По следам епископа Герольда к священной роще Проне

Oct 12, 2013 02:15




Съездил таки в Старигард, своими глазами посмотреть на предположения археологов касательно местоположения священной рощи Проне. Поезда пришлась на осеннее равноденствие, бывшее около трёх недель назад. Фото из музея и реконструированной деревни выкладывать не буду, так как их и так много в интернете. Тут же приведу только фотоотчёт о путешествии.

Поиски начнём, что называется, с постановки проблемы. Что нам известно о местоположении святыни?

Пробыв у князя эту ночь и еще следующие день и ночь, мы отправились дальше по Славии в гости к одному могущественному человеку, имя которого было Тешемир, ибо он приглашал нас к себе. И случилось, что по дороге пришли мы в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд.

Таким образом, роща располагалась за пределами Старигарда, от которого к ней вела дорога. Судя по тому, что собрания у рощи проводились каждую неделю и на них присутствовал князь, располагаться она должна была где-то поблизости. Это же подтверждается и словами Гельмольда о том, что у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли. Святилище было городским, альденбургским, а не общеплеменным, так как же как в восточной Вагрии, в Плуне, было своё святилище. Под "всем народом" в данном случае должно было иметься ввиду население Старигарда и связанных с городом близлежащих сельских поселений "альденбургской земли".

К счастью, славянская крепость в Старигарде хорошо сохранилась до наших дней. До сих пор она впечатляет своими размерами, хотя сохранился один лишь вал.


Панорама руин старигардской крепости. Жаль фото немного засветилось.



По стоящему внутри дому и прогуливающемуся человеку с коляской можно представить себе примерный масштаб. Хотя в славянские времена она должна была быть ещё выше - как сам вал, так и стоящая на нём деревянная крепость.



макет-реконструкция старигардской крепости из музея.

Немало удивило, что в самой середине городища сейчас стоит дом. Причём не музей или что-то подобное, а самый обычный, жилой. Во время моего посещения во дворике стоял небольшой экскаватор, что-то рыли, строили. Вот тебе и археологическая достопримечательность областного, как минимум, масштаба. А ведь раскопали далеко не всю территорию крепости. Даже оставив в стороне всю неуместность там современного строения и связанную с этим безвозвратную потерю этих территорий для изучения - создаётся нехороший претендент продажи в частную собственность общенационального достояния.

Обходя крепость по кругу и осматривая открывающиеся с неё виды, взгляд невольно останавливается на горе на горизонте.



Вид на гору Винберг с вала старигарской крепости.

На первый взгляд, ничего такого необычного в ней нет, да и не сильно то она и высока. Но замечаешь её действительно сразу, "в этом краю целиком расположенном на равнине". Остаётся только согласиться с таким прочтением отрывка - то что в хронике звучит не совсем ясно и даже противоречиво (какая, казалось бы "единственная равнина", если весь полуостров - одна сплошная равнина), на месте приобретает вполне понятный и простой смысл.

От крепости пешком "дорогой Герольда" отправляюсь по направлению к горе. По кратчайшей траектории сейчас до неё не доберёшся - сельскохозяйственные поля, обнесённые к тому же колючей проволокой, заставляют идти в обход. Примерно так:




Идти довольно далеко - километров так 4-5. По прямой же дороге путь бы сократился до 2,5-3 км, что вполне приемлемо для определения "альденбургской земли". Сама гора называется Винберг, что в переводе с древне-верхне-немецкого значит "освящённая гора". А поля находящиеся рядом с ней, которые теперь и приходится обходить - Путлозер Ау, то есть "область Путлос". В Путлосе же не трудно узнать славянское "под лесом" (ср. названия городов Путгард - "под городом", находящиеся на соседнем острове Фемерн и на Рюгене). Топонимика сходится.

Археолог Инго Габриель приводит вид на Винберг с церковной башни, высота которой примерно соответствует примерной высоте тогдашней крепости. Повторить его снимок у меня не вышло, хотя пытался целых два раза. Поломавшись некоторое время, священник, когда все нелепые отговорки насчёт потерянных ключей у него закончились и ключи чудесным образом всё же нашлись, в конце концов запустил меня в башню, но в малюсеньких, обильно покрытых паутиной и солидным слоем грязи окнах, и рассмотреть то что-либо было трудно, не то что снимки делать. Окна, похоже, со времён прошлых снимков конца 80-х или начала 90-х так и не мыли. Ответив на вопрос священника, давно ли я интересуюсь церквями, как можно более политкорректно - что меня в данном случае интересовал только вид, и не вдаваясь в подробности, продолжаю свой путь.



