Находки из Ральсвика на Рюгене.

Nov 14, 2013 21:30



Недалеко от современного и исторического административного центра Рюгена - Бергена - на берегу Большого Ясмундского залива, возле современного местечка Ральсвик в VIII-XII вв располагалось славянское торгово-ремесленное поселение. Само по себе поселение едва ли чем-то превосходило множество подобных же приморских торговых пунктов южной Балтики. Однако, оно является одним из наиболее детально изученных археологами. Находки из Ральсвика крайне интересны. Тут полный набор - корабли, клады, ремесленные мастерские, огромный могильник. Очень интересно поселение в Ральсвике не только в плане изучения культуры балтийских славян, но и в "варяжском вопросе".

Про находку и реконструкцию ральсвикских кораблей, как и про самый большой клад арабского серебра до 850 года, уже были посты. Теперь как дополнение - некоторые из находок, на мой взгляд наиболее интересные.

Интересны например украшения, находящие ближайшие параллели в восточно-европейских "фино-угорских и балтийских землях", как то формулируют авторы исследований.



Показаны варианты и распространение однотипных украшений. Вариант, найденный в Ральсвике обозначен кружком (4)



"Подковообразные фибулы". Также отчётливо видна связь этих украшений с фино-угорскими и северо-русскими землями. Обычно в этих землях помещают племена весь, чудь, сумь.

Кроме Ральсвика такие украшения находят в Волине и крепости Дрензе в землях укрян. Такая же подковообразная фибула была найдена и в плёнском озере в Вагрии, хотя на карту почему то не попала.

Ральсвикским же колокольчикам, кроме фино-угорских земель, находят параллели и у кривичей



В уже упомянутом кладе, кроме огромного количества арабских серебряных монет, было найдено и украшение "пермского стиля". Такие украшения, по Й. Херрманну, были единицей обмена балтийских купцов и местного населения верховьев Волги. Таким образом, становится видна прямая связь монет ральсвикского клада не только с арабами, но и выявляется промежуточное звено этой торговли - земли северной Руси. Получается, есть все основания предполагать, что рюгенские купцы участвовали в торговых делах на Волге - с арабами и фино-уграми - в первой половине-середине IX века.



На картинке справа - украшение пермского стиля из ральсвикского клада.

Другое однотипное украшение пермского типа было найдено в Шверинсбурге - в устье Одры, недалеко от современного Анклама. На картинке слева оно помечено буквой b ( а - ральсвикское украшение). Найдено оно также в кладе арабского серебра, только ещё более раннем - не позднее 820 года.



Украшение пермского стиля из анкламского клада в музее Гросс Радена.

Все эти находки четко указывают на тесные торговые контакты руян с землями северо-западной Руси с самого раннего периода. Да и каковы сами-то находки! Фино-угорские вещи, "балтские" или, как утверждает Й. Херрманн, характерные "для кривичей". Сам торговый путь должен был проходить через словен. Прямо как по летописи: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:..

Известны в Ральсвике и украшения скандинавского типа:



"молоточки Тора"



и различные фибулы.

Впрочем, насколько они действительно скандинавские, эти "украшения скандинавского типа"? Например те, что на верхней картинке под буквами d, e, f и на нижней они же на фото 127 и 128. А вот - однотипные из Менцлина



под номерами 3 и 4

Вот такие же из Ростока:



Очень схожие мы видим и в Старой Ладоге.



под номером 11.

Похоже, такие украшения были известны и носились по всей Балтике - распространение их выходит далеко за Скандинавский полуостров. Происхождение же мотива - вопрос иной.

В Старой же Ладоге мы найдём параллели и нашим подковобразным застёжкам из Ральсвика, Волина и Дрензе.



Аналоги ральсвикским "молоточкам Тора" можно найти в Гнёздово.

Нам конечно объяснят такое поразительное совпадение вещей тем, что и тут и там были скандинавы, которые и оставили все эти украшения, как на Рюгене, так и на Руси. Но археология не может ответить на вопрос, кто носил найденную в земле вещь, она лишь может констатировать факт сводства материальной культуры разных регионов. Получается археологический материал раннесредневекового Рюгена вполне соответствует таковому северо-западной Руси. Кто может гарантировать, что в Старую Ладогу эти вещи попадали из Швеции, а не с Рюгена, ведь их носили и тут и там, чья бы изначально ни была традиция? То, что купцы с Рюгена туда плавали и торговали с этими землями, отчётливо видно по кладам.
Вопрос из раздела риторических. Но вернёмся к находкам. Из наиболее интересных можно назвать также фигурки для популярной на Балтике настольной игры Хнефатафл (а, b).



Аналоги таким игральным фигуркам есть как в Скандинавии, так и например в Старигарде или Старой Ладоге.

Красивая литая голова дракона в скандинавском стиле:



Сверху находка из Ральсвика, снизу аналог из южной Швеции.

Также обращают на себя внимание многочисленные писала, найденные в Ральсвике.



Ужесамим своим видом, как то резной звериной головой на писале в верхнем правом углу. Вот оно ещё раз крупным планом и в цвете:



Ещё более интересное писало изображённо на верней картинке на фото 157 и в прорисовке под буквой i. На нижнем изображении оно же в правом верхнем углу. В причудливом узоре на нём археологи видят ближневосточные (предположительно сирийские) буквы, правда что точно значит написанное определить не смогли. Получается, не только руяне плавали к Волге и привозили оттуда арабское серебро, но и сами арабы бывали на Руе и даже что-то записывали! Не такие ли арабские купцы, возвращаясь на родину потом долго рассказывали соплеменникам о чудесных славянских храмах на высоких скалах у "морского рукава", пусть чуть-чуть и приукрашивая? А может и сами легенды об "острове Рус" отсюда? Всё это, конечно, более чем заманчиво.

Верхняя сторона этого арабского писала была приспособлена для того, чтобы ею можно было стирать написанное на восковой дощечке. А вот другое писало, обозначенное буквой h, по мнению археологов применялось для письма на пергаменте.

"Достоверно предметы для письма - как уже было указано в статье о иголках - были найдены до сих пор только в Новгороде: так называемые Писалки для письма на бересте"- комментирует Йоахим Херрманн ральсвикские находки.

Самое интересное, что в отличие от Новгорода, писала в Ральсвике относятся к периоду до крещения Рюгена. Город был языческим, а население его вполне грамотно.

Торговые связи Рюгена не ограничивались северо-западной Русью, арабами, фино-уграми и скандинавами. Тут же присутствует и фризский импорт, как к примеру такие вот кувшины



Их также по странной, переходящей в правило случайности, находят и у словен на юге Ладожского озера. Разумеется, все эти находки сами по себе ничего не доказывают. Но заставляют задуматься. Например, как бы выглядели вещи, теоретически оставленные жителями Ральсвика в северной Руси, исходя из того, что мы знаем о их материальной культуре? Чем они должны были бы отличаться от артефактов, например, из Старой Ладоги? Если их материальная культура и обычаи слабо отличались от таковых в северной Балтике, то как бы виделись руянские купцы жителям северо-восточной Европы - могли ли бы их к примеру поставить в один список со шведами, норманами и готландцами чисто по внешнему признаку?

Задумываясь над такими вещами можно прийти к очень интересным выводам. В любом случае связь Рюгена с северо-западной Русью слишком явна и с ней придётся считаться.

русь, археология, руяне, Ральсвик, Рюген

Previous post Next post
Up