Славяне у берегов Северного моря: ободритские владения в Нордальбингии, Вигмодии и Барденгау. 2.

Feb 08, 2014 13:33



Окончание. Начало здесь.


Таким образом, можно предположить, что не частые нападения норманнов на Саксонию слились в народной памяти с куда более частыми войнами со славянами. Путаница норманнов и славян была для IX века, когда произошло послужившие исторической основой эбсторфского сказания нападение, делом обычным - набеги и тех и других происходили зачастую не только одновременно, но, начиная с 817 года, славяне нередко выступали и совместно с данами. Такая же ситуация сохранялась и в начале X века. В 915 году ободриты разрушают Гамбург во второй раз, при этом, в глазах немецких хронистов нападения славян и данов представлялись одно явление, как о том замечал Адам:
В те дни Саксонию поразило ужаснейшее гонение, ибо с одной стороны её церкви терзали даны и славяне, а с другой - чехи и венгры. Тогда же Гамбургский приход был разрушен славянами15
Одновременно с датским нападением пришлось и очередное разорение ободритами Нордальбингии и саксонских земель к югу от Эльбы:
Даны, располагая поддержкой со сторону славян, напали сначала на заэльбских саксов, а затем, разорив земли по эту сторону Эльбы, поразили Саксонию сильным страхом16

После подчинения немцами ободритов в середине X века для Гамбурга ненадолго наступает затишье, однако, произошедшее в 983 году славянское языческое восстание вновь привело к разорению Нордальбингии и Саксонии:
славяне сначала огнём и мечом разорили всю Нордальбингию, а затем, пройдя по прочим славянским землям, сожгли, разрушив до основания, все церкви17 - продолжает Адам свой рассказ.

Гамбург был разрушен славянами в третий раз. Возможно, в это время снова переходит к славянам и Нордальбингия. В приведённом выше отрывке Адам называет её в контексте и даже как одну из славянских земель, отмечая полное вытеснение христианства из Нордальбингии после славянского восстания. Далее по тексту Адам связывает «примирение» Нордальбингии с Гамбургом  в первой трети XI века с подчинением славян императором Генрихом, который: «благодаря поддержке Унвана он подчинил славян и, обложив их данью, восстановил мир между нордальбингами и Гамбургской матерью-церковью18».

Однако мир продлился недолго. В 1029-1032 годах, мстя за убийство своего отца Удо саксонцами, ободритский князь Готтшальк «обрушился на всю нордальбинскую землю и учинил такое избиение христианского народа, что жестокость его перешла все границы19». Адам сообщает, что Готтшальк перебил в то время «многие тысячи саксов», Гельмольд же дополняет, что «некоторое число» оставшиеся в живых саксонцев Нордальбингии заперлось в то время вместе с жёнами и детьми в двух крепостях - Итцехое и Бокельдебург. Урон, нанесённый нордальбингам, был, по словам Гельмольда, настолько велик, что, когда Готтшальк, проезжая по Нордальбингии, «увидел, что страна, некогда полная людей и церквей, превратилась теперь в пустыню, и содрогнулся от ужаса, [видя] плоды своей жестокости». После этого Готтшальк попадает сначала в немецкий плен, а потом отправляется в изгнание в Данию.

Однако интересно в этом случае, что в первой трети XI века ободритский князь Готтшальк очевидно воспринимал Нордальбингию не просто как соседние земли, с которыми он воевал, но именно как часть зависимых от него территорий - сам эпизод с его раскаянием происходит во время объезда им нордальбингских земель «по обычаю». После возвращения в Мекленбург в 1044 году, Готтшальк рьяно принимается за христианизацию уже собственно славянских земель. Результатом такой политики становится народное недовольство, приведшее к убийству его в 1066 году и второму всеобщему славянскому языческому восстанию.

В обход наследников Готтшалька, его сыновей Бутуя и Генриха, также бывших христианами, на ободритский престол избирается князь-язычник Круто. Не известно, находилась ли Нордальбингия под управлением Готтшалька в 1044-1066 годах, однако, это выглядит возможным. Крайне не популярный в народе Готтшальк состоял в тоже время в самых близких отношениях с датчанами и саксонцами, по всей видимости, основывая свою власть не без помощи последних. Едва ли совпадением было то обстоятельство, что во время восстания, славяне «убив прежде всего Готшалка, они разрушили нордальбингскую землю20». На войска нордальбингов и бардов опирался в противостоянии с Круто и сын Готтшалька Бутуй. Это обстоятельство - опора сил династии Готтшалка в Нордальбингии и Барденгау - должно было быть очевидно для Круто, который первым делом не только подчиняет Нордальбингию, но и разрушает Гамбург в 1071 году в четвёртый раз, предприняв на него два похода.