Вид с современной дороги на Винберг через поле Путлос.

При виде деревянного забора с колючей проволокой, подумалось, что вполне себе аутентичная деталь. Писал же Гельмольд в самом деле, что священную рощу окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву. Впрочем, кое-что всё же за тысячу лет поменялось и не в лучшую сторону. Так, желающих принести жертву во дворик уже не пускают, а потому пришлось искать обходные пути.



гора Винберг с другого ракурса.

Особо внимательные могут заметить некий белый столб, торчащий посреди поля на верхнем фото. Тогда я как-то не обратил на него внимания, а вот дома, пересматривая снимки, так и не смог понять, что же это такое.




Подумал было, что впечатление от такой, заострённой к низу формы, создаются потому, что столб стоит среди колосьев. Но нет, поле было убрано, под белым предметом - обычная ровная земля, справа вот и следы от комбайна на ней видны. Ещё и скомкано-клечатое какое-то. Что бы это могло быть?



Зайти внутрь поля всё же удалось немного дальше. Справедливо рассудив, что видная на фото справа табличка "Частная территория. Проезд запрещён" ко мне не относится, так как иду я пешком, а не еду, направился к горе.




Правда, далеко не ушёл и вскоре упёрся в стройку - то ли какие-то хранилища для газа там строят, то ли и вовсе завод по его обработке. На гору не попал, но хоть удалось сделать кадр, где по крыше дома и фонарям, можно оценить высоту горы. Если верить археологическим данным, высота эта составляет около 65 м - на самом деле гора начинается не сразу за зданием, а на приличном от него расстоянии.

Находясь там и смотря на гору, просто невозможно поверить, что на самом деле это никакая не гора, а самый большой мегалит Германии. Целый какой-то город подземный должен там находиться. 115 х 65 м - Винберг наивысшая точка не только "земли альденбургской" но и чуть не всего полуострова! Какие же это интересно, есть в Европе мегалиты больше него, только если Стоунхендж, да мегалитические "города" во французской Бретани. На кургане этого уникального горы-мегалита, что не менее интересно, был обнаружен и уже собственно славянский курган.

Кстати, вдоль пешеходной дороги, ведущей вокруг горы, растёт целая дубовая аллея







Попасть на саму гору сейчас невозможно - там находится военная база немецкой армии и стрельбище. Кому и как могла придти в голову столь "гениальная идея", устроить базу именно на самом большом и значительном неолитическом памятнике Германии, мне наверное никогда не понять. Тут уже и домик на городище кажется мелкой шалостью. Более того, место где славяне считали немыслимым кровопролитие и военные действия, в настоящее в настоящее время стало одним из самых больших стрельбищ северной Германии. Стрельбище находится где-то далеко за полем, но слышны выстрелы настолько, что подойдя к горе на максимально возможное сейчас расстояние, кажется, что очутился на войне, без всяких преувеличений.



военная база и стрельбище перед горой Винберг.

И всё же, находясь у горы, испытываешь очень сильные чувства. Писать о личных ощущениях смысла нет, потому и не буду. Скажу только, что из всех мест, где мне когда либо приходилось бывать, это оставило самые сильные впечатления. Впрочем и день был не простой - равноденствие. От горы направился дальше, по направлению к морю. На небе в это время начиналось что-то невероятное.




Облачный "потолок" становился всё темнее и опускался всё ниже и ниже, нависнув над самыми кронами деревьев и оставляя на горизонте лишь узкую полосу светящегося белого света. Фотографии, конечно, не в силах передать и доли той красоты извечной гармонии светлого и тёмного.



Казалось, там, за горой - край света. Причём, так и оказалось на самом деле)) Там начиналось море.




Варяжское море в районе Старигарда. Суровое, грозное, и необычайно красивое.




Ветер тут очень сильный. Деревья у начинающегося у берега небольшого леска им все согнуты.







На этом путешествие к священной роще Проне заканчивается. Не совсем понятно, связан ли переход славянского Перун  в Прон с какими то особенностями немецкой передачи ( переход Perone в Pron-s-torf и Perun в Prohn в топонимике ) или же с самими особенностями балтийско-славянских диалектов ( кашубское Парон - злой дух), но у меня сомнений в том, что священная роща Перуна находилась именно тут уже нет.


мегалиты, путешествия, вагры, Перун, святыни, Старигард

Previous post Next post
Up