К вопросу о железных заклёпках.

Nov 15, 2013 00:13

В продолжение к теме лодочных захоронений у балтийских славян.

Read more... )

балтийские славяне, скандинавы, археология

Leave a comment

Comments 163

smelding November 14 2013, 23:20:53 UTC
как же я рад, что я Вас в своё время зафрендил)

Reply

nap1000 November 15 2013, 05:34:50 UTC
:)

Reply


(The comment has been removed)

nap1000 November 15 2013, 05:37:25 UTC
Не знаю насчёт корня ясеня. Дунаю, серьёзным аргументом является и то, что судить до сих пор не по чему. Не думаю, что кто-то проводил какие-то подобные эксперименты.

Reply

katzanja November 15 2013, 16:34:10 UTC
У Грот что-то было на эту тему: борта наращивались досками, прикрученными корнями, или типа того. На "Переформате" посмотрите

Reply

samolog November 17 2013, 18:23:30 UTC
Не корни ели? Типа они гибкие, но прочные, и во время шторма доски драккара ходили ходуном... По-моему, опять из незабвенного Валентина Иванова.

Reply


anrike November 15 2013, 07:36:41 UTC
На корабле из Гокстада (время Харальда Прекрасноволосого): 23,5 на 5 метров, штевни прикреплены к килю двумя рядами стальных гвоздей, а клинкер (16 поясов досок внакрой) к шпангоутам пришнуриванием (нижние пояса) и деревянными заклёпками и гвоздями (верхние пояса). Более раннее судно из Усеберга (21,5х5): клинкер на стальных нагелях, палуба на тисовых ...

На судне из Нидама (23х3) весь клинкер на стальных гвоздях. Ладья из Хьертшпринга (15х2) вязаная ...

Так что идея Ваша продуктивна, но с оговорками по времени и месту, прежде всего.

==В маленьких славянских кораблях чаще применялись деревянные дюбели, но так же чаще применялись деревянные дюбели и в маленьких скандинавских кораблях

Но из Вами же приведённых цитат Слазкого и Бирмана следует, что и в "маленьких кораблях" дюбели и заклёпки применялись по-разному. Слазкий указывает, что планки крепились дюбелями, а если ипользовались гвозди, то только для крепления штевней (планки соединялись сосновыми гвоздями или дюбелями...Железные гвозди применялись до 12 века лишь редко для ( ... )

Reply

nap1000 November 15 2013, 17:11:04 UTC
Я цитировал одну статью Слазки, а Бирман цитирует другую, мне её пока не прислали и сам не проверил, но думаю ему вполне можно доверять в цитате ( ... )

Reply

anrike November 15 2013, 17:40:11 UTC
==To есть такая техника однозначно была известна славянам ( ... )

Reply

nap1000 November 15 2013, 17:49:43 UTC
так потому что камерные известны и там, где скандинавов подозревать сложно - на юге озера Толлензее, например, у редариев. Осторожные рассуждения - в тексте. В резюме пишется уже более однозначно, такие резюме читают иностранные археологи, всё это расходится. Из предположения возникает миф. Ниже привёл пару примеров. Херрманн тоже начинает осторожно с ральсвикским захоронением, а кончает историей, как из Скандинавии на этой лодке на Рюген приплыли и тут остались какие-то скандинавы.

Reply


xtrabass November 15 2013, 11:13:00 UTC
Вот так, только недавно узнал, что делились по гвоздям и дюбелям - оказывается, что его не было.

Reply

nap1000 November 15 2013, 17:41:50 UTC
возможно какие-то различия в конкретных местах и конкретные времена и были. Но нет оснований связывать их с национальностью. В принципе, такое могло было бы быть возможно, но мы этого не знаем.

Reply

xtrabass November 16 2013, 10:10:37 UTC
Та да. мне, как работающему с деревом, достаточно один раз увидеть ,что бы принять на вооружение полезную идею.

Reply


swinow November 15 2013, 14:20:04 UTC
Да уж - все эти горы заклёпок и гвоздей - это неспроста. Не может быть это случайным. Ну просто никак! ;) Получается и насчёт этой дуалистичной пары - металлические гвозди, деревянные гвозди, как "этномаркеры кораблей" может на поверку быть просто очередным мифом.

Reply

nap1000 November 15 2013, 17:39:13 UTC
по крайней мере многочисленные исключения делают такие особенности традиций слишком ненадёжными для определения национальности. В Скандинавии вон полно кораблей с деревянными дюбелями и там их считают скандинавскими, как и с железными.

Вообще знакомая история.

- У славян неизвестно кораблей с железными заклёпками!
- как неизвестно, а вот же Узедом, вот Гросс Штрёмкендорф, вот Ральсвик...
- а это не их, а скандинавские!

если и дальше будут находимые у балтийских славян корабли с железными гвоздями называть скандинавскими, то и не мудрено, что "славянских не найдено". Или иначе:

-Почему корабли найденные у балтийских славян - скандинавские?
-потому, что скреплены железными заклёками.
-а почему такая техника считается скандинавской?
-потому, что у славян её неизвестно.

и как то так круг и замыкается.

Reply

swinow November 15 2013, 18:39:19 UTC
О да - при прочих равных отдаётся предпочтение не славянам, "потому, что это не славяне". В качестве "ответа" нам предлагается, на самом деле - предубеждение, что "славяне так не могли". И всё это, в конечном итоге, восходит к мифологии "про викингов", которая в конечном итоге восходит к мифологиям типа рудбекиества, готицизма, и вообще - к господствующей практике, укоренившейся у западных историков, склонных восхвалять германцев вообще, и скандинавов в частности, на правах почти что само собой разумеющейся нормы: легко и просто провозглашать почти любые свои идеи относительно величия указанных народов в древности - истинной правдой, а имеющийся фактологический материал объявлять, как безусловно свидетельствующий об этом. Даже если это очень спорная оценка этого материала. И всё это действительно восходит к традиции сказочного описания своей истории, которую заложили Рудбек и ко. И это с одной стороны ( ... )

Reply


Leave a comment

Up