Основываясь на письменных источниках, вообще крайне сложно представить условия не только для независимости Нордальбингии, но и для сохранения там сколько-нибудь значительного германского компонента к концу ХI века. После массовой или поголовной депортации саксонцев и начала славянской колонизации в начале IX века, последовал долгий период постоянных войн и разорений. В начале ХI века германское население Нордальбингии вновь подверглось массовому истреблению, так что саксонское население сохранялось лишь в 2 городах. После разорения Нордальбингии в ходе карательной акции Круто в конце XI века все их земли снова стали зависимы от славян, как о том сообщает Гельмольд:
…стал могущественным Крут, и благополучно было дело в руках его, и получил он власть над всей славянской землей, и уничтожены были силы саксов, и служили они Круту данью, а именно вся земля нордальбингская, которая делилась между тремя народами - гользатами, штурмарами и дитмаршами. Все они во все время [правления] Крута несли тягчайшее иго21
Что привело к исходу саксонцев Гользатии: «В эти дни поднялось более чем 600 семейств из племени гользатов и, перейдя реку, отправилось в далекий путь, ища удобных мест, где можно было бы избегнуть пыла [жестокого] преследования. И пришли они в горы Гарц и остались там сами, и дети, и внуки их до нынешнего дня22»

Учитывая описания скудности германского населения в Нордальбингии в тот период, исход гользатов должен был весьма ощутимо сказаться на демографии. Кроме того, во время похода Круто на Нордальбингию, как сообщает Адам, «почти все штурмары были ими убиты или взяты в плен23». Кроме Гамбурга тогда был разрушен и другой важнейший для Нордальбингии город - Шлезвиг24.

Сменивший Круто христианский ободритский король Генрих, по традиции своего отца Готтшалька был благосклонен к нордальбингским саксонцам, так, что на период его правление приходится возвращение их на свои земли. Нордальбингия продолжала входить в ободритское государство всё время его правления, а сам он полагался на нордальбингские войска как на важную часть своей военной силы в походах на славян. Своим же славянским подданным он имел все основания не доверять, зная о крайней непопулярности христианских князей из его династии в народе. При Генрихе королевство ободритов достигает своих максимальных размеров.



Королевство Генриха. Нордальбингия находилась в составе ободритского государства в последний раз достоверно в 1066-1127 гг.

В 1110 году окрестности Гамбурга в очередной раз разграбляются какими-то неподвластными Генриху славянами, в результате чего был убит попытавшийся преследовать этих славян герцог Готфрид. После смети Генриха начинается систематическое подчинение славянских земель и их колонизация уже немцами. Последнее разрушение Гамбурга в непосредственной связи со славянскими войнами пришлось на 1139 год. Не обошлось и без очередного разорения Нордальбингии, как сообщает Гельмольд: «земли гользатов сильно беспокоила ярость славян, вспыхнувшая из-за саксонских дел. Они как будто с цепи сорвались, так что Фальдерская область обратилась почти в пустыню по причине ежедневных убийств людей и разграблении селений25». После этого саксонский граф Генрих, осознавая, что не сможет защитить свои крепости Гамбург и Зегеберг, разрушает их, чтобы не дать славянам возможность занять эти стратегически важные пункты.

Подводя итог небольшому экскурсу в исторую Нордальбингии VIII-XII веков, невозможно не заметить, что история северных саксонских земель неразрывно связана с историей ободритов. Не единожды в истории ободриты владели этими землями, получая выход к Северному морю. Очевидно, что как свои потенциальные территории или «зону влияния» рассматривали ободритские князья эти земли и в остальное время, о чём говорят постоянные карательные набеги языческих ободритских правителей и теснейшие связи с ними христианских ободритских князей. Как это нередко бывало в истории, именно религия, противостояние язычества и христианства, разделяли славян и саксонцев куда больше, чем разные языки. Определённый интерес представляет и возможность заметного участия ободритов в этногенезе северных саксонцев. Несмотря на несколько почти полных депортаций саксонцев, население Нордальбингии вместе с тем умудрялось восстанавливаться в предельно короткие сроки. В период владения Нордальбингией славянами нельзя исключить и мирную колонизацию ими этих опустевших после исхода германского населения областей. Любопытным в этой связи кажется наблюдение Гельмольда о перенятии нордальбингскими саксами от соседей-язычников воинственности и склонности к набегам, в чём можно предположить славянское влияние26.
Кроме уже приводившего выше указания Нордальбингии в контексте славянских земель, такие отсылки можно увидеть и в средневековых грамотах, где латинское выражение «partibus Slavorum, que sunt a flumine Pene usque ad fluuium Edigore» - «части Славии между реками Пене и Эйдер» становятся устойчивым юридическим обозначением границ гамбургского диоцеза. Такая формулировка употребляется в папских грамотах Анастасия I. (912-913), Иоанна Х. (914-920), Иоанна XV (989), Клемента II. (1047), Льва IX. (1053), Виктора II. (1055), что представляет довольно интресный источник27. Из приведённой в самом начале статьи цитаты из Адама (2-17) отчётливо видно, что в эти границы гамбургского гамбургского диоцеза «от Эйдера до Пене» совершенно определённо входила вся Нордальбингия, что в сопоставлении с папскими грамотами указывает на понимание этих территорий в контексте «славянских» земель.

