на Рюгене, Волине и связывается обычно со скандинваским влиянием или присутствием. Здесь же предполагать последнее, кажется, нет достаточных оснований. Речь скорее не о "скандинавской", а более обще - "германской" культуре, так как столбовые конструкции известны точно также и у саксов, фризов, и дославянского населения Мекленбурга. Можно упомянуть и два клада монет, найденные в поселении.