Leave a comment

Comments 26

nikola_rus February 8 2014, 13:48:46 UTC
>>Последний ограничен с запада Британским океаном, с юга - рекой Эльбой, с востока - рекой Пеной

Это которая Пена имеется в виду? Наверняка же не та, которая впадает в море возле Узедома.

По идее границей должна быть не Пене, а Траве.

Reply

nap1000 February 8 2014, 13:50:48 UTC
Oна самая. Именно она и была границей гамбургского диоцеза, тут как раз всё верно.

Reply


nikola_rus February 8 2014, 13:52:32 UTC
>>их главная церковь [находится] в Мельдорфе

Вообще любопытно, что у каждого племени своя главная церковь. Наверное идёт от того, что раньше у каждого племени было своё главное святилище.

У меня предположение, что такое же должно было быть и у наших кривичей, радимичей и т.п. И вообще механизм создания племён/союзов племён как-то был связан со святилищами.

Reply

nap1000 February 8 2014, 14:02:04 UTC
скорее это связано с княжескими ставками. Церкви строились в столицах племенных князей, в ободритских землях точно также в то время были созданы церкви в Старигарде, Ратиборе, Мекленбурге и Ленцене, это столицы вагров, полабов, ободритов и брежан. Но если святилище Проне находилось за крепостью Старигарда, то сама церковь была внутри. Это связано во первых с контолем и влиянием на местных князей, и просто с безопастностью надо полагать. Не те времена были, чтобы церковь простояла сколько-нибудь заметный срок без охраны княжескими войсками. К тому же сама знать принимала христианство и устраивала церкви на месте своих городских языческих святилищ и храмов, но не для племени, а для себя и чтобы показать наружу свою благосклонность христианству. Про самих Нордальбингов Адам также сообщал, что они "из суеверия" почитают священные рощи.

Reply

nikola_rus February 8 2014, 14:12:23 UTC
Т.е. можно сказать, что как и на Руси княжеское/христианской административное устройство не совпадало с племенным/языческим?

Reply

nap1000 February 8 2014, 14:21:46 UTC
почему, Гельмольд как раз описывает "главного бога" каждого племени, как ему по тогда казалось, по крайней мере. Просто первые церкви у балтийских славян строились в княжеских ставках, крепостях. Скорее всего также на месте бывших святилищ, но не племенных, а локальных городских. Прито "племенные" святилища, священные рощи, камни и просто локальные сельские святыни продолжали существовать в первое время не смотря на постройку церкви в княжеской крепости. Христианизация длилась веками и именно на юге Балтике происходила сложнее всего - кажется, нигде больше история не знает столько возвращений от христианства к язычеству.

Reply


nikola_rus February 8 2014, 13:55:23 UTC
А почему вы пишите "саксонцы", а не "саксы"? За этим стоит какой-то смысл?

Reply

nap1000 February 8 2014, 14:35:34 UTC
нет)) даже не задумывался над употреблением, вроде обе формы в русском языке равноправны, хотя по немецки было бы правильнее "саксы". "Саксонцы" - это строго говоря "жители Саксонии", что (только что осознал) для восточной Германии, действительно ещё мало о чём говорит) Я имел ввиду именно германское племя саксов, а не любых жителей Саксонии.

Reply


nikola_rus February 8 2014, 14:08:44 UTC
А где этот Камень Эльверта находится, если на современной карте? Примерно хотя бы.

Reply

nap1000 February 8 2014, 14:33:04 UTC
На той карте, которая есть в посте (Королевство ободритов в IX веке и рассматриваемые в статье города) указан город Эбсторф, о мучениках которого приведены 3 легенды. Ханштедт из предания о камне Эльверта находится в 2 км к северо-западу от него.

Reply

nikola_rus February 8 2014, 14:35:24 UTC
Понятно. Реку Ильменау тоже нашёл.

Reply

swinow February 11 2014, 19:42:07 UTC
Кстати, обратите внимание, насколько название этой реки похоже на называние знаменитого озера Ильмень, на котором Новгород стоит, и которое, якобы, финского происхождения. И в Германии таких Ильменау целых несколько.

Reply


smelding February 8 2014, 16:23:52 UTC
а как же вильты из Нидерландов и их Вильтенбург? это ведь было раньше

Reply

nap1000 February 8 2014, 19:06:06 UTC
вполне может быть, я просто никогда не занимался сам этим вопросом, потому ничего об этом и не упоминаю, тем более, что изначальной темой была Нордальбингия) Так-то славянские поселения были и на Рейне, вполне могли быть и в Нидерландах. Насчёт топонимики только нужно быть осторожнее, может там есть и другие объяснения из голландского. Другой интересный момент - в Нидерландах известны круглые поселения, известные ещё только в Германии. И только в тех местах, где жили славяне. Причём, тоже, кажется, только ободриты или по крайней мере северные лехиты. Думаю, в Нидерландах тоже могут выясниться некоторые интересные подробности ранней истории. Исторически то это вполне вероятно - славяне перешли Эльбу не после завоеваний франков, а до. Карл-то вот приезжал уже в ободритскую крепость глубоко в Саксонии, как получается.

Reply

smelding February 11 2014, 01:06:11 UTC
вот о круглых поселениях в Нидерландах хотелось бы почитать подробнее.

Пипин дал ему место для епископской кафедры в прославленной крепости, которая на древнем языке того народа называлась Вилтабург, то есть “город вилтов”;
http://krotov.info/acts/07/3/beda05.html

также Гильфердинг, со ссылкой на собственно нидерландского "Утрехтского летописца" пишет о славянах-вильтах в Нидерландах.

Reply

vera_bokova February 27 2014, 14:16:04 UTC
А почему бы не существовать там вендским колониям? Древние греки, вон где заводили полисы. Где Балканский полуостров и где, например, Танаис.
В Нидерландах R1a1 от 14 до 17%.

Мы, венеды, такие, нам на месте не сидится ;)
По отцу у меня, например M458, те самые западные славяне, а жили с 17 века в Сибири, сибиряки.
Другой дед, по фамилии Винда, я до недавнего времени считала, что он молдаванин, потому что его предки из Молдавии на Кубань приехали.
Вот куда делись венеды ;) Родня у меня с обоих ветвей во всех поколениях по всей стране разбросана.
Как они нашли друг друга-то, мама с папой? Оба из венедов, на Дальнем Востоке...

Reply


Leave a comment

Up