Нордальбингия не просто долгое время принадлежала ободритам, но в хрониках с самых ранних времён прослеживается именно их активность в регионе. О славянской колонизации или, по крайней мере, проникновении славянских обычаев в Нордальбингию, может говорить характерная для славян северо-западная ориентировка очагов в землянках, раскопанных в Рендсбурге и Альберсдорф-Брамкампе в Гользатии (Nr. 8; 10).



Положение очага в землянках на территории Германии.

К сказанному выше о военных походах ободритов на Нордальбингию, остаётся лишь добавить, что военное присутствие славян должно было чувствоваться в ней с самых ранних времён, чем немало беспокоило соседей. Кроме постройки стратегической крепости Эссефельд на реке Штёр для контроля региона франками, стоит упомянуть и создание мощной системы укреплений данами по линии границы с Нордальбингией, известной впоследствии как «Даневерк» (см. илл. 1). Начало постройки Даневерка франкские анналы относят к 808 году, сразу после разрушения Готтриком ободритского города Рерик. Учитывая то, что за 4 года до этого из Нордальбингии были депортированы саксы, а сами территории перешли ободритам, строительство Даневерка должно было быть мотивировано опасением датчан набегов со стороны ободритов.

Совсем иная ситуация была к югу от Эльбы, в землях бардских саксонцев, находившихся под прямым управлением славянских князей лишь очень непродолжительный период. Тем интереснее кажется засвидетельствованные как в археологии, так и в топонимике и фольклоре следы славянского населения, по всей видимости, начавшего проникать туда уже в конце VIII века и остававшегося в небольшом количестве на протяжении ещё долгого времени.

Интересное сообщение о славянской Нордальбингии оставил в 13 веке польский хронист Богухвал:

Est quedam gens Slavonica, que Cassubite dicuntur- circa mare septemtrionale-. Sunt et alii Slav i i[bi] dem, qui Drewnanye vocantur, hos Theutunici Halczste appellant. Horum castra capitalia fuerunt Buccowecz, quod nunc Lubicz dicitur, Ham, quod et Hamb[o]rg , ac Breme, quod caput et sedes fuit eorundem. Ibidem est etiam Slesuik…
Item castrum Luna, quod pro nunc Lunborg appellatur. Dicitur namque Luna, quia petra latissima in medio camporum erupit; vnde sicuti Slaui splendorem lune in nocte lucentis luna appellant, sic castrum predictum in camporum planicie splendentem Lunam appellarunt. Fuit eciam ibi prope ciuitas magna, que Barduika nominatur. Consuetudinis enim est Slauorum ciuitates - icos appellare; vicus enim in slawonico proprie ciuitas, in qua forus exercetur; nec aliquando dicunt: "transeamus ad ciuitatem", sed: "vadamus ad Wyk"; et sic Barduik a fluuio, qui ibi fluit, et a vico nomen compositum accepit. Sic et Szleszuik ab sledz, qui slawonice allec dicitur.

