Leave a comment

Comments 52

smelding January 23 2014, 23:22:37 UTC
как же Арнольд не упоминает идолов, если его персонаж "искоренил идолопоклонство"?

Reply

vera_bokova January 24 2014, 10:22:27 UTC
Видимо имелось в виду, что он не назвал имен богов, которым были посвящены идолы.

Reply

nap1000 January 24 2014, 10:58:22 UTC
идолопоклонство всё-таки, как мне кажется, не развнозначно идолу. Идол - это конкретное изваяние, а идолопоклонство - исполнение языческих культов. Священная роща, уже сама по себе бывшая местным религиозным центром, могла быть "идолопоклонством" и без дословного "наклонения перед идолами". А её вырубка и установление на её месте церкви - "искоренением идолопоклонства". Там, конечно, вполне мог быть и целый языческий храм, и идолы, но Арнольд, похоже, ничего об этом не знал, а говорит только о роще. В других случаях хронисты ведь наоборот подчёркивали такие "подвиги" своих коллег, как разрушение храмов и идолов.

Reply

vera_bokova January 24 2014, 11:45:01 UTC
По поводу идолов ( ... )

Reply


lebedyshka January 24 2014, 07:07:43 UTC
Спасибо, очень познавательно. Были ли сами в этих местах? Есть ли там мегалиты? На последней карте, слева, на поле что-то похожее...

Reply

nap1000 January 24 2014, 10:59:25 UTC
Да, бывал и сам, фото тут как раз мои. Мегалитов или чего-либо интересного в округе не заметил, одни поля...

Reply


vera_bokova January 24 2014, 11:29:39 UTC
Почитала некоторые ваши посты о западных славянах. Большое вам спасибо, буду читать дальше, очень интересно. Вероятно, буду задавать вопросы и делать сопоставления, но пока не знаю, где это уместней - в более новых постах или там, где возникает желание встрять.
Темой западных славян интересуюсь сравнительно недавно, так что, пока больше накапливаю сведения, чем позволяю себе сопоставлять и делать выводы.
Тем не менее, чувствую себя причастной к их судьбе лично, так как с одной стороны гаплогруппа с отцовской стороны М458 (у лужичан этот маркер встречается чаще, чем где бы то ни было), с другой стороны - мама моя урожденная Винда (есть такая фамилия).
Но не буду утомлять рассуждениями по поводу расселения западных славян, основанными на шатких выводах. В общем, чувствую себя потомком тех, кто поехал осваивать восточные земли. ;)
Может в крови у них (у нас) - ехать на восток, куда глядели стены Арконы?

Reply

nap1000 January 25 2014, 07:46:58 UTC
Спасибо за позитивную оценку!

Reply


xtrabass January 24 2014, 12:57:12 UTC
Просто в Кицыне было много котов))

Reply

nap1000 January 25 2014, 08:03:15 UTC
вот и найден тотем киссинов:)

Reply

xtrabass January 25 2014, 08:31:43 UTC
Огромный рыжий кот))

Reply

anrike January 25 2014, 09:06:15 UTC
Р-Р-РЫЖИЙ!? Кто сказал рыжий!!!???

... )

Reply


anrike January 24 2014, 15:02:40 UTC
==Удивительное совпадение не правда ли?

С вероятностью 99,99% аббат Арнольд своё pro Gutdracco Godehardum episcopum venerari constituit по мотивам грамоты папы Александра и написал. Трудно было проигнорировать такое созвучие имён. Скорее всего ничего иного он про Годерак и не знал.

==он искоренил идолопоклонство, вырубил священные рощи

Фраза culturas demonum eliminavit, lucos succidit, на мой взгляд, не более чем традиционная характеристика успешного миссионера (как и то, что он предварительно per Christum confortatus). Написанная через много лет после смерти Берно, она вряд ли имеет сколь бы то ни было конкретный характер. Кстати, Дьяконов мог бы и ближе к тексту её перевести.

Параллель с сагой о Кнютлингах любопытна, интересно было бы выяснить предысторию переименования селения ...

Reply

nap1000 January 25 2014, 08:00:17 UTC
Может, конечно, сообщение Арнольда и связано с грамотой, притом, что текст почти одинаковый. Однако, это не отменяет возможности того, что деревня действительно до христианской миссии носила название Годерак, а переименование её связано как раз с вырубкой леса. Как мне кажется,само положение этой церкви на отшибе - не в Ростоке и вообще не в городе, даже не в бывшем Кессине, если он тогда ещё существовал, а где-то в поле, вполне может подтверждать слова о вырубке священной рощи. Это ведь как раз самая распространённая практика того времени - ставить церкви на местах бывших языческих святынь и в этом случае церкви могли ставиться и вдали от пределов города, но в местах и до них бывших религиозными центрами ( ... )

Reply

anrike January 25 2014, 08:39:07 UTC
==не отменяет возможности того, что деревня действительно до христианской миссии носила название Годерак

Почему "возможности"? Судя по грамотам это факт.

==переименование её связано как раз с вырубкой леса

Но это догадка. Она может быть верна, но из источников прямо не следует. Сказанное Вами далее может быть верным безотносительно к написанному Арнольдом. У Арнольда, кстати, множественное число и просто "рощи". Равно как у него не "идолы", а "демоны". Если события происходили в начале 70-х, между ними и хроникой дистанция лет в сорок. Скорее всего, Арнольд также от представлений о "самой распространённой практики" и отталкивался, а вовсе не от имеющихся в его распоряжении сведений. В пользу этого говорит и ita ut frequenter ludibrio habitus ad sacrificia demonum artaretur, что, если не вспоминать Хакона Доброго, могло быть в те времена и в тех краях актуально для какого-нибудь приходского попа, но никак не для епископа ( ... )

Reply

nap1000 January 25 2014, 09:29:13 UTC
Думаю, у Арнольда могли быть и какие-то другие современные ему не письменные или не сохранившиеся церковные источники о деятельности его коллеги Берно - 40 лет на самом деле не так уж и много, чтобы память о каком-то заметном деятеле уже не сохранялась и судили лишь по грамотам. Это, конечно, тоже ничем не подкреплённое предположение, но всё-таки как-никак, Арнольд говорит о священной роще и это источник. Можно поставить его под сомнение, но от него никуда не деться ( ... )

Reply


Leave a comment

Up