Таким образом, гользаты, согласно Богухвалу, были славянским племенем древан, которых гользатами называли немцы. Интересен и его список главных городов славянских земель: Буковещь, называемая теперь Любицей, Хам или Хамбург, Бремен, Люнебург, происходящий от славянского «луна», Бардовик и Шлезвиг, происходящий от славянского «сельдь». Последний город, по сообщению Адама Бременского, был основан как саксонская колония на месте Хаитабу и был северным пределом Нордальбингии, в то время как Гамбург был расположен на самом южном её краю. Сообщение Богухвала сложно однозначно интерпретировать. С одной стороны, его нельзя отнести к простой фантазии - в частности, в нём сообщается уникальная информация о форме Буковещь, как более древнего названия Любека. Такая информацию содержится ещё только у Гельмольда из Бозау, но крепость названа там Буку, притом, что произошло это переименование задолго до рождения Богухвала. Сам же Богухвал, приводя явно более близкую славянскую форму Буковещь, должен был иметь какие-то другие, славянские, и, в тоже время, достоверные источники. С другой стороны, совершенно невероятными кажутся изначально славянская этническая принадлежность гользатов, как и указание Бремена, как славянского города - слишком преобладают над этим сообщением многочисленные более ранние, подробные и близкие к месту немецкие источники. Но может не стоит торопиться приписывать это сообщение одной фантазии?

Польский хронист, в деталях описавший даже самые незначительные названия мекленбургских городов, известных только по редким поздним грамотам, причём в совсем других формах, должен был опираться на информацию, полученную от славян, ещё населявших тогда север восточной Германии. Потому, представляется возможным, что сообщение это просто представляет «славянский взгляд» на историю рассматриваемых нами областей. Все перечисленные выше города находились в землях, в какое-то время принадлежавших и частично населённых ободритами, и даже расположенный на самой границе с Вигмодией Бремен не является тут исключением.

Одной из главных проблем изучения истории балтийских славян является то, что подавляющее большинство сообщений о них оставлены немцами в период ожесточённого славянско-немецкого противостояния и едва ли могут представлять объективный взгляд на происходившие события. Польская же хроника, основанная, по всей видимости, и на славянских источниках, может оказаться уникальным свидетельством славянского, ободритского, видения истории региона, в которой Нордальбингия, как и некоторые земли к югу от Эльбы рассматривались как «изначально свои территории» или «зона влияния».

Ссылки:
1 - Адам, 2-17
2 - Адам, 2-18
3 - Гельмольд, 1-47
4 - Laux, Friedrich - Studien zur frühgeschichtlichen Keramik aus dem slawischen Burgwall bei Hollenstedt, Ldkr. Harburg. In: Hammaburg,Vor- und Frühgeschichte aus dem niederelbischen Raum, Folge 11, Wachholtz Verlag Neumünster, 1997, S.113-114.
5 - Адам, 2-18
6 - Harthausen, Hartmut - Die Normanneneinfälle im Elb- und Wesermündungsgebiet mit besonderer Berücksichtigung der Schlacht von 880, Hildesheim, 1966, S. 10-19.
7 - оригинальный текст «гамбургской версии» эбсторфского сказания содержится в хронике Генриха Триббе. Разные варианты, приводимые в статье, известны по разным спискам. Пересказ приводится по немецкому переводу H. Harthausena.
8 - G.Osten - Slawische Siedlungsspuren im Raum um Uelzen, Bad Bevensen und Lüneburg, 1978.
9 - немецкий писатель 19 века, описывающий путешествия по Нижней Саксонии
10 - Hunnen - народ гунов
11 - Hünen; Hüne - в северно-немецких диалектах означает "великана".Hünengrab -  "могила великана", название мегалитов на севере Германии
12 - Zieleitz - топоним имеет славянское происхождение
13 - J. D. H. Temme  - Die Volkssagen von Pommern und Rügen, Berlin 1840, Nr. 282
14 - Wegewitz, W. - Rund um den Kiekerberg. Vorgeschichte einer Landschaft an der Niederelbe. In: Hammaburg,Vor- und Frühgeschichte aus dem niederelbischen Raum, Folge 8, Wachholtz Verlag Neumünster, 1988, S.186-187.
15 - Адам, 1-52
16 - Адам, 1-55
17 - Адам, 2-42
18 - Адам, 2-48
19 - Гельмольд, 1-19
20 - Гельмольд, 1-25
21 - Гельмольд , 1-62
22 - Гельмольд , 1-62
23 - Адам, 3-51
24 - Адам, схолия 81
25 - Гельмольд, 1-56
26 - Гельмольд, 1-47
27 - Robert Klempin - 786-1253. Regesten, Berichtigungen und Ergänzungen zu Hasselbach's und Kosegarten' s Codex Pomeraniae diplomaticus. In Commission bei Th. von der Rahmer, Stettin 1868.
Грамоты под номерами: 7, 8, 17, 19, 20, 21.

предания, Барденгау, франки, археология, саксонцы, Нордальбингия, история, Вигмодия, ободриты

Previous post Next post
Up